Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [1].

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.        Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий для заинтересованного отношения к учебе, создание комфортных условий для занятий физкультурой для этого необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм, вести учёт динамики работоспособности на занятиях, стремиться к индивидуально-дифференцированному подходу к каждому студенту.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.средства двигательной направленности;

2.оздоровительные силы природы;

3.гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения [2]. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  1. Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития студентов необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья студента на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития студента при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Паспорт здоровья” студента каждой группы  с конкретными рекомендациями. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья студента данной группы и конкретной диагностики каждого. Такой глубокий анализ и учет здоровья студентов в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии  и проследить за развитием и изменением состояния каждого студента[3].

А так же должны быть:строгие дозированные физические нагрузки;использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;соблюдение гигиенических требований;благоприятный эмоциональный настрой;создание комфортности[4].

На занятиях по физической культуре необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых — учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то преподаватель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным[5].

Для обеспечения комфортных условий для занятий физкультурой необходимо следующее: соблюдения санитарно-гигиенических норм, рациональное освещение зала;исключение монотонных звуковых раздражителей;влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;наличие туалетов и умывальников в раздевалках;наличие аптечки; спортивный инвентарь, наличие у каждого студента сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий физической культурой в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Преподавателю необходимо: учёт динамики работоспособности на уроке-1 фазаврабатывание 8-10 минут; 2 фаза оптимальной работоспособности 30-50 минут; 3 фаза преодолеваемого утомления.

Также необходимо включать элементы активного отдыха помимо занятий физической культуры-  на других занятиях и перерывах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перерывы. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое[5].

Список использованной литературы:

  1. «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна
  2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.-345с
  3. https://zam sport11.ucoz.ru/index/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках»
  4. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. — Ульяновск: УИПКПРО, 2006. — 49 с.
  5. https://irina-school8.ucoz.ru/publ/1-1-0-1«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»
  6. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа» description=»В данной статье мы постарались раскрыть определенным образом, что применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий в значительной мере позволит повысить уровень знаний и умений обучающихся в сохранении и укреплении своегоздоровья.» author=»Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found