Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Современные условия функционирования производства и социума в России приводят к необходимости адекватных изменений системы среднего профессионального образования. Непрерывный поток значимых изменений содержания, форм, механизмов производственных процессов меняет облик профессий, требования к профессиональным кадрам. Важнейшая задача развития современной профессиональной школы – повышение качества подготовки будущих специалистов, освоивших накопленный обществом трудовой опыт и стремящихся к инновационному поиску, более совершенным методам социализации в своей профессиональной деятельности. Данная цель достигается действиями, предусмотренными программами и планами занятий, созданием условий для возникновения ситуаций, способствующих развитию необходимых профессиональных, социальных и трудовых качеств и свойств.

Многие выпускники средних специальных учебных заведений испытывают неудовлетворенность своей подготовленностью к труду по специальности и не находят себе места в производстве. Современное производство быстро развивается, обусловливая необходимость изменения требований к профессии, но учебные планы, программы, технологии и учебная литература не успевают их отражать.

В связи с принятием Болонского соглашения в содержании профессионального образования на первый план выносится формирование основных профессиональных компетенций личности, способной к инновациям на производстве, тесно связанной с качеством социализированности человека на протяжении всей его жизни.

Ретроспективный анализ современного состояния проблемы исследования показал, что отдельные вопросы профессиональной и трудовой социализации рассматривали в своих трудах М.Д. Виноградов, А.Н. Волковский, А.Н. Гастеев, В.И. Журавлев, Н.И. Кареев, Н.Д. Левитов, И.М. Назимов, Е.А. Пермяк, К.К. Платонов, Е. Рубенчик. Профессиональное самоопределение было раскрыто в работах В.А. Полякова, С.Н. Чистякова.

Анализ проведенных педагогических исследований показал, что в последние годы происходят изменения практики подготовки кадров, заключающиеся в переходе организаций среднего профессионального образования на многоступенчатые (многоуровневые) модели подготовки специалистов, в использовании сопряженных учебных планов и программ. Но при этом профессионально-трудовая социализация будущих специалистов в современных социально-экономических условиях недостаточно представлена в педагогических исследованиях. Остается неразработанной проблема профессионально-трудовой социализации студентов в системе среднего профессионального образования.

Таким образом, анализ исследований и педагогического опыта свидетельствует о наличии противоречий:

–  между раскрытием педагогической сущности процесса профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, его особенностей и места в системе среднего профессионального образования и недостаточным описанием этого процесса в педагогической теории и применения его в образовательной практике;

–   между необходимостью определения и обеспечения педагогических условий профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа и недостаточной разработанностью этих условий в учреждениях СПО;

–  между  необходимостью определения и внедрения критериев и показателей профессионально-трудовой социализации студентов в техническом колледже и их недостаточной разработанностью в педагогической науке.

В процессе педагогического исследования мы провели измерение состояния компонентов профессиональной компетентности обучаемых экспериментальной и контрольной выборок до начала эксперимента и после его окончания. Фиксировалось количество человек, овладевших рассматриваемым компонентом в достаточной мере. Собиралась информация об освоении студентами компонентов профессиональной компетентности – понятийного аппарата по специальным предметам, логики технологических производственных процессов, проектирования, конструирования производственной деятельности. Изучалось проявление способности к творческой импровизации, интереса к новаторству в производстве, умение прогнозировать результаты внедрения и использования новаторских технологий, Интернета, научной информации, англоязычных профессиональных текстов по специальности с использованием справочной литературы и дополнительной литературы по специальности.

Рассматривалось умение опираться на общечеловеческие профессиональные, социальные ценности; умение создавать в трудовом коллективе атмосферу сотворчества; владение диагностическими методиками изучения личности членов команды; способность к самооценке, самоанализу, рефлексии; эмоциональность, профессиональная компетентность, открытость, творческая активность; умение устанавливать личный контакт, организовывать общение, создавать атмосферу доверия. Для изучения познавательно-действенного критерия и изменений компетентности студентов было проведено анкетирование. Экспериментальная выборка составляла 256 чел., контрольная – 63. Результаты представлены в табл. 1.

Исходное состояние обеих выборок было почти одинаковым: в экспериментальной средний показатель освоенности выделенных компонентов профессиональной компетентности был равен 68,4%, а в контрольной – 66,9%. К концу эксперимента эти показатели изменились и оказались равными соответственно 88,7 и 70,2%. В экспериментальной выборке произошло увеличение на 20,3%, а в контрольной – на 3,3%. Рост этого показателя под влиянием экспериментальных условий (с учетом поправки на изменение в контрольной выборке) составил: 20,3% – 3,3% = 17,0%.

Таблица 1.

