ВВЕДЕНИЕ
Снижение уровня безопасности, угрозы самого разного рода становятся неотъемлемым атрибутом современной жизни. Истоки снижения адаптивных ресурсов человека, его устойчивости к воздействию экстремальных факторов следует искать в изменениях качества жизни в переломные моменты эпохи, когда неординарные события все чаще вторгаются в общественную жизнь, наделяя ее чертами аномальности и катастрофичности. По мнению исследователей [1, 3], проблема профессионального долголетия, здоровья человека, его успешности и надежности в деятельности в настоящее время должным образом не изучена, хотя чрезвычайно востребована практикой и способна стать основанием новых подходов к становлению и профессиональному самоопределению личности, к человеку как высшей ценности. Вопросы о здоровье и благополучии человека, эффективности в профессиональной деятельности, критериях, позволяющих оценить его образ жизни и деятельности, имеет сегодня решающее значение в медицине и психологии.
Адаптивность, здоровье человека связаны с такими характеристиками как жизнестойкость, самодетерминация, способность преодолевать самого себя и трудные обстоятельства [4]. Отношение человека к преобразованию сложных событий жизни, профессиональной деятельности и самого себя отражает качество взаимодействия человека с миром и с самим собой. Анализ исследований в области проблематики профессионального здоровья и долголетия специалистов железнодорожного транспорта показывает, что в настоящее время слабо разработаны методы, позволяющие получать с высокой степенью достоверности информацию о риске внезапной смерти работников локомотивных бригад. Неожиданная смерть работников локомотивных бригад, несмотря на высокий общественный резонанс, сегодня остается вне рамок научных исследований. Внезапная смерть, связанная с сердечно-сосудистыми эпизодами (далее — ВСС), определяется как ненасильственная смерть, вызванная заболеванием сердца и наступившая неожиданно или в течение 1 часа с момента возникновения симптомов острого заболевания у человека с установленным или неустановленным до этого сердечно-сосудистым заболеванием [5, 6]. По данным ВОЗ, частота ВСС составляет 30 случаев в неделю на 1 млн. населения [2, 9]. Только в США от ВСС погибает около 400 000 жителей в год. По данным различных исследований уровень внезапных смертей среди мужчин трудоспособного возраста в разных странах составляет от 0,9 до 1,7 случаев на 1000 человек популяции в год. В России этот показатель по различным данным составляет от 1,04 до 1,3 случаев на 1000 человек популяции в год [2].
Причины развития фатальных нарушений ритма и проводимости сердца на фоне отсутствия органической патологии, пусковые факторы развития ВСС на сегодняшний день остаются неясными. К сожалению, современный уровень развития медицины и психологии не позволяет в 100% случаев прогнозировать вероятность развития внезапной смерти у человека, а тем более определить время ее наступления и предполагаемый характер [7, 8]. В данном исследовании предпринята попытка выявления различий индивидуально-психологических особенностей условно здоровых работников локомотивных бригад с погибшими работниками в результате внезапной смерти и поиску маркеров, указывающих на риск возникновения внезапной смерти.
Цель исследования заключалась в научном обосновании и разработке критериев (маркеров) риска возникновения внезапной смерти у работников железнодорожного транспорта.
Возможности долгосрочного прогноза работоспособности работников по психофизиологическим показателям, установление взаимосвязи важных индивидуально-психологических свойств личности и маркеров риска позволит своевременно выявлять заболевания, приводящие к преждевременной смертности работников железнодорожного транспорта.
Материалы и методы исследования
В ходе эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и маркеров риска внезапной смерти были сформированы две подгруппы, — подгруппа работников, внезапно погибших (27 человек) и контрольная подгруппа практически здоровых (100 человек), — которые мы сравнивали между собой с целью установления различий индивидуально-психологических особенностей и состояний.
В соответствии с поставленной целью был разработан двухэтапный алгоритм исследований.
На первом этапе проводился ретроспективный анализ личных дел 27 работников, (погибших в результате внезапной смерти), включающий анализ их личностных свойств, полученных по следующим методикам:
-16-ти факторный опросник Кеттелла;
-методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина;
-методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
-тест цветовых выборов Люшера, а также анализ данных автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра (АСПО).
