Актуальность изучения этой проблемы обусловлена модернизацией российского образования в связи с процессами, происходящими в мире и экономике. Процесс обновления отечественного образования видится во введении компетентностного подхода, который открывает возможности для более качественной подготовки студентов к реальной жизни, включая осуществление продуктивной деятельности и актуализацию своих личностных ресурсов, и позволяет перейти в профессиональном высшем образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации. Переход на компетентностное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить существующие противоречия между требования ФГОС ВПО УГС 050000 Образование и педагогика и требованиями нового стандарта педагога, которые актуализируют необходимость формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки.
Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными[1]. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя ученика. Таким образом, этот аспект актуален и требует особого рассмотрения вместе со студентами педагогического вуза.
Будущим учителям было предложено ответить на вопросы «Теста на определение психологической готовности к профессии педагога». Это было связано с тем, что усвоение профессиональных знаний, навыков и умений проходит эффективнее при наличии сформированной мотивации к обучению данной профессии, т.е. психологической готовности к ней.
Предложенный тест содержал 22 вопроса. Из 3 вариантов нужно было выбрать тот, который студент считал правильным. Анализ результатов, полученных с помощью данной диагностики, в целом подтвердили наши ожидания. Чувством долга и ответственности обладают 85% студентов, интерес к работе учителя присутствует у 92%, умение быть лидером, способностью к руководству людей свойственно 76%, коллективизм, совместимость чувство товарищества свойственно 74%, трудолюбие, желание работать с людьми присутствует у 98%, самостоятельность мышления присутствует у 87%.
Так же на данном этапе студентам предлагалось определить, по итогам тестирования, имеют ли они исходные качества личности будущего учителя.
Данная диагностическая методика содержала 25 вопросов открытого и закрытого типа по итогам ответов, на которые, следовало определить, имеют ли студенты необходимые качества. Особенный интерес представляли ответы на вопрос «Идеальный педагог – это…». Результаты, которые были получены, свидетельствуют о том, что все опрашиваемые обладают нужными качествами, а идеальный педагог, по их мнению – «это человек, который может организовать, заинтересовать других, человек, который всегда находит мудрое решение, это человек, который сам всё время занимается саморазвитием, пополняет свой «багаж знаний» и находится в постоянном поиске.
Таким образом, можно говорить о противоречии между желаемыми представлениями о современном педагоге и реально существующем видении педагогической профессиональной деятельности студентами вуза.
Список литературы
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999.
- Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под. ред. А.А. Бодалёва, В.Я. Ляудис. М., 1980.
- Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1994. №5.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1 — 174 с.
- Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М, 1990.[schema type=»book» name=»ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА» description=»В данной статье раскрывается необходимость формирования у студентов педвуза представлений о своей будущей профессиональной деятельности. Описываются взгляды будущих учителей на профессиональные и личностные качества педагога, а так же особенности взаимодействия участников образовательного процесса. » author=»Лингевич Ольга Владимировна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]