 Показатели профессиональной компетентности (число
освоивших компоненты компетентности) по тесту профессиональной
компетентности будущего специалиста А.Г. Краснопёровой, %

Компоненты компетентности

Контрольная выборка Изменение Эксперимент. выборка Изменение

Результат

До экспер.

После экспер. До экспер.

После экспер.

Владение теоретическим материалом, понятийным аппаратом по специальным предметам  

 

48,7

 

 

51,0

 

 

2,3

 

 

48,7

 

 

90,0

 

 

41,3

 

 

39,0

Полное восприятие, прослеживание логики производственных процессов и инноваций  

 

69,3

 

 

72,4

 

 

3,1

 

 

69,7

 

 

93,3

 

 

23,6

 

 

20,5

Овладение умением проектирования, конструирования производственной деятельности  

 

74,6

 

 

76,3

 

 

1,7

 

 

75,2

 

 

77,5

 

 

2,3

 

 

0,6

Активный интерес к новаторской производственной деятельности  

73,3

 

75,2

 

1,9

 

74,3

 

80,0

 

5,7

 

3,8

Овладение умением прогнозировать результаты внедрения  

64,7

 

65,7

 

1,0

 

65,2

 

82,5

 

17,3

 

16,3

Сформированность способности к творческой стихийной импровизации  

 

72,0

 

 

73,6

 

 

1,6

 

 

73,2

 

 

93,3

 

 

20,1

 

 

18,5

Развитость способности к продуктивной творческой производственной деятельности  

 

67,4

 

 

68,3

 

 

0,9

 

 

67,9

 

 

86,7

 

 

18,7

 

 

17,8

Овладение умением создавать в трудовом коллективе атмосферу сотворчества  

 

72,0

 

 

74,5

 

 

2,5

 

 

73,4

 

 

87,5

 

 

14,1

 

 

11,6

Владение диагностическими методиками изучения личности членов команды  

 

67,4

 

 

68,3

 

 

0,9

 

 

68,2

 

 

86,7

 

 

18,5

 

 

17,6

Способность к самооценке, самоанализу, рефлексии стихийных ситуаций  

 

70,0

 

 

72,3

 

 

2,3

 

 

71,2

 

 

99,2

 

 

28,0

 

 

25,7

Эмоциональность, профессиональная компетентность, открытость, творческая активность  

 

60,0

 

 

72,3

 

 

12,3

 

 

71,2

 

 

89,2

 

 

18,0

 

 

5,6

Умение устанавливать личный контакт на основе англоязычного общения  

 

49,3

 

 

62,3

 

 

13,0

 

 

50,1

 

 

84,2

 

 

34,1

 

 

21,1

Умение организовывать общение, создавать атмосферу доверия  

69,4

 

71,4

 

2,0

 

70,2

 

92,4

 

22,2

 

20,2

Умение опираться на общечеловеческие профессиональные ценности  

74,7

 

75,8

 

1,1

 

75,6

 

95,8

 

20,2

 

18,9

Умение использовать новаторские технологии, Интернет, научную информацию, англоязычные профессиональные тексты  

71,3

 

73,3

 

2,0

 

72,4

 

92,5

 

20,1

 

18,1

И т о г о (усредненные показатели)  

66,9

 

70,2

 

3,3

 

68,4

 

88,7

 

20,3

 

17,0

Самое высокое значение (39,0%) оказалось у показателя «владение теоретическим материалом, понятийным аппаратом по специальным предметам». Отсюда вытекает, что экспериментальные условия в большей степени повлияли на усвоение профессиональных теорий по своей отрасли, т.е. на понимание профессионально-трудовых обстоятельств. На втором месте оказался показатель «способность к самооценке, самоанализу, рефлексии стихийных ситуаций», которая получила рост, равный 25,7%. Это свидетельствует о большом влиянии экспериментальных условий на сознательность студентов. Они лучше стали понимать значимость профессионализма и готовности профессионально действовать.

Следующая группа компонентов профессиональной компетентности получила, на наш взгляд, средние положительные результаты – от 18,9 до 16,3%. К ним относятся: «умение опираться на общечеловеческие профессиональные ценности» (18,9%); «сформированность способности к творческой импровизации» (18,5%); «умение использовать новаторские технологии, Интернет, научную информацию, англоязычные профессиональные тексты» (18,1%); «развитость способности к продуктивной творческой производственной деятельности» (17,8%); «владение диагностическими методами изучения членов команды» (17,6%); «владение умением прогнозировать результаты внедрения в практику передового опыта и достижений науки» (16,3%).

 «Умение использовать новаторские и другие современные технологии» входит в число необходимых компонентов готовности специалиста к проявлению своей социализированности в профессиональной деятельности. Это позволяет считать соответствующий результат существенным.

