Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Формирование связной речи у младших школьников с НВОНР методом Станиславского» с использованием игрового комплекта АЛ 431А «Азбука пожарной безопасности» профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург)

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития [4, стр.3]. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Л.С.Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов» [3, стр.27], объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

В логопедических группах учащихся 2-х классов нами была проведена диагностика по выявление особенностей формирование связной речи у младших школьников с НВОНР. Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с НВОНР была взята методика Фотековой Т.А. [5, стр.10]  с использованием игрового комплекта АЛ 431А  «Азбука пожарной безопасности» профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург) [1, стр.3].

В результате обнаружился ряд проблем: составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых.

По результатам диагностики в группе не оказалось учащихся с высоким уровнем связной речи, 37,5 % — учащихся группы находились на среднем уровне, 62,5 % — на низком.

Потребность повышения уровня сформированности связной речи у учащихся привела к мысли о целесообразности выявления и создания для этого необходимых педагогических условий.

Таким образом, возникновение опыта связано с осознанием учителем необходимости при решении задач формирования связной речи у младших школьников с не ярко выраженным общим недоразвитием речи.

Кроме того, одной из основных задач является обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по родному языку в целом. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [2, стр.5].

Результатами обследования в начале года (таблица 1) было установлено, что составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь, были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении рассказа).

Таблица 1.

Определение уровня развития связной речи младших школьников

  Всего баллов за задание 1 Всего баллов за задание 2 Сумма баллов Уровень
Максим С. 3,5 6 9,5 Низкий
Поцелуева Н. 6 7,5 13,5 Средний
Ксения Ш. 4,5 10 14,5 Средний
Николай В. 4,5 6 10,5 Низкий
Екатерина В. 3 5 8 Низкий
Иван К. 4,5 4,5 9 Низкий
Эдуард  Б. 10 7,5 17,5 Средний
Галина Ш. 4.5 4,5 9 Низкий
         

Рисунок 1. Уровень развития связной речи младшими школьниками на констатирующем этапе эксперимента

Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У двух детей рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действий.

Подводя общий итог обследования, были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком за оба задания. В итоге, было выявлено, что высокий уровень сформированности навыков связной речи не имеется ни у одного ребенка; у трёх детей обнаружили средний уровень развития связного речевого высказывания; у пяти детей уровень сформированности связной речи оказался низким.

Анализ выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы:

– большинство детей с ОНР не выходят за рамки низкого уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;

– большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;

– отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения.

– для высказываний детей было характерно повторяемость одних и тех же лексических средств.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста с НВОНР отмечается отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с НВОНР, получили положительный результат. При проведении констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: высокий уровень – 0, средний уровень –37,5 % , 62,5 % -низкий.

Таблица 2, составленная по итогам проведенной работы в конце года, позволяет увидеть следующее: 37,5 % — высокий; 50 % — средний; 12, 5% – низкий.

 

Таблица 2.

Определение уровня развития связной речи младших школьников на контрольном этапе

  Всего баллов за задание 1 Всего баллов за задание 2 Сумма баллов Уровень
Максим С. 3,5 6 9,5 Низкий
Поцелуева Н. 6 8,5 14,5 Высокий
Ксения Ш. 7,5 10 17,5 Высокий
Николай В. 4,5 7,5 12 Средний
Екатерина В. 4,5 6,5 11 Средний
Иван К. 4,5 8,5 13 Средний
Эдуард  Б. 10 7,5 17,5 Высокий
Галина Ш. 4,5 4,5 9 Средний

Рисунок 2. Уровень развития связной речи младшими школьниками на контрольном этапе эксперимента

Анализируя данные, полученные за время работы, мы пришли к выводу, что использование игровых упражнений на логопедических занятиях с младшими школьниками имеющими НВОНР позволяет наиболее успешно решать вопросы формирования связной речи. В ходе целенаправленного обучения дети и достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. По-прежнему следует уделять формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы-высказывания, разных типов синтаксических конструкций.

Результаты опыта показали следующее:

— Чем раньше выявляются недостатки речевого развития ребенка, тем

лучше заметен результат.

— Занятия должны быть организованы в игровой форме.

— Должен соблюдаться принцип последовательности и поэтапности.

— Использование эстетической наглядности профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург) дает положительную динамику при формировании связной речи у учащихся с НВОНР.

— Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.

Предлагаем занятие по развитию связной речи с использованием эстетической наглядности профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург):

Цель: Формировать связную речь у учащихся через метод Станиславского “если бы…”.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая:

Коррекционная:

Воспитательная

Оборудование: игровой комплект АЛ 431А  «Азбука пожарной безопасности» профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург), предложения, картинки, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске, форма пожарного, ИКТ и ТСО.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, дети!

– Какое задание вам было задано на дом? (Выучить стихи.)

(Дети читают стихи.)

– О ком вы прочитали стихи? (о строителе, о пожарном, о спортсмене,…)
– Что обозначают эти названия? (Профессии.)

  1. Объявление темы занятия.

2.1.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О профессиях.)
– Посмотрим, какие профессии вы знаете (кроссворд).
– Когда мы закончим разгадывать кроссворд, должно появиться слово, непростое, волшебное.

“Кроссворд”

1. В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это (Пекарь).

3. Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас
От всех болезней? (Доктор.)

5. Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)

7. В горячем цехе
В доменной печи
Он варит сталь,
А это ведь не щи! (Сталевар.)

