Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Дальний Восток как приоритетное направление развития геополитики современной России

На сегодняшний деньДальний Восток– это не просто место проживания шести миллионов наших граждан[1], это еще и важнейший с точки зрения геополитики экономический и военный регион. Санкционное давление со стороны стран Запада показало неэффективность избранной сырьевой модели экономики России.Кризисы внутри российской экономической системы, как и технологическая отсталость перед развитыми мировыми государствами приводит страну сегодня на стык эпох, к поиску качественно нового решения основных стратегических задач. Примеры кризисов в Бразилии и Аргентине показывают, что сплоченность финансовых институтов и их частичная ориентация на внешние рынки может создать изначально непредвиденные уязвимости в экономике, имеющие далеко идущие последствия в перспективе. В этом логическом ключе аккумуляция мировых финансовых потоков в едином центре приводит к далеко идущим последствиям для стран-претендентов на локальное и мировое господство.

Переход к новой экономической модели, в связи с исчезновением Советского Союза существенно увеличил значение приграничных регионов с высокой долей добывающей промышленности во внешнеторговом сотрудничестве страны, предопределив тем самым изменения в территориальной структуре внешнеэкономических связей России. Одним из таких регионов является Дальневосточный экономический район, о чем свидетельствует положительная динамика удельного веса его экспорта в общем объеме экспорта Российской Федерации.Дальневосточный Федеральный Округ (ДФО) – это территория с огромным запасом природных ресурсов, в том числе и тех, на которые постепенно появляется увеличенная потребность – пресная вода. В свою очередь для Российской Федерации это означает, что ДФО и Байкальский Регион превращается для страны не только в важнейшую область с точки зрения экономики, но и увеличивает его геополитическую значимость.

Последствия санкций и неэффективность внутреннего управления привели к параличу ряда стратегических сфер жизнедеятельности страны. Войны нового формата за передел мирового рынка могут привести к новым волнам экономического кризиса, в которых Россия может оказаться в достаточно сложном положении. ДФО оказался в зоне повышенного геополитического риска по нескольким причинам. Первая и самая очевидная из них заключается в том, что внешнее давление происходит сегодня не только на Россию, но и на Китай. Перед государствами-лидерами в первой половине XXI века встает новая задача по реорганизации своей экономической модели с учетом изменения политических реалий. Появление новых мощнейших геополитических игроков в связи с финансовым кризисом и ослаблением Соединенных Штатов Америки как планетарного геоэкономического и геополитического центра, таких как – Иран, Израиль, Япония и Саудовская Аравия может привести к далеко идущим переменам в стратегии стран претендующих на господство (Китай, Индия и Европейский Союз).

Поиск механизмов комплексного развития Дальневосточного округа – это ликвидация целого ряда проблем в перспективе. С учетом нарастающей политической конфронтации с Западом, крупная и забюрократизированная система на подобии России может оказаться неконкурентоспособной. Именно поэтому планомерное развитие регионов и создание положительного фундамента для роста является необходимым составляющим для выживания российского государства в своих современных границах. Отдельное внимание стоит уделить постепенной культурной и экономической аннексии со стороны государств соседей – Соединенных Штатов, Китая и Японии. И если с такими странами как США Российская Федерация входит в открытую конфронтацию, то в случае Китая и Япония создается серьезная скрытая зависимость Москвы от азиатских партнеров.

Анализируя данную ситуацию, переориентация российской экономики на Восток во многом зависит от успешной реализации новой модели развития Дальнего Востока. Александр Лабыкин в своей статье указывает, что: «Подводя итоги работы за девять месяцев, руководство Минвостокразвития пришло к выводу, что уже более десяти иностранных инвесторов готовы вкладывать средства в организацию производств на Дальнем Востоке»[2]. Таким образом, восточноазиатские страны вполне заинтересованы в экономической экспансии в направлении ДФО.

В то же время, в приграничных с Российской Федерацией Японии и Китае увеличивается демографический рост. А богатый природными ресурсами Дальний Восток – является привлекательным для перенаселенных и экологически проблематических стран-соседей. Немаловажно и то, что Япония, по результатам конца Второй Мировой Войны имеет ряд территориальных претензий к России, а в Китае все шире распространяется недовольство старыми границами.

Необходимо отметить, что с присоединением Крыма к России был одновременно создан опаснейший прецедент поглощения региона независимого государства другим более крупным политическим субъектом на основе референдума культурно-этнически доминирующего локального большинства. А данный инцидент, в свою очередь, поднимает вопрос сепаратизма на качественно новый уровень.

