Приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения в современной России является формирование всесторонне и гармонично развитой, социально адаптивной личности, с активной жизненной позицией, направленной на достижение и созидание. Подобная личность характеризуется рядом личностных и социальных качеств, в которых не последнее место занимает патриотизм. Наиболее системно и последовательно патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, в связи с чем в настоящее время формируется система образовательных учреждений нового типа. Все большую популярность приобретает кадетское образование, как особая система начального профессионального образования государственной службы России, в котором отечественные достижения сочетаются с инновационными педагогическими методами, технологиями и подходами. Сегодня их назначение – получение воспитанниками общего, начального военного образования, формирование культуры личности, ее стойкости, гражданственности, патриотизма, дисциплинированности и исполнительности, подготовка к воинской службе. Обязательным условием организации ценностной направленности педагогического процесса выступает создание образовательной среды и воспитательского пространства, соответствующего целям педагогической системы.
Образовательная среда в современных интерпретациях рассматривается как система «влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении» [5, с. 294]. В. И. Слободчиков пишет, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперёд заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и как ресурс своей совместной деятельности; и где между институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения. По В.И. Слободчику образовательная среда – это динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [4, с. 173-174]. В понимании В.В. Рубцова образовательная среда – такая форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общности между учащимися и педагогом и между самими учащимися, обеспечивающие передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания-умения-навыки учебной и коммуникативной деятельности [3, с. 176] .
Несмотря на значительную представленность в научных публикациях концепций образовательной среды, к сожалению, мало публикаций, посвященных исследованиям проблемы влияния образовательно-средовых факторов на личностное становление учащихся. В этой связи нельзя не отметить работы В.А. Ясвина, В.И. Панова, И.В. Дубровиной, А.С. Маркова. Панов В. И. отмечает, что эффективность педагогических действий, как собственно обучение и развитие ребенка, всегда происходит в определенных пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые могут и способствовать, и затруднять обучение и развитие ребенка под влиянием педагогических воздействий [2, с. 69] . С точки зрения В.А. Ясвина основными компонентами образовательной среды являются пространственно-предметный, технологический и социальный. Автор выделяет принципы организации образовательной среды: комплексность и гетерогенность; ориентация на актуализирующий потенциал образовательной среды; персональная адекватность; развитие мыслеобразов[5, с. 232-238].
Организационно-педагогические аспекты кадетского образования непосредственно определяются спецификой образовательной среды, которая является «системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении». Следуя концепции В.А. Ясвина, мы выделяем для анализа образовательной среды кадетского корпуса три основных её компонента: пространственно-предметный, технологический и социальный [5, с. 235].
Пространственно-предметная образовательная среда кадетского корпуса характеризуется сочетанием типичного для российской школы пространственно-предметного обеспечения образовательного процесса (локализованное пределами определенной территории пространство школы, включающее учебные кабинеты, спортивный комплекс, библиотеку, столовую и бытовые помещения и проч.) и специфических компонентов. Спецификой являются: корпусы для проживания, единая форма воспитанников установленного образца, специальные предметные средства физического и военно-патриотического воспитания. Кроме того, поддержание конфессионально-религиозных традиций обусловливает наличие в учебном заведении специальных помещений для совершения религиозного обряда.
Однако наиболее выраженным отличительным компонентом пространственно-предметной среды кадетского корпуса является территория для проживания кадет, представляющее собой жилое помещение для отдыха воспитанников. Кадеты, в отличие от их сверстников-школьников, находящихся в школе только в период смены учебного дня, живут в течение рабочей недели в корпусе. Воспитанник не имеет здесь привычного для современного подростка приватного пространства в виде собственной комнаты или рабочего места, отведенного ему в родительском доме. Из шести измерений приватного пространства (физическое тело, территория, личные вещи, привычки, социальные связи и вкусы) казарменное проживание в определенной степени депривирует три: территорию, личные вещи, привычки. При этом нарушение даже одного из измерений может обусловить и нарушения процесса становления личностной зрелости, поскольку депривируется целостность суверенного пространства личности. Психологические исследования показывают, что такое состояние границ Я, психологической суверенности может привести к сверхчувствительности к психическим перегрузкам субъекта, тем более, когда речь идет о подростково-юношеском периоде становления личности.
