Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Современный этап развития образования в России ориентирован на обеспечение перехода в качественно новое состояние, в связи с этим обсуждается новая система ценностей и целей образования [4].

В условиях реализации требований ФГОС, инновационными становятся следующие педагогические идеи:

— личностно ориентированное обучение;

— проективное образование (массовая готовность к переобучению в течение всей жизни; образование должно пониматься как ядро карьеры в течение всей жизни);

— компетентностный подход;

— технологизация учебного процесса и ряд других.

Общим для всех подлинно инновационных педагогических идей сегодняшнего дня является признание воспитанника и педагога субъектами учебно-воспитательного процесса и указание направления путей и средств, обеспечивающих реализацию субъектного стиля, отношений в образовательной системе. Теперь воспитатель рассматривается как самоценный субъект профессиональной подготовки, способный к самосовершенствованию с учетом личных мотивов, интересов, способностей и личностных смыслов. Самомотивированность профессиональных достижений служит индикатором соответствия требованиям, выдвигаемым профессиональной средой, личностным возможностям и притязаниям.

Процесс самосовершенствования педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга [3].

Процесс формирования личности воспитателя всегда длителен и многокомпонентен. Его эффективность зависит от ряда факторов, среди которых мы выделяем как наиболее значимый — уровень профессиональной мотивации педагога, так как уровень мотивации является маркером для определения зрелости педагога в своей профессии, а также указывает на организационные особенности, такие как психологический комфорт в организационной среде, уровень самооценки педагога и другие.

Мотивацию в педагогической деятельности принято разделять на внешнюю и внутреннюю [1]. Принципиальное различие в том, откуда к педагогу идет стимул – от кого-либо (мотив достижения власти, денег, статуса) или мотив к саморазвитию находится внутри самого педагога (самоактуализация, профессиональный рост).

Мы провели анализ мотивации профессиональной деятельности среди педагогов дошкольного учреждения №4 г.Мурманска, который показал следующие результаты (смотри рисунок 1):

Рисунок 1. Компоненты профессиональной мотивации

у 27% педагогов высокий уровень внутренней мотивации, у 50% сотрудников выделяется неоптимальный негативный комплекс мотиваций, что означает, что внешние отрицательные мотивы, такие как деньги, престиж, оценка другими людьми действий и деятельности, превалируют над внутренними мотивами и внешними положительными мотивами. На работу некоторых педагогов (30% от опрашиваемых) влияют такие меры, как наказание, критика, осуждение. Эти отрицательные меры являются мотивами, подстегивающими деятельность. 10% педагогов ориентировано на поощрение положительными оценками, одобрение со стороны руководителей и коллег, возможности саморазвиваться, т.е. это стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

В дополнение к методике исследования мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир) мы провели исследование уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (Н.П. Фетискин). Данная методика подтвердила высокую выраженность мотивационного компонента примерно у 40% сотрудников. Но когнитивный (познавательный) компонент на среднем уровне (70% респондентов).

У половины опрашиваемых сотрудников организационный компонент на среднем уровне (смотри рисунок 2).

Рисунок 2. Компоненты парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

Делаем вывод, что для качественного повышения профессиональных навыков педагогам необходимо научиться планировать, анализировать свою работу, повысить собственный уровень психологической грамотности, любознательности, направленной на педагогическое самосовершенствование.

Список литературы:

  1. Зимняя И.А., Педагогическая психология : учебник для вузов /И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО ‘МОДЭК’, 2010.- С. 239.
  2. Ильин Е. П., Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер,— 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»), 2002
  3. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1081
  4. Супрунова Л.Л. Педагогические технологии в инновационном образовании: учебное пособие / Л.Л.Супрунова и др.; под ред. Л.Л.Супруновой. 2-е изд., доп. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 341с.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» description=»В статье рассматриваются проблемы профессионального саморазвития. Также рассмотрена мотивация профессиональной деятельности как важнейший компонент в системе профессионального саморазвития педагога. Предложены методические направления для правильной организации процесса профессионального саморазвития педагога.» author=»Величко Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(2)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found