Нынешняя экономическая доктрина российского правительства заключается в огромных затратах на средства создания энергоресурсной инфраструктуры для переориентации на азиатские рынки, фактически не учитывая огромный уровень венчурности, связанный с возможным усилением Китая и переориентации руководства Пекина на увеличение геоэкономического потенциала КНР в Дальневосточном регионе. Таким образом, зависимость, которая может создастся между российской и китайской экономической системой крайне опасна, и может иметь далеко идущие геополитические последствия.

Анализируя энергоресурсные потребности Китайской Народной Республики (КНР) уже с конца XXвека, можно проследить, что из-за нехватки финансовых вливаний в нефтяную сферу, истощения старых месторождений и недостатка новых, темпы роста производства нефти начинают существенно падать. Недавно разработанные месторождения КНР находятся в западной части страны. Однако добыча в них почти вдвое отстает от плановой, и в текущем десятилетии не превысит 20-25 млн. тонн в год[3].

Китайское руководство, однако, не сумело создать эффективную стратегию самообеспечения и развить ряд необходимых энергосберегающих технологий. Причиной этому стало слабое влияние “нефтяных шоков” 1970х годов на Китай, в отличие от развитых западных стран. В связи с этим руководством КНР была избрана политика диверсификации источников поставок.

Расширяя собственные поставки разнообразных энергетических ресурсов, правительствоКитая существенно увеличило долю потребления природного газа.Сегодня в китайской экономике на долю газа приходится 4%, в то же время как в остальных странах эта цифра доходит до 21%. По оценкам «Министерства Энергетики США», поглощение этого вида топлива, начиная с 2004 года, вырастит уже на 7% ежегодно[4]. Таким образом, к 2020 году уровень потребления природного газа КНР вырастит в180 млрд. кубометров. Однако, из них только 120 млрд. будут покрываться за счет добытого страной газа. С учетом этих показателей, можно сделать далеко идущие выводы – Китай стремиться ориентироваться на внешние рынки энергоресурсов. Однако, в связи с изменившимися политическими реалиями, с учетом возможного геополитического усиления Ирана (поставок зенитно-ракетных комплексов С-300), а так же изменившимся отношениями между правительством Израиля и США, актуальным становится прогнозирование изменений сил в Ближневосточном регионе. Возможное усиление давления на Пекин, а также возможное обострение отношений между Саудовской Аравией, Израилем и Ираном, гипотетическое усиление Исламского Государства может в целом увеличить зависимость Китая от российских дальневосточных рынков энергоресурсов. Это в свою очередь создает абсолютно новую геоэкономическую действительность для Российской Федерации.

В этом логическом ключе можно подчеркнуть некую двусмысленность во взаимодействии между Российской Федерацией и Китаем.Несмотря на высокий уровень развитияроссийско-китайских отношенийи роста товарообмена между двумя державами, проведения совместных военных учений, а так же огромного числа китайских студентов обучающихся в России, по факту отсутствует взаимопонимание по ряду ключевых вопросов стратегического характера. Во время исследования данной проблемы в центре научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) пришли к следующему выводу:«…стратегическое партнерство между двумя странами является неким преувеличением. У Китая и России, несмотря на совпадение или сходство взглядов по широкому спектру вопросов, нет согласованно выработанной позиции даже по ситуации, возникающей в общем геостратегическом пространстве — в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Отсутствует и программа долгосрочного экономического сотрудничества»[5].

Необходимо уточнить, что Китай в свою очередь – это государство, которое постоянно ведет культурную и демографическую экспансию в другие страны. Если учесть эти показатели как основные факторы политического риска, то скорейшее преобразование и новая приоритезация Дальнего Востока как культурного, исторического и геополитического центра народов России становится еще более актуальной. Исходя из этого, можно ожидать полный паралич российского руководства, а так же полное непонимание нарастающих интересов зарубежных игроков по отношению к ДФО.

Ориентация на восточные рынки сбыта не проходит для России бесследно. Увеличивается экономическая и политическая ориентация Москвы на Пекин. С учетом перманентного демографического роста в Китае и постепенно-нарастающих миграционных потоков из приграничных регионов тема юридических прецедентов, таких как Крым и Чеченская Республика, а так же передача Китаю острова Тарабарова и части острова Большой Уссурийский становится все более актуальной.