2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)

4. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз —
И помнит вас. (Фотограф.)

6. В прошлый раз был педагогом
Послезавтра — машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он (Артист).

8. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить
По утрам на работу.
(Водитель.)

9. И спросила Ната тихо:
“Разве плохо быть (портнихой)?
Кто штаны ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот”.

(Во время отгадывания кроссворда на экране показывается та профессия, про которую говорится.)

Сравнение двух профессий пекарь и доктор.

– Ребята, посмотрите во что одет пекарь и врач. (В белый халат и белый колпак.) А чем они отличаются? (Пекарь в муке, у него противень, а у доктора в руках фонендоскоп или аппарат, которым слушают дыхание, сердце.)

–Дети, какое “волшебное” слово у нас получилось?

2.2. Ключевое слово? ПРОФЕССИИ.

(На доске логопед пишет слово ПРОФЕССИЯ.)

– Давайте запишем его, запомним, как оно пишется.

2.3. – Сейчас я предлагаю вам пофантазировать. Мы будем учиться составлять с этим словом предложения, начиная со слов “Если бы”…

Например: Если бы я выбрал профессию учителя, то я учил бы детей математике.

2.4. – А теперь я предлагаю вам поиграть

Игра “Чудесный мешочек”.

(Дети поочередно обследуют на ощупь предметы в мешочке, называют эти предметы и определяют, человек какой профессии пользуется этими предметами?) (Строители, учителя, водители, пожарные, плотники.)

– Как же одним словом назвать все предметы, которые вы достали из волшебного мешочка? (Инструменты.)
– Я думаю, что вы уже устали, давайте отдохнем!

Физ. пауза.

Мы в профессии играли –
Вмиг мы летчиками стали!
В самолете полетали
И шоферами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет 3 класс!
А теперь на стройке мы
Кладем ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Руки вытянуть в стороны,
Как крылья самолета.
Имитируем руль в руках,
Рулим

Имитируем, как мы кладем
Кирпичи.

После физ. паузы приходит пожарник:

– Здравствуйте ребята, вы узнали кто я? (Незрячий ребенок обследует гостя и отвечает кто это, все остальные дети соглашаются.)

2.6. Разбор слова пожарник по составу.

– Давайте разберем слово пожарник по составу, с чего мы начинаем разбирать (с окончания), чтобы найти окончание нужно изменить слово, как можно изменить слово (по падежам), давайте изменим слово по падежам и обратим внимание как изменяются окончания.

И.п. кто? – пожарник
Р.п. нет кого? – пожарника
Д.п. дать кому? – пожарнику
В. П. вижу кого? – пожарника
Т.п. любуюсь кем? – пожарником
П.п. думаю о ком? – о пожарном

Какое у него окончание (нулевое), корень (чтобы определить корень нужно подобрать однокоренные слова – пожар, пожарная, пожарище, корень пожар) приставку, суффикс, подберите однокоренные слова.

2.7. Физкультурная пауза для глаз (на экране падают листья, дети проводят траекторию падения глазами).

2.8. Если бы я был пожарником (общий рассказ).

(Опорные слова для детей.)

– Ребята, у вас на карточках написаны слова. С помощью этих слов вам нужно составить предложение и записать его в тетрадь.

(Каждый ребенок составляет по опорным словам предложение и записывает его на листки.)

Рассказ.

  1. Профессия пожарных очень нужная и опасная.
  2. Эти отважные люди тушат пожары.
  3. С помощью лестницы пожарные спасают людей и животных.
  4. Они сильные и смелые.
  5. Если бы я был пожарным, то рассказывал бы детям как опасно играть с огнем.

– Прочитайте, что у вас получилось? (Дети читают предложения, а логопед выставляет уже готовые предложения на доске.) А теперь из этих предложений давайте составим рассказ. (Дети определяют, какое предложение будет первым, вторым и т д. А учитель на доске вывешивает предложения по порядку.)
– Молодцы ребята, вы составили хороший рассказ. Давайте запишем его. (После того, как рассказ составлен, дети записывают его себе на листик.)
– Виталик, прочитай весь рассказ (ребенок читает весь рассказ целиком).
– А сейчас предлагаю вам поменяться работами и проверить друг друга (проверка тетрадей друг у друга).
– Расскажите, что вам понравилось? Как выполнил работу? Что ты думаешь?
– Давайте подарим наши рассказы пожарнику на память. (Дарим рассказ пожарнику и прощаемся с ним.)

2.10. Рефлексия.

О чем мы говорили на уроке? (О профессиях.)

Чему мы сегодня научились?

Кто приходил к нам в гости? (Пожарник.)

Как вы думаете, понравился наш рассказ пожарнику? (Да.)

Что больше всего понравилось и запомнилось вам?

Литература

  1. Баряева Л.Б., Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс, издательство: Дрофа, 2008. —  с.207
  2. Бугаева З.Н. Игры и задания для развития устной речи и дикции. Донецк , 2006. — с.464
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996. — с.344
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. М., 2009. — с.32
  5. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М 2006. — с.96[schema type=»book» name=»Формирование связной речи у младших школьников с НВОНР методом Станиславского» с использованием игрового комплекта АЛ 431А «Азбука пожарной безопасности» профессора Л.Б. Баряевой (г. С.-Петербург)» description=»У детей младшего школьного возраста с НВОНР отмечается отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Чем раньше выявляются недостатки речевого развития ребенка, тем лучше заметен результат. » author=»уровень сформированности навыков связной речи, общее недоразвитие речи. » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found