На втором этапе проводилась обработка эмпирических данных с помощью статистических процедур и методов программы SPSS (Версия 20), корреляционного и факторного анализов, а также интерпретация полученных результатов, закономерностей, различий.
В данной работе предпринята попытка использования комплексного медико-психологического подхода по оценке риска возникновения внезапной смерти и определения маркеров, которые прямо или косвенно указывали бы на риск ее возникновения. Применение содержательно-психологического, корреляционного и факторного анализа позволило обнаружить различия в психологических портретах группы практически здоровых и группы внезапно погибших, которые приводятся ниже.
Результаты и их обсуждение
Уровень внезапных смертей среди работников группы машинистов, водителей и их помощников ОАО «РЖД» за последние 12 лет составил всего 0,01 случая на 1000 работников. Относительно низкий показатель уровня внезапных смертей в компании достигается во многом благодаря сложившейся системе отбора по медицинским и психофизиологическим показателям поступающих на работу и работников, обеспечивающих движение поездов, а также благодаря постоянному динамическому контролю функционального состояния, расширенных обследований в психофизиологических подразделениях отрасли, в том числе при проведении предрейсовых медицинских осмотров.
В таблице 1 представлена динамика случаев (ВСС) работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих движение поездов за период 2004-2015гг.
Таблица 1
Динамика случаев внезапной смерти работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих движение поездов за период 2004-2015гг.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Число случаев ВСС | 28 | 39 | 30 | 43 | 40 | 46 | 38 | 43 | 42 | 39 | 26 | 20 |
Число случаев ВСС на 1000 работников | 0,05 | 0,07 | 0,06 | 0,08 | 0,07 | 0,09 | 0,07 | 0,09 | 0,09 | 0,07 | 0,05 | 0,05 |
Анализ случаев внезапной смерти специалистов железнодорожного транспорта по основанию – возрастные показатели (социо – демографические данные) отражают наиболее общие закономерности взаимосвязи возраста и внезапной смертности работников. Как видно из таблицы, структура случаев внезапной смерти по данному критерию практически не претерпевает изменений в течение ряда лет. Случаи внезапной смерти по критерию возрастной показатель распределились следующим образом: 50-59 лет – 48%; 40-49 лет – 38%; 30-39 лет– 11%; 20-29 лет – 2%; 60 лет и старше – 1%. В целом, на лиц в возрасте от 40 до 59 лет приходится 86% случаев внезапной смерти. Можно говорить о необходимости учета возрастно-профессиональной специфики при проведении периодических медицинских осмотров относительно профессиональной пригодности по состоянию здоровья, а также в ходе предрейсового медицинского контроля.
Анализ результатов исследования, полученных с помощью шкалы SCORE (шкала оценки и расчета событий сердечно-сосудистых заболеваний), позволяет утверждать, что оценка риска внезапной смерти с использованием данной методики является малоэффективной в силу того, что данная шкала не позволяет оценивать риск у лиц в возрасте до 40 лет, а также градуирует серьезный риск (более 5%) только у лиц старше 50 лет, которым свойственны высокий уровень систолического АД и уровень холестерина, препятствующих эффективному выполнению данными работниками своих профессиональных обязанностей, т.е. профессионально непригодных. Более глубоко понять природу феномена внезапной сердечной смерти, по нашему мнению, позволит изучение взаимосвязи психосоматических проявлений и индивидуально-психологических особенностей, характеризующие эмоциональную и нервно-психическую устойчивость, уровень активности, коммуникативные качества, стрессоустойчивость. Мы исходили из представления, что общность и взаимообусловленность психоэмоциональных и психосоматических проявлений выступают как факторы формирования мощных психологических (интрапсихических) защит и внешних копингов, — важных форм адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации. Выступая как стратегии по разрешению ситуаций и преодолению требований профессиональной среды, данные адаптационные процессы помогают быстро снизить тревогу, напряжение. В то же время они могут быть ригидными, ситуативными и при неблагоприятных обстоятельствах способствовать изменениям, ухудшениям в соматической, психической, эмоциональной и духовных сферах, что может приводить к нарушениям адаптации и преждевременной смерти.
