Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Современные подходы и принципы в системе дошкольного образования

Перемены в системе дошкольного образования (ДО) в России актуализировали проблему изменения его содержания  в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Решение этой проблемы требует поиска инновационных путей организации образовательного процесса в системе дошкольного образования и разработки его компетентностно-ориентированного научно-методического обеспечения.

Компетентностный подход в образовании отчетливо обозначен в трудах И.А. Зимней, А.В. Хуторского и других исследователей[6, 9]. В их научных работах отмечается, что компетентностный подход-моделирующий включающий в себя качество образования.

И.А. Зимняя подчеркивает, что  статус компетентностного подхода, как «рамочной конструкции», реализует формализацию движения от «цели» к «результату»в образовании. [6, с.23]

Отметим, цели дошкольного образования в ФГОС задают стратегию и способы достижения результатов модернизации образования РФ.

В связи с этим, организация образовательного процесса в системе дошкольного образования, возможна на базе полиподходности, когда один подход дополняет другой [5].

В качестве основных подходов, позволяющих реализовать движение от «цели» к «результату», определены: культурно-исторический, гуманистический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, диалогический и квалиметрический.

 Культурно-исторический подход объединяет образование, воспитание и обучение в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, общества.

Гуманистический подход, признающий ценность ребенка как личности, обеспечивает полноценное развитие в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей.

 Системный и деятельностный подходы,  с позиций которых образовательный процесс рассматривается как гибкая система создают условия развития ребенка, открывают возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  соответствующим возрасту видам образовательной деятельности.

Личностно-ориентированный подход  нацелен на создание условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.

Диалогический подход позволяет рассматривать образовательные отношения субъектов образовательного процесса как равноправных партнеров. При этом взрослый и ребенок находятся в межличностном общении с диалогической направленностью на развитие ребенка в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта в социальной ситуации развития ребенка. Установление таких взаимоотношений возможно только в случае соблюдения  интересов друг друга, сохранения уникальности и самоценности детства –понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. В таком взаимодействии каждый из участников не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного и личностного развития в образовательных отношениях.

  Квалиметрический подход предполагает оценку качества организованного в дошкольной организации образовательного процесса.  С позиций квалиметрии, оценка качества  направлена на реализацию таких функций образовательного процесса как:

Перечисленные выше подходы следует рассматривать с принципами, как  основные правила, установки в организации образовательного процесса в системе дошкольного образования: целостности; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  индивидуализации, комплексности; интегративности. [3, 5, 8]

Принцип целостности в образовательном процессе характеризует высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов образовательного процесса: педагога, ребенка и его родителей (законных представителей). Целостному образовательному процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов (образование, воспитание и обучение) в направлениях развития (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического), их гармоничное взаимодействие в организационно-педагогических условиях оптимального развития ребенка в системе ДО (рис.1)

Образование  здесь рассматривается  как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,  осуществляемый в интересах ребенка, семьи, общества и государства.

Воспитание понимается как деятельность,  направленная на развитие ребенка, создание условий позитивной социализации и индивидуализации.

Обучение трактуется как целенаправленный процесс организации образовательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями,  по формированию общей  культуры личности ребенка, его самостоятельности,  ответственности,  предпосылок учебной деятельности,  обеспечивающих социальную успешность.

Рис.1. Организационно-педагогические условия оптимального развития ребенка в системе дошкольного образования.

Что касается развития ребенка, то  оно рассматривается  как процесс качественных и количественных изменений в  его физической и психической сферах, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Созданные организационно-педагогические условия в системе дошкольного образования способствуют формированию базовых компетенций ребенка,  необходимых для полноценного проживания всех этапов детства и обогащения детского развития.

Не случайно  В.А. Сластенин  отмечает, что «целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном образовательном процессе» [8,с 168].

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога и родителей, так и для самого ребенка.

Организация образовательного процесса должна идти с учетом соответствующих требований, методов по возрасту и особенностям развития ребенка.

Образование ребенка направлено на цели всестороннего развития личности, формирование базовых компетенций, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности.

Принцип индивидуализации заключается в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

 Принцип комплексности предполагает:

Принцип комплексности дополняется принципом интегративности, суть которого заключается в образовательном, восполняющем, формирующем и развивающем характере методического и квалиметрического обеспечения образовательного процесса,  организация которого требует наличия педагогических знаний и системной реализации  базовых компетенций педагога и родителей, в то же время, обеспечивает ликвидацию пробелов образования, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Под методическим обеспечением образовательного процесса понимается организационно-методический комплекс, способствующий более эффективной реализации в образовательном процессе методической, научно-исследовательской, контрольно-оценочной деятельности дошкольной образовательной организации. Он включает профессионально-ориентированные задания, сценарии деловых игр, родительских собраний, творческих вечеров и т.п.

В свою очередь, под квалиметрическим обеспечением образовательного процессапонимается  комплекс многоцелевых анкет для опроса педагогов и родителей, критерии и показатели качества, позволяющие осуществлять критериально-ориентированный подход к оценке качества организации образовательного процесса.

Таким образом, качество в системе дошкольного образования, это качество сформированных компетенций ребенка, реализация которых в образовательном процессе способствует его полноценному развитию до уровня, соответствующего индивидуальным и возрастным возможностям, а также требованиям государства, общества и личности, что  обеспечит его социальную успешность перехода к следующему этапу детства или начального общего образования.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что на базе полиподходностивозможнаорганизация образовательного процесса в системе дошкольного образования: культурно-исторического, гуманистического, системного, деятельностного, личностно-ориентированного, квалиметрического подхода ипринципов: целостности; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  индивидуализации, комплексности; интегративности.

Перечисленные подходы и принципы могут стать методологической основой для разработки модели и технологии организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в системе дошкольного образования; определять структуру и содержание компетенций педагогов, ребенка и его родителей (законных представителей), необходимых в создании оптимальных условий для развития детей; управления качеством образовательного процесса в системе дошкольного образования и организационно-методического сопровождения педагогов и родителей в образовательном процессе.

Список литературы:

  1. Веретенникова В.Б. Квалиметрический подход к разработке анкет для проведения педагогической экспертизы в системе дошкольного образования/ Материалы V международной научно-практической конференции. Наука в современном информационном обществе. NorthCharieston, Usa. 26-27 января 2015. Том 2. – С78-83.
  2. Веретенникова В.Б. Структура компетенций субъектов образовательного процесса в современной системе дошкольного образования/./IX Межднародная научно-практическая конференция. Ежемесячный научный журнал №4 (9). «Отечественная наука в эпоху измерений: постулаты прошлого и теории нового времени». – Екатеринбург., 15-16 мая 2015. Часть 3. – С. 69-72.
  3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. –М.: Гардарики, 2003. – 480с.
  4. Зимняя И.А. Компетентность человека — новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека — новое качество результата образования. Материалы XIII Всероссий- ского совещания. — М.; Уфа: Исслед. центр пробл. кач. подгот. спец., 2003. — С. 4 — 15.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480с.
  6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход)// Высшее образование сегодня. – 2006. — №8. С.21-26.
  1. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. –М.: Просвещение, 2014. – 112с.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.М.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -4-е изд. –М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.
  3. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». -https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

   10.Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода. Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования».-№4 (11) 2013. С.35-39.[schema type=»book» name=»Современные подходы и принципы в системе дошкольного образования» description=»В статье представлены подходы и принципы в современной системе дошкольного образования, которые могут стать методологической основой для разработки модели и технологии организации образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.» author=»Веретенникова Вероника Борисовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found