Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В ПЕРИОД УКРАИНСКОГО КРИЗИСА

В начале работы представляется необходимым подчеркнуть, что ее предметом является информационная политика, а объектом – информационная  политика Германии по отношению к России.

В наши дни трудно преувеличить роль информационных ресурсов и  влияние СМИ на все сферы жизни общества. В качестве подтверждающего примера можно привести убийство российского политика Б.Е.Немцова 27 февраля 2015 г. Если бы не широкое внимание российских, а в большей степени зарубежных (и немецких, в частности) СМИ к этому событию, возможно, оно не получило бы столь широкого общественного резонанса и ему не уделялось бы столь пристального внимания со стороны власти, ведь рейтинг Немцова как политической фигуры был всего 1%. [Речь идет о президентском рейтинге Немцова к концу 1999 г.]

До начала событий на Украине в 2013 году Германия являлась одним из партнеров нашей страны, но с изменением политического курса Евросоюза, в стране поменялось и поведение средств массовой информации. В ходе развития украинского конфликта немецкие издания не стояли на одном месте – от партнерской позиции они перешли к нейтралитету, а в последнее время необъективно преподносимая информация, вне всякого сомнения, является лишь отражением недружественного политического курса Евросоюза в отношении России. Очевидно, что у руководства Германии возникла необходимость сформировать у граждан определенный образ нашей страны.

Говоря об информационной политике, не следует забывать и о сетевых методах, о которых последнее время речь идет все чаще – начиная с роли таких социальных сетей как Twitter и Facebook в международных конфликтах на уровне обеспечения актуальной информацией из конфликтных зон и заканчивая устрашением граждан возможностью западных служб отслеживать действия обычных людей через те же социальные сети и электронные устройства. В наше время о них может идти речь даже как о своеобразном оружии массового поражения – это является одной из характерных черт эпохи глобализации. Отрицать их функциональность сегодня, в том числе и в политических процессах неразумно.

Для начала определим содержание понятия «информационная политика». «Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».[4] В определении, данном С. И. Ожеговым, одним из ключевых понятий является понятие «процессов» – это наиболее ярко иллюстрирует взаимосвязь понятий «информация и политика». Политика же определяется в словаре «Политология» как «область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть». [3].

После этих двух дефиниций необходимо соединить их в одно целое и дать определение собственно информационной политике. «ПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННАЯ (informationpolicy) – система современных мероприятий, направленных на развитие информатики, процессов поиска, формирования, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания, внедрения и использования средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также комплексного компетентного использования информационных систем в управленческой деятельности».[2] Ниже в статье данное понятие будет рассматриваться исключительно в контексте мер, принимаемых одним государством (Германия) по отношению к другому (Российской Федерации).

Теперь рассмотрим факторы влияния на информационное поле, в котором находятся немецкие ресурсы и постараемся выявить причины, кроме собственно событий на Украине, из-за которых Германия столь резко изменила свой внешнеполитический вектор по отношению к России в целом и в информационной политике в частности.

2013-2017 гг., по данным прогнозов, сделанных учеными ИМЭМО РАН, являются кризисными. Идет перестроение существующего мирового порядка, когда США не хотят мириться с возрастающей ролью Востока и втягивают в противостояние Востоку (также России) Евросоюз. В последние десятилетия, когда использование военных ресурсов на полную мощь странами, владеющими ядерным оружием, практически невозможно (хотя США регулярно говорят о применении такового), информация является, пожалуй, одним из самых сильных деструктивных методов, иногда превосходящих по значению военный потенциал, а нередко и главным оружием, применяемым правительствами стран по отношению друг к другу. Сетевые методы, как уже было сказано, в наше время представляют из себя группу самых эффективных инструментов деструктивной политики. Хорошо известен, например, тот факт, что в большинстве европейских стран, принявших демократический режим, информация является одним из самых мощных поражающих факторов, хотя одновременно ее можно назвать и угрозой той самой демократии и правам человека. Уже не раз упоминалось, что руководителям таких крупных транснациональных корпораций, выпускающих электронные устройства, как Apple доступна конфедицальная информация об их владельцах. Это напрямую противоречит статье Всеобщей декларации прав человека ООН: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».[1] Следовательно, западные страны, обвиняющие Россию в нарушении демократического режима, сами не меньше склонны к подобным рода нарушениям. (В случае компании Apple речь идет о Соединенных Штатах Америки).