В этой связи в ходе исследования был проведен содержательно-психологический анализ личных дел и результатов тестирования машинистов локомотивных бригад, погибших в результате внезапных смертей. По результатам ретроспективного анализа психологического тестирования и личных дел работников было выявлено, что в психологических портретах погибших есть некоторые общие закономерности. Исследованиями установлено, что 86% погибших от внезапной смерти РЛБ, являлись интровертами, характеризовались закрытостью, сдержанностью, высоким самоконтролем и склонностью к самоанализу. Следует отметить, что для интровертированного типа личности характерны фиксация интересов личности на себе, своих переживаниях, явлениях собственного внутреннего мира, которым придаётся высшая ценность; а также необщительность, замкнутость, социальная пассивность, затруднение социальной адаптации. При анализе результатов методики оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина, методики диагностики межличностных отношений Т.Лири; теста цветовых выборов Люшера были обнаружены следующие различия в характеристиках работников железнодорожного транспорта, погибших от внезапной смерти (в сравнении с контрольной группой практических здоровых): средний и высокий уровень тревоги – 5 (и выше); негативная эмоциональная реакция на проблемную ситуацию; своеобразная, ориентированная лишь на собственное субъективное мнение адаптивная стратегия, склонность к иррациональным решениям, застенчивость, отчужденность в межличностных отношениях, закрытость, замкнутость. Им также присущи: ирреальные требования к жизни, потребность в идеалах, которые не могут быть воплощены в реальность; необычность суждений, убежденность в своей исключительности. Как правило, свойственный им высокий уровень активности и внешняя сбалансированность даются ценой высокого напряжения и самоконтроля.
Анализ результатов исследования по методике Люшера позволил выделить ряд дополнительных информативных параметров — личностных особенностей группы погибших от внезапной смерти. В частности, им присущи неудовлетворенность потребности в непосредственной самореализации в активном взаимодействии с окружающими; убежденность в том, что надежды и желания должны быть реализованы сами собой, без применения собственных усилий; потребность в признании и помощи со стороны окружающих; чувство страха и неуверенности в себе. Для них также характерно опасение возможных помех на пути реализации своих намерений, что вызывает критическое отношение к жизненным ценностям, за которым скрывается беспомощность, чувство несостоятельности, ощущение утраты личностной позиции, состояние разочарованности и бесперспективности, бегство в иллюзии. Иными словами, работникам, погибшим от внезапной смерти, свойственно прибегать к таким защитным способам поведения, которые могут скрыть их несостоятельность в отношении самостоятельного разрешения жизненных трудностей.
Рассматривая информативность данных показателей по отношению к сохранению профессионального здоровья и безопасности профессиональной деятельности, следует отметить, что ряд свойств личности данной группы прогностически неблагоприятен для оценки состояний, обеспечивающих поддержание и восстановление постоянства внутренней среды организма, психосоматического здоровья и надежности профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта. Роль свойств нервной системы, черт характера (экстраверсия или интроверсия, тревожность, особенности адаптивных стратегий, когнитивного стиля, состояний Я) особенно возрастает в связи с решением проблем сохранения профессионального здоровья и безопасности движения на железной дороге.
Обнаруженная эмпирическая закономерность в индивидуально-психологических различиях группы погибших от внезапной смерти требует своего дополнительного исследования состояний с латентной, компенсированной патологией психической деятельности, разнотипной по симптоматике и протеканию.
Ниже приводятся фрагменты психологического портрета одного из погибших в результате внезапной смерти. Фамилия и инициалы изменены.
Иванов Ю.О. – эмоционально зрелый человек, ответственный, обязательный, добросовестный. Ему свойственны высокая точность действия, соблюдение норм деятельности и взаимодействия даже в тех случаях, когда они воспринимаются как пустая формальность. Замкнут, плохо поддерживает социальные контакты, характеризуется как человек эгоцентричный: собственную точку зрения рассматривает как единственно верную и наиболее адекватную действительности. По итогам теста Кеттелла, выявлены следующие характеристики Иванова Ю.О.: наличие эстетических качеств — мягкость, утонченность, элегантность; образное мышление, художественное восприятие мира. Иванов Ю.О. склонен придерживаться эстетических и моральных норм и правил, для него неприемлемы грубые люди и грубая работа. Тяготеет к созерцательному, отвлеченному восприятию действительности. Это проявляется в том, что художественные произведения в большей степени влияют на его жизнь, чем реальные события. Отличается богатым воображением, человек-выдумщик, фантазёр, ориентированный только на собственные желания, погруженный в себя. Непрактичный, не обращающий внимания на повседневные дела и обязанности, Иванов Ю.О. о будущем не заботится, строит жизнь по принципу «авось пронесет». Поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Преобладает тревожно-депрессивный фон настроения. Постоянно чем-нибудь озабоченный, подавленный, он тяготится дурными предчувствиями, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, принижает свою компетентность, знания и способности. В обществе чувствует себя неуютно, держится излишне скромно, замкнуто и обособленно.