Технологический (психодидактический) компонент представляет совокупность учебной, учебно-профессиональной и других видов деятельности, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития будущего офицера. Технологический компонент образовательной среды представлен, прежде всего, учебными планами. Организация образовательного процесса осуществляется на основе учебного плана и календарно-учебного графика, согласованных с Управлением (военного образования) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации. В них, наряду с федеральным, существенное значение отводится вариативному компоненту, в частности программам углубленного (расширенного) изучения отдельных предметов и дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. Реализация программ углубленного (расширенного) изучения осуществляется с 5 класса по учебным предметам: английский язык и математика. Начиная с 7 класса, одновременно изучаются два и более иностранных языка (английский, немецкий, французский). Основной спецификой учебного процесса является наличие профильной подготовки в выпускных классах по направлениям: «Физико-математический профиль», «Естественно-математический профиль», «Информационно-технологический профиль», «Оборонно-спортивный профиль». Профильная подготовка обеспечивается введением в 10 и 11-х классах предметов на основе элементов учебных программ военного образования. Включение воспитанников в изучение названных предметов сопровождается большим объемом практических занятий и внеаудиторных мероприятий.
Важной составляющей технологического компонента образовательной среды является режим дня. Рабочий день воспитанников начинается подъемом в 7.00. После первого завтрака в 9.00 начинаются занятия. По окончанию третьего урока кадеты имеют второй завтрак и большой перерыв, который заполняется активными видами деятельности, в частности «физкультурными паузами», санитарной уборкой помещений. После полного завершения 6-часового учебного процесса в режиме дня обед и непродолжительное время для личных занятий. Строго под контролем режима стоят часы, отведенные для самостоятельной подготовки к занятиям. С 17.00 часов организуется цикл мероприятий физкультурно-спортивного направления, кружковая работа, различные воспитательные мероприятия. Завершается рабочий день кадета ужином и 40-50 минутами личного времени. Вечернее время учеников включает организованный просмотр информационных телепрограмм, вечернюю прогулку. После вечерней проверки и вечернего туалета в 22-00 воспитанникам дается отбой.
Таким образом, распорядок дня кадетского корпуса имеет гигиенически обоснованные нормы и направлен на создание таких условий образовательной среды, которые не нарушают ритма развития растущего организма, дисциплинируют и поддерживают оптимальные дозы физических и интеллектуальных нагрузок.
Социальный компонент образовательной среды может быть охарактеризован спецификой персонифицированных источников социализации подростков. Будучи объединенными во взводы, кадеты находятся под постоянным педагогическим воздействием воспитателей, командиров взводов. Пользуясь терминологией А.С. Маркова, можно определить, что межличностное взаимодействие в кадетском образовании имеет субъект-порождающий тип, продуцируя явления фисилитации [1, с. 98].
Общеизвестно, что характерной особенностью российского школьного образования является преобладание в корпусе педагогов лиц женского пола. В кадетских корпусах этот гендерный дисбаланс значительно отличается от системы общего образования. Так, весь руководящий состав, командиры взводов и отделений, воспитатели, руководители спортивных секций корпусов, на базе которых проведено исследование, — мужчины.
Вместе с тем нельзя не отметить, что половая однородность ученического состава воспитанников, имеет скрытый потенциал негативного влияния на некоторые аспекты социализации подростков, становление их гендерной идентичности. С учетом психофизиологической специфики протекания подростково-юношеского возрастного кризиса можно предполагать, что этот аспект создает риск роста эмоциональной напряженности, эмоциональных срывов, если сочетается с повышенной утомляемостью, эпизодами неуспеха в учебной деятельности или другими факторами риска развития подростковых стрессов и субдепрессий.
Таким образом, организационно-педагогические аспекты кадетского образования определяются развивающе-формирующим типом образовательной среды, образуемой пространственно-предметным, технологическим и социальным компонентами. Образовательная среда кадетского корпуса активизирует личностное становление воспитанников, что находит отражение в более выраженных показателях личностно-психологической и социальной зрелости.
Список литературы:
- Марков А.С. Влияние образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста // Российский научный журнал. — 2009. № 5 (12). – С. 95-104.
- Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
- Рубцов В. В. Оценка образовательной среды школы // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М ., 2000. –С. 176-177.
- Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.(Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М ., 2000. С. 172-176.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ» description=»В статье представлен обзор трудов отечественных ученых, посвященных анализу образовательной среды современных российских школ и ее влиянию на формирование личности подростков. Опираясь на известную концепцию В.А. Ясвина, авторы выделяют отличительные черты пространственно-предметного, технологического и социального компонента образовательной среды кадетского образования. Проведенный теоретический анализ психологических аспектов личностного становления воспитанников позволил определить образовательную среду кадетских корпусов как развивающе-формирующую.» author=»Додова Людмила Муратовна, Константиниди Леонид Юрьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]