Итак, проведенное анкетирование показало, что выполненный педагогический эксперимент существенно улучшил осознанное профессионально-трудовое самоопределение студентов. Разработанный нами механизм осознанного профессионально-трудового самоопределения человека успешно работает, позволяя наметить пути формирования профессионально значимых качеств обучающихся.

В проведенном педагогическом эксперименте обозначились психологические и педагогические условия обеспечения эффективности процесса осознанного профессионально-трудового самоопределения личности.

К психологическим условиям относятся: самодетерминация человека, задатки, склонности, способности, внимание, память, умения человека, темперамент, характер и его акцентуации, самотрансценденция, самоактуализация, самоэффективность студента, самооценка, локус контроля, собственные эмоциональные переживания (волнение, тревога, страх, подавленность, злость), переутомление, использование арт-терапии, драматерапии, сказкотерапии.

К педагогическим условиям относятся методы и формы работы, такие как: проведение деловых игр; включение творческих упражнений, развивающих профессиональные ценностные ориентации; проведение коллективных творческих действий с обсуждением и оценкой их результатов; организация изготовления, обсуждения и оценки продуктов профессиональных действий; организация проявлений начитанности профессиональной литературой; организация изготовления и совершенствования профессиональных объектов; использование в преподавании иностранных языков занимательных профессиональных ситуаций и стихийных ситуаций, профконсультирование, беседы.

Так, в ходе педагогического эксперимента проводилась олимпиада по дисциплине «Электротехника».  В контрольной группе было 13 человек, а в экспериментальной — 11 человек. Были выбраны студенты отделения «Автоматизации и сервиса»  со средним уровнем подготовки (таблица 2).

Таблица 2 .

 Конгруэнтность профессиональной компетентности, профессиональной готовности, мобильности, личного профессионального мастерства и межличностных отношений студентов

Критерии профессиональной компетентности

К-до К — после Разница Э-до Э-после Разница

Итого

Знаниевая профессиональная компетентность среднего уровня 76,9 76,9 0 90,9 100 9,1 9,1
Знаниевая профессиональная компетентность высокого уровня 84,6 84,6 0 90,9 100 9,1 9,1
Личное профессиональное мастерство 13,5 12,3 -1,2 8,5 4,6 -3,9 -5,1
Умение работать в команде (межличностные отношения) 4 4 0 1,5 1 -0,5 -0,5
Уровень готовности быть профессионалом
-низкий -7 -6 -13 -6 -5 -11 -24
 -средний -1,5 -1,4 -2,9 -0,9 0 -0,9 -3,8
высокий -3,5 -2,5 -6 -0,5 -0,2 -0,7 -6,7
Мобильность средняя -649 -272 -921 -499 -23 -522 -1443
Мобильность высокая -408 -73 -481 -265 -29 -294 -775

Педагогический эксперимент показал, что во время проведения олимпиады по дисциплине «Электротехника»  профессиональная компетентность у студентов экспериментальной группы к концу эксперимента по полученным измерительным  данным (решение задач разной сложности)  увеличилась на 9,1 %, в то время как в контрольной группе не наблюдалось к концу эксперимента улучшения. В связи с этим уровень готовности быть профессионалом в своей отрасли труда (решение сложных профессиональных задач по дисциплине «Электротехника» с первого раза) в экспериментальной группе увеличился по сравнению с контрольной группой  на 6,7 балла, мобильность студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой  в решении сложных профессиональных задач возросла на 775 секунд  от нормы(400 секунд), улучшилось личное профессиональное мастерство обучающихся на 5 баллов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой и возросло умение работать в команде по профессиональной проблеме на 0,5( в местах) в экспериментальной группе. В это же время в контрольной группе мобильность улучшилась на немного ( на 481 секунду), профессиональная готовность быть профессионалом ещё сильно отставала от идеального варианта ( на 6-ой раз при решении сложных профессиональных задач), умение работать в команде не улучшилось( осталось 4-е командное место), а личное профессиональное мастерство возросло лишь на 1( место).

Так, педагогический эксперимент показал, что только при субъектно-ситуационном подходе в образовательном процессе возрастает профессионально-трудовая социализация студентов, их готовность быть профессионалом в своей отрасли труда.

Следовательно, традиционное образование отличается от феноменологического, в котором в центр образования поставлен студент как индивид, личность, поэтому перед педагогами стоит проблема: построить содержание профессионального образования с учётом индивидуально-психологических особенностей студентов, их профессиональных склонностей, интересов, развить их задатки, чтобы они соответствовали при окончании профессионального образовательной организации требованиям к выпускнику колледжа по определённой специальности, нормам отрасли в соответствии с развитием их профессиональных знаний, умений, навыков, доведённых до автоматизма.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» author=»Краснопёрова Алла Георгиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found