Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И «МЯГКАЯ СИЛА»: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

В XXI в. обеспечение национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации возможно с помощью разнообразных средств, прежде всего,  экономических, военных, дипломатических, гуманитарных и др. Всё более очевидным становится тот факт, что новой тенденцией в обеспечении национальных интересов  государства является возрастание роли негосударственных средств, которые превращаются в самостоятельный политический фактор. Вместе с государственными гуманитарными средствами они превратились  в мощный  политический инструмент, получивший название «мягкой силы».  Сам термин «мягкая сила» (soft power) всё чаще фигурирует в средствах массовой информации, на страницах аналитических изданий по проблеме обеспечения национальной безопасности, в выступлениях государственных и общественных деятелей [1].

Понятие «мягкая сила» (soft power) было сформулировано и разработано американским профессором Гарвардского университета Джозефом Наем. В соответствии с его теорией сила государства заключается в возможности  добиваться от других желаемых результатов. Эта возможность зависит от наличия у политического  режима тех или иных ресурсов осуществления  власти и умения их эффективно использовать [2, с.48].

По утверждению Джозефа Ная «мягкая сила – это способность достигать желаемых результатов за счёт привлекательности собственной культуры, ценностей и внешней политики, а не принуждения или финансовых ресурсов. Когда ты можешь побудить других, возжелать того же, чего хочешь сам, тебе дешевле обходятся кнуты и пряники, необходимые, чтобы двинуть людей в нужном направлении. Соблазн всегда эффективнее принуждения, а такие ценности, как демократия, права человека и индивидуальные возможности, глубоко соблазнительны» [2, с.53].

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский выделял четыре компонента американской мощи – военный, экономический, технологический и культурный – которые придают Америке «не имеющий аналогов политический вес глобального масштаба» [3, с. 61]. Он полагал, что «культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи», и, что «американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире» [4].

Мягкая сила государства предполагает его способность оказывать влияние на другие государства с целью поиска союзников в определенных сферах, разработки повестки дня, убеждения  и создания  притяжения для достижения желаемого результата. Необходимо отметить, что «мягкая сила» порой оказывается более мощным оружием по сравнению с военным воздействием, так как возможности великих держав использовать традиционные силовые ресурсы для достижения внешнеполитических целей неуклонно снижаются.

Одним из главных вопросов в отношении политики «мягкой силы» является система её осуществления. Как правило, выделяют два способа её воздействия.  Модель прямого влияния предполагает, что лидеры государств изменяют направление своей политики под влиянием убеждений других лидеров и привлекательности их ценностей и установок. При косвенном действии инструменты «мягкой силы» направлены на изменение  общественного мнения и третьих сторон, которые в свою очередь  влияют на решения, принимаемые  политическими лидерами.

К основным ресурсам «мягкой силы» можно отнести: культуру (если она привлекательна для других); политические ценности (если государство придерживается их в своей  внутренней и внешней политике и если они популярны внутри страны и за рубежом); внешняя политика (если её считают легитимной, имеющей  моральный авторитет); образование; наука; духовность.

В роли ресурса «мягкая сила» выступает на том основании, что в современном мире она является одной из основных составляющих совокупной мощи государства, претендующего на мировое лидерство. В понимании американских политиков и ученых, «мягкая сила» позволяет подчинять волю руководства  других государств и, соответственно, волю властных элит добровольно, без «боя» и прессинга, благодаря технологиям когнитивного воздействия. Попадая под такое влияние – «очарование, чары или гипноз «мягкой силы», многие лидеры иностранных государств незаметно для самих себя становятся проводниками чужой внешней политики, в основном – линии Соединенных Штатов как крупнейшего источника «мягкой силы». В результате США естественным образом, без принуждения, приобретают значительное число союзников-сателлитов в любом из регионов планеты, ресурсы которых они используют для того, чтобы формировать новый глобальный порядок, центрированный на ценностях и образе жизни англосаксонского мира [5].

Кроме ресурсов, «мягкая сила» зависит также от поведения акторов. Она проявляется в следующих формах поведения: создание привлекательного образа, убеждение, определение повестки дня. Создание привлекательного образа зависит также от того, насколько субъект «мягкой силы» похож на её объект (нам нравится то, что похоже на нас) [6].

К практическим инструментам осуществления «мягкой силы» следует отнести: информационные потоки; политический пиар, ориентированный на зарубежную аудиторию; язык страны и степень его популярности в мире; публичная дипломатия; туризм; спорт; культурные обмены; система образования и студенческие (молодежные) обмены; способность вести информационные войны; миграционная политика.

В роли инструмента влияния выступают современные технологии политического манипулирования, пропаганды, внешнего управления сознанием и поведением. Эти технологии обеспечивают эффективное внедрение (перенос) ценностей и концепций англосаксонской цивилизации
в сознание других обществ и первоначальное укоренение их, нередко сопровождающееся вытеснением прежних, традиционных для данной культуры подходов, норм и идеалов. В результате такого воздействия
и обработки сознания граждане других стран отказываются от традиционного жизненного уклада и начинают строить в своих государствах либерально-демократическое общество согласно американским нормам – так, как это было в странах Восточной Европы и Балтии, отчасти, продолжается
в Афганистане.