После Второй мировой войны Германия, как известно, находится под сильным политическим влиянием США. В настоящее время под влиянием Америки находится и Евросоюз. Впрочем, поведение канцлера ФРГ по отношению к России объясняется кроме этого еще и амбициями Меркель по поводу поста генерального секретаря ООН, известно, что этот пост должен перейти к европейцу. Цитируемый источник со всей определенностью говорит о том, что человек, который попал в немилость к США, не имеет шанса получить эту должность. И, если немецкий предводитель действительно рассчитывает стать преемником Пан Ги Муна, то ее услужливость Америке становится все более объяснимой. [5]

Хотя, несмотря на отход от партнерских отношений с Россией, Германия в отличие от Вашингтона часто демонстрирует свое намерение урегулировать украинский конфликт (который стал главным камнем преткновения в отношениях России и Германии) мирным путем, с 2014 г. в отношениях этих двух стран произошли серьезные изменения. Введены экономические санкции против России, правительство Германии всячески поддерживает откровенно враждебные в отношении нашей страны решения США, в связи с чем резко меняется и немецкая информационная политика.

Все чаще немецкие СМИ, цитируя канцлера Германии, пишут что «возможности отменить санкции пока нет» и что необходимо «продолжать давление», чтобы добиться улучшения обстановки на Украине.[5] Хотя информация такого рода появляется и в российских источниках, вывод один – меняется политический курс Германии, а, следовательно, и ее информационная политика.

Очевидно, что поворотным этапом в изменении вектора информационной политики стал март 2014 год, а именно – присоединение полуострова Крым к Российской Федерации. Отношения России и Германии постепенно усложняются именно с этого момента. Вводятся санкции, но далеко не сразу информационная политика ФРГ по отношению к России приобретает негативные тона. Обращаясь к хронологическому анализу данных, стоит отметить, что чем больше времени проходит с момента присоединения Крыма, тем более антироссийскими становятся как внешнеполитические решения Германии, так и ее информационная политика. Если летом 2014 немецкие источники придерживались нейтралитета, то к осени 2015 преобладает негативно-осудительные описания поведения российского правительства, что собственно и называется «пропагандой».

Примечательно, что на протяжении нескольких месяцев после подписания договора Россия не подвергалась резкой критике со стороны Германии. До некоторого момента не имела места и антироссийская пропаганда. Заметим, что наиболее негативную реакцию и оценку это событие практически сразу вызвало у американских СМИ, что лишь подтверждает два важнейших фактора влияния: во-первых, США напрямую воздействуют на политику немецкого государства, которое в свою очередь лишь изредка выражает несогласие с решениями Вашингтона. Во-вторых, личные амбиции федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которая, по указанию ряда независимых информационных источников, имеет намерение сменить Пан Ги Муна на посту генерального секретаря ООН. Отметим также, что последнее напрямую противоречит демократической идеологии, которую проповедует Германия и в отсутствии которой она обвиняет Россию.  Однако при истинной демократии политический деятель страны не имеет права действовать, преследуя свои личные интересы, игнорируя при этом  как национальные, так и международные.

Под влиянием обозначенных выше причин Германия своими действиями, направленными против России, вредит в значительной степени и собственной экономике, и внутренней политике. Определенный урон терпит и социальная сфера: в немецком народе начинаются проявления недоверия к правительству. По крайней мере, такое впечатление складывается на основе анализа немецких и некоторых российских информационных источников. Несмотря на периодические заявления канцлера Германии Ангелы Меркель, в которых она говорит о патриотизме и любви к своим гражданам, официальный курс ФРГ не всегда принимает в расчет их интересы. Также заметно, что и немецкий толерантный народ, и ученые, и некоторые немецкие политики, видимо, чувствуя прямые и косвенные потери, наносимые им со стороны Вашингтона, иногда открыто критикуют действия США.

И все же при анализе немецких СМИ представляется очевидным, что, несмотря на большое количество формальных свобод в немецком законодательстве, от истинной демократии Германия оказывается дальше России. Причиной тому может быть ряд обстоятельств: невозможность противостоять политической воле Америки, бремя вины за период фашизма, а также и личные интересы отдельных политических деятелей.

Если справедливо оценивать содержание немецких источников, то, безусловно, за последнее время большинство из них проводят антироссийскую пропаганду. Однако существует и ряд ресурсов, содержащих объективную оценку действий США и Германии по отношению к России, а также ситуации на Украине. Некоторые издания даже ставят под угрозу авторитет и образ своих политических фигур, действуя таким образом на стороне оппозиции. Интересным представляется, насколько сильны в стране «антироссийские настроения» и связано ли появление негативной информации о политической элите Германии с эскалацией конфликта. Так в марте 2015 одно из самых популярных немецких изданий Der Spiegel, выпустило номер журнала, на обложке которого изображена лично глава Германии Ангела Меркель в окружении нацистов. Одновременно с тем, как основное немецкое политическое издание стали обвинять в провокации, в том числе и журналисты, само издание говорит о том, что у него не было намерений сравнивать канцлера с нацистами, а лишь хотелось внести ясность в образ Германии наших дней в сознании других европейцев, что доказывает подзаголовок материала. Очевидно издатели рассчитывали на широкий общественный резонанс. До сих пор информационные ресурсы Германии не позволяли себе ничего подобного, исключая сатирический журнал Titanic. Схожие сравнения главы ФРГ до сих допускали только издания других европейских стран. Например, итальянский Il Giornale один раз разместил изображение Меркель с вытянутой в характерном приветствии нацистов рукой с подписью «Четвертый рейх». Также и издательские дома Греции выпускали «фотожабы» немецкого канцлера с усами Гитлера. Но сам Der Spiegel отрицает такое объяснение своей обложки. Шеф-редактор журнала заявил о том, что банальные карикатуры считает непозволительными и выражает свое отрицательное отношение к подобному жанру.