В целом, опора на внутренний рынок, а так же создание мощной индустриальной модели экономики, в условии выдвинутой партией власти программы импортозамещения постепенно позволит реализовать концепцию положительной динамики роста в ДФО. Это в свою очередь приведет к усилению влияния граждан РФ в регионе и частично ликвидирует экономическую обоснованность сепаратизма. Другими словами, проект развития дальневосточного региона – это концепция, котораядолжна позволить развиваться региону в будущем и обеспечить гражданам безбедное проживание в тяжелых географических и климатических условиях, а так же увеличит сплоченность нации. Сегодня важно осознать, что сплочение нации внутри государства должно происходить не только по принципу внешних геополитических побед, но и на основании внутренних успехов в разных сферах жизни общества, в том числе – и в равномерном экономическом развитии всех округов страны.

Новая геополитическая обстановка вокруг России диктует новые условия в разграничении приоритетов и рационального использования бюджетных средств внутри страны. Переоценка ряда постулатов современной экономической системы, новая программа работы с венчурным капиталом на Дальнем Востоке позволит ликвидировать фундамент для политического кризиса в стране в этот тяжелейший период российской истории. В российской экономике сегодня прослеживается ряд системных кризисов, которые невозможно преодолеть без поддержки малого и среднего бизнеса, без развития ключевых геополитических регионов России – таких как Дальний Восток и Байкальский Регион. Существующие решения по реализации инвестиционной политики правительством не покрывают всех горячо ожидаемых нужд региона, более того, создают предпосылки внешнеэкономической экспансии. Однако именно в эпоху кризисов создаются мощные финансовые империи. Сложившиеся ситуация рождает новые перспективы в развитии государственного управления, заставляет заново оценить качество принимаемых решений на федеральном и региональном уровне. Безусловно нельзя забывать о роли гражданского общества в Российской Федерации, разрабатывать дополнительные предложения и рекомендации по преобразованию сложившейся политической системы в стране, усиливать роль законодательной и судебной ветвей власти.

В этом логическом ключе крайне актуальными становятся вопросы, связанные с децентрализацией системы, с дополнительной поддержкой малого и среднего бизнеса со стороны государства. Немало важным аспектом является имаксимально возможнаякоммерциализация экологической сферы, которая позволит решить целый спектр проблем связанный с экологией региона, а так же с точки зрения развития в ней туризма и инфраструктуры для повышения в Дальневосточном регионе внутренней инвестиционной привлекательности.

Необходимо подчеркнуть, что современный экономический кризис в России может стать инструментом очищения неэффективной сырьевой модели экономики, дать рост проектам и идеям, связанным с развитием дорожной и промышленной инновационной инфраструктуры. Ведь именно венчурные экономические проекты являются той нишей, которую может занять Россия – в развитых индустриальных странах их развитие будет означать появление ряда политических рисков (связанных с потерей рабочих мест), а государства, которые не смогут отказаться от сырьевой модели экономики в них просто не смогут вложиться. Именно инновационное и наукоемкое производство современного типа может стать реальным, хоть и венчурным драйвером российской экономики. Таким образом, Российская Федерация, в условиях потери ряда промышленных районов, сможет с минимальными возможными потерями перейти к сверхновому типу максимально автоматизированного производства.

Важным аспектом данной проблемы является и то, чторяд экономических и социальных преобразований в стране и на Дальнем Востоке просто невозможен без политической воли действующих внутри страны сил и игроков. В этой связи наиболее актуальным фактором решения сложившихся региональных кризисов является смена политических реалий внутри российского государства.

Список Источников:

[1]Оценка численности постоянного населения на 1 января 2011 года, на 1 января 2012 года и в среднем за 2011 год. Госкомстат.

[2]“Александр Лабыкин – «Дальний Восток готов к приходу инвесторов»” – https://expert.ru/2014/06/23/aziatskie-kompanii-rvutsya-na-dalnij-vostok/

[3]Ответы официального представителя МИД КНР Кун Цюаня на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции 12 января 2006 года – https://www.fmprc.gov.cn/rus/xwfw/fyrth/lxjzhzhdh/t231506.htm

[4] U.S. Energy Information Administration (EIA) –www.eia.gov/

[5]“Центр научной политической мысли и идеологии «Дальний Восток как нерешенная проблема России» Политическая ситуация” – type=»book» name=»Дальний Восток как приоритетное направление развития геополитики современной России» author=»Корнута Игорь, Кутузов Дмитрий» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found