Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Совершенствование физического развития и здоровья школьников 1-8 классов в условиях новой подвижной и спортивной игры радиальный баскетбол.

Здоровье нации во многом зависит от уровня развития физической культуры, культивируемой как в семье, так в дошкольных учреждениях,  школах и др. учебных заведениях. Этой цепочке достаточно, чтобы вырастить граждан Р.Ф., готовых, по состоянию здоровья, защищать отечество, способных образовывать семьи, рожать и воспитывать юных россиян.

По итогам общероссийского мониторинга состояния здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи, проведенного РАН в 2013г., в пяти федеральных округах, выявлено, что высокое физическое развитие имеют 9%, среднее 57% и низкое 34% младших школьников. Количество практически здоровых детей в России за последние годы сократилось с 61 до 46%. С переходом из класса в класс здоровье и уровень физической подготовленности школьников ухудшается. Эти факты подтверждают негативные тенденции действующей системы физического воспитания [5,7,11].

Предполагалось, что введение третьего урока физической культуры, (приказ МО и Н РФ., от 29 декабря 2014г), объявление его обязательным к исполнению, существенно изменит негативные последствия, связанные с интенсификацией учебной, в основном, умственной деятельности учащихся и как следствие, повысит объем их двигательного потенциала.    Однако ввиду известных причин абсолютное большинство школ оказались не готовы к качественной организации третьего урока физической культуры (материальная база, 2 и 3-х сменная работа школы, кадры и др.) [1,3, 4 ].

На основе анализа имеющегося арсенала возможностей современных технологий обучения, которые появились в последние десятилетия, считаем целесообразным, в качестве одного из способов совершенствования методики занятий по физической культуре, рекомендовать, прошедшую экспериментальную проверку, новую игру с мячом радиальный баскетбол.

Игра запатентована [6,9,10] обладает уникальной вариативностью, простотой и податливостью к целенаправленному совершенствованию функционального потенциала организма учащихся школы, их двигательной подготовленности и иммунитета к условиям внешней среды.

Цель исследования: проанализировать влияние занятий радиальным баскетболом на функциональные системы организма учащихся 1-8 классов (рост, вес, ЧСС, экскурсия грудной клетки, ответная реакция ССС на кратковременную 40 сек., максимальную нагрузку) и динамику заболеваемости.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов, занимающихся по разным программам третьего урока физической культуры, (в контрольных классах уроки национального танца, в экспериментальных – игра радиальный баскетбол).

Задачи исследования: выполнить анализ характерных изменений росто-весовых показателей, ЧСС, время восстановления после кратковременной (40 сек)максимальной нагрузки, экскурсии грудной клетки, динамику устойчивости к сезонным заболеваниям.

Организация исследования: исследование проводилось в течении 2013-2014 учебного года на базе общеобразовательной средней школы №3 г Нальчика. В эксперименте приняло участие 304 учащихся 1-8 классов, которые были распределены по возрастным группам (1-4 и 5-8 классы) внутри соответствующих возрастов, по методу случайной выборки,  на контрольные и экспериментальные классы.

В контрольных классах уроки физической культуры проводились по 102 часовой программе (3 урока в неделю, причем третий урок (34) проводился как урок национальных танцев).

В экспериментальных классах третий урок также как и в контрольных (всего 34) проводился по авторской программе в условиях игры в радиальный баскетбол.

Содержание решаемых в каждом классе задач, за исключением третьего урока полностью совпадали как в экспериментальных, так и в контрольных классах.

За основу взята идея игры в баскетбол, но колец не одно, а три, расположенных в виде треугольника установленных на одной стойке в центре круглой площадки. (рис1)

Высота колец регулируется от 115см до 305см. Как показали результаты более 6-летних экспериментальных исследований, необычное расположение колец, существенно расширяет возможности игрового пространства и тем самым делает задачу забрасывания мяча в одно из трех колец еще более увлекательной и моторной.[10 ]

Рис. 1 Игровая площадка для радиального баскетбола

Данные обследования, полученные  в начале эксперимента, показали, что m – средняя ошибка среднеарифметического отклонения между учениками младших классов (1-4) в экспериментальных и контрольных группах не имели достоверных различий, также как и между учащимися 5-8 классов(p>0,05).

Результаты исследований.