Конечно, и заголовок «Германская супердержава. Так европейцы смотрят на немцев», и наклеенную фигуру Меркель журнал выносит на обложку, чтобы дисквалифицировать карикатуры и сравнения федерального канцлера с Адольфом Гитлером. Однако подобный поступок все же выглядит провокационным и оправдания представителей Der Spiegel, по крайней мере, с точки зрения российского гражданина, представляются неубедительными.  Такая публикация, конечно, может быть оправдана немецкой демократией. В российских СМИ действительно не встретишь подобного изображения президента страны. Но не говорит ли это о том, что уровень доверия граждан РФ превышает уровень доверия немцев к своему лидеру? В таком случае Германия, следуя американской воле, обвиняет в пропаганде Россию, но не замечает при этом надлома в собственной политике. Журнал Der Spiegel, постоянно критикуя Россию за ее пропаганду, как кажется со стороны, иногда сам идет против собственного правительства – уже только это доказывает, что Германия движется по пути развития США, унаследовав ее главную черту – политику двойной морали. По крайней мере, так выглядит ситуация с информационными ресурсами.

Ярким подтверждением этому может служить тот факт, что немецкий телеканал ARD обнародовал оригинальное интервью с премьер-министром Украины, в котором Арсений Яценюк в частности говорит о том, что Россия напала на Германию в период Второй Мировой войны. Ведущая телепрограммы при этом не просит от интервьюируемого никаких разъяснений и сама не комментирует это высказывание. Это невозможно объяснить ничем иным, кроме как необходимостью любыми средствами формировать негативное отношение к России.

Однако стоит заметить, что вследствие демократического режима, не вся западная пресса придерживается осудительного взгляда на российский политический курс. Есть примеры дружественно настроенных к нам СМИ. И вообще немецкие средства массовой информации всегда отличались толерантностью и нейтралитетом в конфликтных ситуациях, что является как следствием демократического режима страны, так и гнета вины за фашизм, от которого Германии не удалось избавиться до настоящего момента. Тем более немецкие СМИ никогда прежде не были настроены против такого важного политического и экономического партнера как Россия.

Из того же Der Spiegel мы узнаем, что в отличие от Ангелы Меркель, глава немецкого МИДа далеко не всегда выступает за ужесточение санкций против России, что еще раз показывает высокую степень влияния интересов федерального канцлера. Позиция Штайнмайера представляется несколько более объективной. Der Spiegel пишет о том, что экономика и бюджет России под серьезным давлением. В этой ситуации глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер предупреждает о последствиях европейских санкций против России. На вопрос о том, обеспокоен ли он дестабилизацией РФ в случае, если Евросоюз не ослабит санкции, он отвечает утвердительно. По мнению министра иностранных дел Германии, ошибочно пытаться подчинить российскую экономику с целью достижения большей безопасности на территории ЕС. Он заявляет, что Россия сейчас переживает период расплаты за потерю доверия из-за кризиса на Украине. Также министр говорит о серьезном финансовом и экономическом кризисе, который связан с падением цен на нефть и курса рубля, что вызовет серьезные  внутриполитические последствия для РФ. Но говорит и о том, что не в интересах Германии допустить выхода ситуации из-под контроля и что нужно учитывать это при проведении немецкой санкционной политики.[6]

Нет сомнений в том, что информационная политика государства должна содействовать решению  политических задач. Однако средства массовой информации при этом все же призваны стремиться отражать объективную картину происходящих в мире событий. Чем дальше СМИ уходят от объективности, тем сильнее увеличивается вероятность утраты доверия к этим источникам, а значит, тем труднее будет им достигать поставленных целей. Так необъективная оценка западных источников украинского кризиса способствовала сплочению россиян, беспрецедентному повышению рейтинга Президента России, и, как следствие, созданию условий для развития собственной экономики.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека ООН, Ст. 3.
  2. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч. В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. 1996.
  3. Политология. Словарь. – М: РГУ. В. Н. Коновалов, 2010.
  4. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, 1949-2002.
  5. Интернет-портал Russia Today, 11.01.2015, https://russian.rt.com/article/68525
  6. Интернет-версия журнала Spiegel: type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В ПЕРИОД УКРАИНСКОГО КРИЗИСА» description=»В работе анализируется изменение информационной политики Германии в отношении России на протяжении конфликта на Украине.» author=»Орлов Даниил Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found