По результатам теста Лири, Иванову Ю.О. свойственны: демонстрация превосходства над другими, дистанция в общении с окружающими, отчужденность от других; подчеркнутая скромность, застенчивость, зависимость, уступчивость, слабость Я, отсутствие резкости в суждениях. В группе проявляет лояльность, осторожность в высказываниях, недостаточно выражена социальная активность, охотно выполняет чужие обязанности. Конформность сочетается с неспособностью критически осмысливать ситуации, доверчивостью, послушностью, верой в эффективность группового лидера, потребностью в помощи других людей.
Результаты теста Спилбергера — Ханина позволяют говорить о присущей Иванову Ю.О. высокой личностной тревожности. Анализ данных теста Люшера показывает, что ведущими тенденциями Иванова Ю.О. являются: негативная эмоциональная реакция на трудные жизненные ситуации, своеобразная, ориентированная на субъективное мнение, стратегия приспособления; ирреальные требования к жизни, потребность в идеалах, которые не могут быть воплощены в реальность. Категоричность и необычность суждений сочетаются с жесткостью позиции личности, неспособностью идти на компромиссы в отношениях с окружающими, убежденностью в своей исключительности и пренебрежением к общепринятым канонам. Наблюдаются также склонность к иррациональным решениям, социальная дезадаптация. Высокая активность, контролируемая сознанием, внешняя сбалансированность даются ценой известного напряжения и могут быть почвой для развития психосоматических дисфункций.
Таким образом, в анализе психологических портретов можно выделить следующие общие тенденции:
Сдерживаемые неактуальные тенденции — стремление примириться с трудностями и найти оптимальную зону комфорта;
Отрицаемые, подавляемые или несущие тревогу тенденции — беспокойная напряженность, неудовлетворенность потребности в непосредственной самореализации, в активном взаимодействии с окружающими;
Убежденность, что надежды и желания должны быть реализованы сами собой, без применения собственных усилий;
Неудовлетворенность потребности в признании и помощи со стороны окружающих, чувство страха и неуверенности;
Вытеснение истинных причин неудовлетворенной потребности в самореализации.
Актуальные проблемы и поведение, вызванное стрессом:
Опасение возможных помех на пути реализации своих намерений вызывает критическое отношение к жизненным ценностям, защитную иронию и цинизм, за которыми скрываются беспомощность, чувство несостоятельности;
Страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение, скрываемое от окружающих и маскируемое нарочитой беспечностью;
Состояние разочарованности и бесперспективности, сопровождающееся тревогой и чувством беспомощности, компенсируются бегством в мир иллюзорных представлений, отвечающих собственному настроению и желаниям.
Представленные информативные параметры группы специалистов, погибших от внезапной смерти, можно рассматривать как признаки роста дезадаптивных нервно-психических состояний и расстройств, как нарушения систем гомеостатического регулирования, связанных, вероятно, с перенапряжением, которые испытывают специалисты в ходе профессиональной деятельности, а также с актуальной ситуацией жизни личности.
Уровень тревоги по тесту Люшера у работников, погибших в результате внезапной смерти, представлен на рис. 1.
Рис.1. Уровень тревоги по тесту Люшера. Выраженность уровня тревоги (ось – «у), количество работников – 27 человек (ВС)
Анализ данных автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра (АСПО)
Данные автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра 100 условно здоровых работников железнодорожного транспорта и 27 работников погибших в результате ВСС были обработаны методами математической статистики. Применялись непараметрические критерии Манна — Уитни, Колмогорова - Смирнова, а также корреляционный и факторный анализы. Данные проверялись на нормальность распределения. Обработка данных осуществлялась при помощи программы SPSS (Версия 20). Анализ был проведён на широком спектре медицинских характеристик, полученных из системы АСПО КАПД-01-СТ и КАПД-02-СТ (САД, ДАД, характеристики распространения пульсовой волны и работы сердечно-сосудистой системы в целом).