Долгое время Российская Федерация не обращалась к концепции «мягкой силы», все больше прибегая к традиционным методам воздействия, однако сегодня в российских политических, научных и экспертных кругах особое внимание уделяется поиску новых методов влияния на мировую политику. Впервые понятие «мягкой силы» было использовано Президентом РФ В.В. Путиным в программной статье «Россия и меняющийся мир», где оно представляет собой «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счёт информационных и других рычагов воздействия» [7]. В статье также было заявлено о необходимости четко различать нормальную политическую активность государств и противоправные инструменты «мягкой силы». Речь идет о таких отработанных западными политтехнологами инструментах, как создание сетей НПО и СМИ, финансово и идеологически связанных с американскими структурами,
а также о формировании «заданной» информационной среды при помощи интернет-технологий (блоги, онлайн-трансляции), которые в большинстве случаев для России неприемлемы по правовым, политическим и материальным причинам. В конечном итоге делается обобщение, что данные методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства  во внутреннюю политику суверенных государств.

Одним из основополагающих официальных документов, отражающих актуальность проблематики «мягкой силы» России, является Концепция внешней политики Российской Федерации [8]. Появление термина «мягкой силы» в новой редакции Концепции констатирует то, что в современном мире все большее число государств используют в своей внешнеполитической деятельности инструменты и технологии «мягкой силы», формируя при этом свои схемы и форматы её применения, и Россия не должна оставаться вне этого процесса. Игнорировать потенциал и возможности «мягкой силы», со всеми её системными недостатками и политическими рисками, нельзя – слишком велика опасность оказаться на обочине мировых процессов.

В Российской Федерации были сформированы и преобразованы многие структуры, которые имеют прямое или косвенное отношение к политике «мягкой силы». Реализация «мягкой силы» осуществляется при содействии следующих государственных и негосударственных институтов: Министерство иностранных дел Российской Федерации; Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество); Фонд «Русский мир»; Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»; Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова; ведущие российские университеты;  телевизионные каналы (как, например, RussiaToday) и др.

В начале 2014 г. путём слияния РИА «Новости» и Радио «Голос России» было образовано Международное информационное агентство «Россия сегодня». Своей основной целью МИА «Россия сегодня» провозгласило освещение событий для международной аудитории не только и не столько о России, сколько о мировых событиях с учётом российского взгляда.

Основной российский международный телеканал RussiaToday, созданный в 2005 г., является альтернативным источником информации
по широкому кругу вопросов. Вещание осуществляется на трёх языках: английском, арабском и испанском. Russia Today создавался как аналог CNN и ВВС, с целью «коррекции имиджа России в мире».  За время существования канал продемонстрировал свою конкурентоспособность,
так как на сегодняшний день Russia Today доступен свыше 644 млн человек
в более чем в 100 странах мира [9]. Первоначально телеканал был призван улучшать имидж России, однако впоследствии превратился в способ пропаганды альтернативного западному взгляда на мировые дела.

В конце октября 2014 г. стало известно о создании «нового информагентства» под названием «Спутник», которое объединит несколько десятков иноязычных сайтов в разных территориально-языковых доменных зонах и станет работать на заграничную аудиторию [10]. Сама идея создания национального поисковика появилась во время вооруженного конфликта в Южной Осетии. Поводом послужил порядок представления материалов СМИ в поисковой выдаче в Интернете, так как в «Яндексе» выдавались в первую очередь прогрузинские материалы СМИ, которые оказывали влияние на формирование  общественного мнения.

Таким образом, продвижение российской культуры, русского языка и образования как продуктов и услуг, безусловно, являются неотъемлемыми компонентами «мягкой силы».  Защищая свои национальные интересы в различных регионах мира,  Российская Федерация испытывает дефицит «мягкой силы», так как её инструменты в разных регионах мира используются с различной эффективностью. В настоящее время идёт процесс расширения арсенала «мягкой силы» прежде всего в приоритетных регионах, в частности
на постсоветском пространстве. «Мягкая сила» в обеспечении национальной безопасности  России должна стать активным ресурсом нашего государства в XXI в.

Список литературы:

  1. Паниев Ю. Мягкая сила В. Путина. URL: ; выступление В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей РФ 09.07. 2012.
  2. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. – N.Y.: Public Affairs, 2004.
  3. Бжезинский Зб. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М., 2004.
  4. Гукасов А.В. «Жесткая» и «мягкая» сила во внешней политике США. URL: .
  5. Будаев А.В. Роль «мягкой силы» во внешней политики России (на примере российско-бразильских отношений): Дис. … канд. полит. наук. – М., 2014.
  6. Харкевич М.В. «Мягкая сила»: политическое использование научной концепции. Вестник МГИМО–Университета. – 2014. – №2 (35).
  7. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. URL: .
  8. Концепция внешней политики России. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. URL: .
  9. О первом российском информационном телеканале Russia Today. URL: .
  10. Юзбекова И. В России запустили государственный поисковик без рекламы «Спутник». URL: type=»book» name=»НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И «МЯГКАЯ СИЛА»: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ» author=»Чаевич Александр Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found