Анализ показателей здоровья в конце учебного года (после эксперимента) при повторном тестировании выявил достоверно меньшие случаи заболеваемости в экспериментальных классах в которых на уроках физической культуры использовалась адаптированная подвижная игра радиальный баскетбол (в 1-2 классах) и спортивная (в 3-8 классах). табл.1

В экспериментальных классах количество заболеваний учащихся 1-8 классов, в среднем сократилось на 38,2 процента, в контрольных13,07процента. Следует отметить, что соматическое развитие учащихся в своей сущности направленно на увеличение функциональных возможностей организма и является неотъемлемым компонентом адаптации в том числе к условиям внешней среды. Считаем, что невысокая динамика снижения процента заболеваний в контрольных классах(13,07) является, в том числе результирующим эффектом не столько специфических процессов роста и развития учащихся, сколько оптимальной неадекватностью учебных и физических нагрузок.

Таблица 1

Динамика заболеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп 1-8 классов 2012-2013и2013-2014 учебных годов

Классы Хронические и простудные заболевания, в том числе ОРВИ, грипп
Экспериментальные классы

n = 202 чел.

Контрольные классы

n = 201 чел.

До экспер. (нач. уч. года) После экспер. (конец уч. года) До экспер. (нач. уч. года) После экспер. (конец уч. года)
 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во человекодней Кол-во человекодней Кол-во человекодней Кол-во человекодней
9962

9012

10461

6180

8121

6314

13141

6133

5306 (46,7%)

6005 (33,6%)

5146 (50,1%)

3982 (35,3%)

6376 (21,5%)

4127 (34,7%)

10211 (22,7%)

4312 (29,6%)

9817

9316

8786

6212

7962

7134

13442

7314

8568 (12,7%)

8432 (9,4%)

7928 (9,8%)

5012 (19,4%)

7011 (12%)

4912 (31,8%)

11398 (15,3%)

5912 (19,1%)

Примечание: во второй и четвертой колонках приведены сравнительные данные  по заболеваемости учащихся 1-8классов в 2013-14 учебном году, в первой и третьей данные по заболеваемости в 2012-13уч. году.

В результате экспериментальных исследований был отмечен некоторый рост показателей физического развития и улучшения функциональных систем организма у всех учащихся 1-8 классов.

После эксперимента (в конце учебного года) изменения показателей роста учащихся в соответствующих возрастных группах были незначительными и не имели достоверных корреляционных различий, как в контрольной так и в экспериментальной группах в 1-8 классах (р>0,05), однако в экспериментальных классах динамика роста мышечной массы несколько выше, чем в контрольных (около 2кг,) (табл.2).

Прирост показателей экскурсии грудной клетки достоверен (р<0,05) в экспериментальных 1-4 классах  (до эксперимента 4,52 + 0,31; после 7,52 + 0,82), в  5-8 классах соответственно (5,02 + 0,31; 8,47 + 0,30), в контрольных классах в соответствующих возрастных группах наблюдалось также некоторое увеличение, что в известной степени можно отнести к особенностям естественного биологического развития, прирост недостоверен: 1-4 классы (4,48 + 0,17; 5,52 + 0,27), 5-8 классах (5,05 + 0,57; 6,0 + 0,21), (р>0,05). Сравнительный анализ показал преимущество экспериментальной программы с применением модернизированной игры радиальный баскетбол. У школьников экспериментальных классов, в отличии от учащихся в  контрольных, отмечается повышенное кислородно-транспортное и питательное обеспечение мышечной работы, что в свою очередь сопровождалось существенным сокращением периода восстановления после максимальной (40сек.) нагрузки.

Таблица №2

Изменения общих характеристик показателей здоровья учащихся 1-8 классов по полу (мальчики, девочки).

Контрольные тесты (ср. показ. по школе) Экспериментальные классы Контрольные классы
1-4 кл. 5-8 кл. 1-4 кл. 5-8 кл.
n=96 (M=40; D=56) n=106 (M=59; D=47) n=102 (M=48; D=54) n=98 (M=50; D=48)
Mm Mm Mm Mm
До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер.
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Рост 136.18

0.99

137.1

1.64

146.07

0.76

150.36

1.22

135.7

0.9

136.4

1.32

144.6

0.58

146.211.22
2. Вес 36.41

0.75

37.08

1.22

39.56

0.82

41.06

0.36

36.58

0.83

36.5

0.41

38.07

1.6

39.3

0.71

3. Экск. гр. клетка (см) 4.52

0.31

7.52

0.82

5.02

0.31

8.47

0.30

4.48

0.17

5.52

0.27

5.05

0.57

6.00

0.21

4. ЧСС – период восстанов. после нагрузки 2.508 1.004 1.503 0.502 2.354 1.507 1.483 1.254
p<0.05