Таблица 2
Медицинские характеристики системы АСПО КАПД-01-СТ и КАПД-02-СТ (фрагмент)
Название | Ед. изм. | Физиологическая интерпретация |
Систолическое артериальное давление (САД) | мм.рт.ст. | Наибольший уровень АД в артериальной системе во время систолы. Определяет взаимоотношение сердечного выброса и сопротивления в крупных артериях. |
Диастолическое артериальное давление (ДАД) | мм.рт.ст. | Наименьшая величина АД к концу диастолы. Зависит от эластичности сосудистой стенки, проходимости через прекапилляры, ЧСС и упруговязких свойств артериальных сосудов. |
Среднее динамическое давление (СДД) | мм.рт.ст. | Характеризует динамическую энергию движения крови. При нормальной регуляции кровообращения — величина постоянная. |
Минутный объем кровообращения (МОК) | литр/мин | Количество крови, выбрасываемое сердцем в течение минуты. При повышении симпатического тонуса МОК повышается, при повышении парасимпатического — понижается. |
Частота сердечных сокращений (ЧСС) | уд./мин. | Отражает средний уровень функционирования системы кровообращения. Определяется вегетативным балансом, гуморальными механизмами и внутренними водителями ритма сердца. |
Индекс системной динамической регуляции (SDR) | Усл. ед. | Отражает суммарный эффект регуляции кровообращения. |
Системный индекс (SIT) | Усл. ед. | Выявляет преобладающий контур регулирования сердечного ритма. Чувствителен к усилению влияния центральных механизмов на управление ритмом сердца. |
Индекс напряженности регуляторных систем (IN) | Усл. ед. | Отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Характеризует активность механизмов симпатической регуляции.
Ин = АМо/2Mо* MxDMn. |
Амплитуда моды (AMo) | % | Отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца, обусловленный, в основном, степенью активации симпатического отдела ВНС. |
Мода (Mo) | мс | Наиболее часто встречающееся в динамическом ряду значение кардиоинтервала. |
Индекс вагосимпатического взаимодействия (LF/HF) | Усл. ед. | Свидетельствует о балансе симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм. Характеризует относительную активность подкоркового симпатического нервного центра. |
Время развития пульсовой волны (Тимп.) | мс | Соответствует средней длительности кардиоинтервала. |
Между контрольной (n =100) и экспериментальной (n=27) группами были выявлены значимые и на уровне тенденций различия по ряду показателей: SITр≤0,007; CDRр≤0,02; INр≤0,02; МО КОр≤0,02; ОПСС р≤0,01; РАД р≤0,06; АМО р≤0,06; Тмакс р≤0,07; Тмедл р≤0,04.
По результатам факторного анализа (КМО = 0,737, критерий сферичности Барлетта р<0,05) выделено 5 факторов, кумулятивный процент на последней компоненте 94,723, что позволяет говорить о хорошей дифференциации исходных параметров на факторы и возможности интерпретации эмпирических результатов. Отмечается, что в иерархии факторов наибольший приоритет имеют 1,2,3 факторы. В 1й фактор вошли параметры, описывающие функциональное состояние такие как: Т имп; ЧСС; Т изгн; МОДА; МОКо; СДДо. Во 2-й фактор вошли психофизиологические показатели такие как: SIT; AMo; IN; ПАД; SDR; ПДО. В 3-й фактор вошли параметры, описывающие физиологическое состояние: ДАД; ОПССо; СДДо; CAD; LF/HF (рис.2).
Рис. 2. Результаты факторного анализа параметров психофизиологического состояния работников локомотивных бригад.
Данные факторы явились наиболее значимыми в оценке риска работников локомотивных бригад в группе погибших от внезапной смерти.
Выводы
- Внезапная смерть является неоднозначным, малоизученным феноменом в медицине и психологии, который одновременно относится к интрапсихической и интерпсихической сфере личности и позволяет обратиться к изучению всех проявлений индивидуальности человека – от индивидуально-психологических свойств и состояний до социально-психологической перцепции и адаптации.