№№ контр. тестов

1/2 3/4 5/6 7/8 1/5 2/6 3/7 4/8
1 > > > > > > > <
2 > > > > > > > <
3 < < < > > < > <
4 < < < > > < > <

Есть все основания полагать, что ведущим фактором выявленных изменений к концу учебного года являются не столько естественные процессы роста и развития в ходе онтогенеза учащихся, сколько адекватность или неадекватность учебных и физических нагрузок. Не менее значимо более глубокое изучение и вегетативного компонента адаптации, поскольку адаптивные возможности учащихся начальной и средней школы в значительной степени определяются и лимитируются уровнем функционирования кардиореспираторной системы. Базальные значения изучаемых параметров гемодинамики(период восстановления ЧСС после макс. 40 сек. нагрузки, экскурсия грудной клетки) достоверно лучшие в экспериментальных (p<0,05) классах чем в контрольных, свидетельствуют о более высоких возможностях ССС учащихся экспериментальных классов.

Выводы

Мышечная система в результате организации активных, разнообразных двигательных действий в специфических условиях, возникающих в ходе игры в радиальный баскетбол, обеспечивает не только локомоторные функции, но и оказывает стимулирующее воздействие на все важнейшие системы организма.

В процесса адаптации к физической нагрузке увеличивается число ядер и миофибрилл в мышечных волокнах. Динамическая нагрузка в ходе игры, в отличии от традиционных форм организации других подвижных и спортивных игр, обеспечивает увеличение объема кровотока за счет увеличения ЧСС, что в свою очередь сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы. Наблюдается фазовый характер регулируемой гиподинамии и увеличение объема легочной вентиляции, увеличение емкости капиллярной сети в мышцах, процессов восстановления сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. — 1997. — No 3. — С. 51-54.
  2. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР// Теория и практика физической культуры. — 1990.- No 10. — С. 2.
  3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. — М.: Просвещение, 1991. — 65 с.
  4. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. — 1993. — No 2.- С. 59.
  5. Винарская E.H., Суслов В.Н., Фирсов Г.И. Интегративно-синергический аспект проблемы оценки функционального состояния человека // Функциональное состояние и здоровье человека.– Ростов-на-Дону, 2006.– С. 228–230.
  6. Еськов В.М., Козлова В.В., Голушков В.Н. Сравнительный анализ и синтез физиологиче­ских параметров организма студентов Югры в фазо­вых пространствах состояний // Теория и практика физической культуры.– 2011.– № 11.– С.88–94.
  7. Питербаскетвалид // Положительное решение на выдачу патента на товарный знак по заявке № 2003123276/20 (025025) от 16.07.2003.
  8. Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Черкесова Л.З., Коноплева А.Н. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры − радиальный баскетбол (питербаскет) // Адаптивная физическая культура.– 2010.– No 2(42).– С. 34–35.
  9. Мини-питербаскет. Правила соревнований. / Пособие для тре- неров. Под общей редакцией проф. Несмеянова А.А. – СПб., Галея принт, 2012. – 28 с.: ил.
  10. Несмеянов А.А., Несмеянов П.А., Несмеянов Д.А. Спортивная игра с мячом «Питербаскет» // Свидетельство на полезную модель No 28828 от 20.04.2003.
  11. Несмеянов АА, Кожемов АА, Хадарцев АА, Питербаскет и здоровье человека: Монография – Тула: ООО “Тульский полиграфист”, 214 с.[schema type=»book» name=»Совершенствование физического развития и здоровья школьников 1-8 классов в условиях новой подвижной и спортивной игры радиальный баскетбол.» description=»The outcome of the All-Russian health care monitoring among children, teen-agers and youth has detected that the quality of practically healthy children in Russia has been recently decreasing. The goal of research: influence of a new sport game radial basketball on chronic and respiratory diseases among 1-8th grade schoolers. Method of research: pedagogical control, pedagogical experiment, methods of math statistics. Results of research: put in practice of physical education. Conclusions: specific conditions created in game environment of radial basketball substantially broaden the possibilities of game space, improve motivation, physical activity and adaptation to the negative impact of ambient.» author=»Кожемов Аслан Аскерханович, Несмеянов Анатолий Александрович, Гилясова Марина Хакимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found