- Установлены достоверные и на уровне тенденций различия между экспериментальной группой работников локомотивных бригад, погибших от внезапной смерти, и группой практически здоровых работников.
- Исследованием установлено, что, 86% всех случаев внезапной смерти приходится на лиц в возрасте от 40 до 59 лет.
В психологических портретах погибших (в результате ВСС) специалистов прослеживаются общие закономерности в поведении и взаимодействии с окружающей действительностью. Характерен средний и высокий уровень тревоги (5 и выше).
- Среди погибших в результате ВСС работников локомотивных бригад 86% являлись интровертами с характерными психологическими портретами (сдержанностью, высоким самоконтролем, склонностью к самоанализу, фиксацией интересов на себе, своих переживаниях, явлениях собственного внутреннего мира, которым придаётся высшая ценность; стремлением в своем поведении всегда следовать социальным правилам и нормам), отражающие направленность их жизненных сценариев, выражающихся в постоянном «надо», «обязан» и т.д. не позволяют им эмоционально расслабиться. Их также характеризует замороженность чувств, проблемы в общении, замкнутость, социальная пассивность, затруднение социальной адаптации, иллюзорность восприятия, чрезмерная уступчивость, высокая личностная тревожность; сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей. Ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение, скрываемые от окружающих, маскируются нарочитой беспечностью. Им также свойственна неудовлетворенная потребность в уважении, принятии, поддержке. Следует отметить, что данные потребности, являясь базовыми, выполняют прежде всего охранительную, жизнеобеспечительную функции и позволяют личности выживать. В норме они могут быть насыщены на определенное время или их удовлетворение может быть отложено без особого вреда. В случае же ослабления «Я» потребность в уважении, принятии, поддержке никогда не насыщается, поскольку слабое «Я» не способно поддерживать свою структуру самостоятельно, нарушая целостность личности, и таким образом, способствуя росту их сензитивности от внешних оценок окружающих, напряженности, нарушениям социальной адаптации.
- По результатам анализа личных характеристик погибших выявилось, что большинство из них (80%) были подвержены алекситимии (неспособность проявлять свои чувства). Данные работники были конформны; чрезмерно уступчивы; не умели проявить своей самости; склонны к подавлению своих чувств и жизни в своем иллюзорном мире. Анализ психологических характеристик и личных дел также показал, что такие работники в повседневной жизни ведут себя внешне довольно спокойно, жалоб на состояние здоровья не предъявляют, наличие вредных привычек отрицают, тяжелые жизненные обстоятельства скрывают. Cклонность игнорировать проблемы или создавать внешнее впечатление, что ничего не происходит, приводят зачастую к росту толерантности к негативным эмоциям, перенапряжению, депрессивным и психосоматическим расстройствам. Психосоматические нарушения, как еще одно из индивидуально-психологических свойств специалистов группы погибших от внезапной смерти, способствуют еще большей их уязвимости по отношению к различным стрессорам профессиональной среды.
Таким образом, по результатам проведенного комплексного медико-психологического исследования, можно говорить о значимых на уровне тенденции различиях между группами условно здоровых работников железнодорожного транспорта и работников, погибших в результате внезапной смерти.
Длительное пребывание и выполнение служебных обязанностей специалистами железнодорожного транспорта в сложных условиях профессиональной среды являются причиной функционирования личности на грани психофизиологических возможностей человека. Экстремальные факторы профессиональной среды выступают как индукторы стресса и роста психической дезадаптации, снижая надежность и эффективность деятельности специалистов, повышая риск заболеваний и травматизации. Наблюдаемые у специалистов железнодорожного транспорта различные неравновесные психические состояния (тревога, депрессия, психоэмоциональная напряженность, утомление и др.), приобретая характер устойчивости, способствуют возникновению различного рода психосоматических расстройств, дезадаптации, расстройств интеллектуально-мнестической сферы с ограничением профессиональной трудоспособности. Высокая нервно-психическая напряженность деятельности снижает профессиональную работоспособность и способствует развитию утомления, астенизации, а также вызывает перестройку многих физиологических систем, отвечающих за состояние гомеостаза. Поэтому, осуществляя диагностику и коррекцию неблагоприятных функциональных состояний, необходимо учитывать субъективные характеристики, тесно связанные с физиологическими резервами организма, адаптивными способностями, психологическими функциями и работоспособностью личности.
Заключение
Настоящее исследование позволяет говорить о проблеме отсутствия достаточных исследований явления внезапной смерти специалистов железнодорожного транспорта и необходимости разработки медико-психологической программы коррекции дезадаптивных состояний на основе комплексного медико-психологического подхода, т.к. перегрузки на рабочем месте, нарушения режима труда и отдыха – часть деятельности работников железнодорожного транспорта. Полученные результаты определили ряд закономерностей, влияющих на внезапную смертность специалистов железнодорожного транспорта, а также приоритетные направления при разработке системы профилактических мероприятий по охране здоровья работников.
Список литературы
- Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология, — М.: Медицина, 1989.
- Дощицин В.Л. Внезапная аритмическая смерть и угрожающие аритмии // Российский кардиологический журнал. – 1999. — №1. — С. 46-51.
- Меерсон Ф.З. Первичное стрессорное повреждение миокарда и аритмическая болезнь сердца. — М.: Медицина. 1993.
- Betsugakt T., Sakurat M., Joshida I. et al. A case of familial ventricular tachycardia. Ipn.Cira. — J.,1995. — v.5. — p.171-175.
- Kapoor W.B. An overview of the population and management of syncope. B: Syncope mechanisms and management, 1995; p.1-13.
- Larson E., Wesslen L., Lindquist O., et al. Sudden inexpected cardiac deaths among young Swedish orienteers-morphologicar changes in heart and other organs. APMIS. – 1999. — v.107. — p.325-336.
- Somberg J.C. Sudden death in athletes — Am.J.Ther.2005. — Nov 7(6). — p.399-403.
- Thine G., Pennelli N., Rossi L. Cardiac conduction system abnormalities as a possible cause of sudden death in young atheletes. Human.Pathol..- 1983; v.121. – р. 568-575.
- Wight J.N., Salem D. Sudden Cardiac Death and the Athletes Heart. Arch. Intern.Med.-1995; v.155. — p.1473-1480.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД»» description=»Статья посвящена анализу ряда психологических и медицинских факторов, способных в той или иной степени применяться для прогнозирования риска внезапной смерти у работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста) ОАО «РЖД». В ходе эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и маркеров риска внезапной смерти были сформированы две подгруппы сравнения, — подгруппа работников, внезапно погибших (27 человек) и контрольная подгруппа практически здоровых (100 человек). Цель исследования: установление различий индивидуально-психологических особенностей и состояний работников в указанных подгруппах. Методы исследования: ретроспективный анализ личных дел 27 работников, погибших в результате внезапной смерти, включающий анализ их личностных свойств, полученных по следующим методикам: -16-ти факторный опросник Кеттелла; -методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина; -методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; -тест цветовых выборов Люшера, а также анализ данных автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра (АСПО). Исследованием установлено, что, 86% всех случаев внезапной смерти приходится на лиц в возрасте от 40 до 59 лет. В психологических портретах работников, погибших в результате ВСС, прослеживаются общие закономерности в поведении и взаимодействии с окружающей действительностью. Среди погибших в результате ВСС работников локомотивных бригад 86% являлись интровертами. Их характеризует замкнутость, затруднение социальной адаптации, иллюзорность восприятия, чрезмерная уступчивость, высокая личностная тревожность, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей. Ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение, скрываемые от окружающих, маскируются нарочитой беспечностью. Им также свойственна неудовлетворенная потребность в уважении, принятии, поддержке. По результатам анализа личных характеристик погибших выявилось, что большинство из них (80%) были подвержены алекситимии (неспособности проявлять свои чувства). Анализ психологических характеристик и личных дел также показал, что такие работники ведут себя внешне довольно спокойно, жалоб на состояние здоровья не предъявляют, наличие вредных привычек отрицают, тяжелые жизненные обстоятельства скрывают. Психосоматические нарушения, как еще одно из индивидуально-психологических свойств работников, погибших от внезапной смерти, способствуют еще большей их уязвимости по отношению к различным стрессорам профессиональной среды.» author=»Сериков Василий Васильевич, Закревская Анна Александровна, Богданова Валентина Евгеньевна, Колягин Владимир Яковлевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-10″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]