Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности обусловлена несколькими причинами: особенностями развития социальной сферы, гражданского общества, когда возрастает роль бизнес организаций и организаций третьего сектора в решении проблем местного сообщества; тенденциями, существующими в социальном образовании, связанными с двухуровневой системой подготовкой; необходимостью решения проблем, имеющихся  у современных студентов и, определяемых вторичной занятостью, трудностями их трудоустройства по полученной в вузе профессии.

Заявленная проблема исследовалась в различных аспектах: анализировались социальные инвестиции бизнеса в социальную сферу (Е.А.Гандрабура, М.И.Либоракина, М.Г.Флямер); отмечались основные черты корпоративной благотворительности (И.М.Козина, Д.Л.Нечаевский, М.В.Карелина и др.); рассматривалось взаимодействие социальных служб и коммерческих организаций (Н.Ф.Басова, В.Н.Ярской и др.). Социальная работа понимается как вид профессиональной деятельности (Л.В.Вандышева, И.Н.Дашибалова, Л.А.Кудринская,  Л.В.Куриленко и др.), в котором ведущее значение отводится организации взаимодействия между специалистом социальной работы и социальными партнерами. Определенное место в социальном партнерстве занимает корпоративное волонтерство. Однако специфика его организации недостаточно представлена в научном дискурсе. Определенные требования предъявляют к личности корпоративных волонтеров, что свидетельствует о важности их специальной подготовки. Предполагаем, что это возможно достичь в образовательном процессе в вузе.

Анализ деятельности вузов, осуществляющих подготовки специалистов социальной сферы, собственной профессиональной деятельности, показывает, что, как правило, результатом подготовки становится готовность к реализации разнообразного функционально- ролевого репертуара специалиста социальной работы в рамках социального партнерства. Причем недостаточное внимание уделяется решению задачи по созданию в процессе профессиональной подготовки условий для построения студентами собственной стратегии организации корпоративной благотворительности, что предполагает освоение ими теоретических основ проблемы с последующей практической реализацией корпоративной благотворительности, под которой следует понимать модель самостоятельных действий студента, предназначенных для организации благотворительности в организациях.

За основу была взята идея сквозной подготовки специалистов социальной сферы, что позволило нам спроектировать систему подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности на основе методологических позиций гуманистического, интегративного, командного, практико- ориентированного, системного, филантропического подходов. Содержательный компонент системы интегрирует базовые учебные дисциплины («Искусство общения», «Основы волонтерской деятельности», «Основы проектирования, прогнозирования, моделирования»), что  позволяет студентам поэтапно приобрести необходимые знания.

На первом этапе обучения формируются представления об особенностях деловой коммуникации с социальными партнерами в ходе освоения общепрофессиональных и предметных знаний в курсе «Искусство общения». На втором этапе обучения студенты знакомятся с опытом организаций по реализации корпоративной благотворительности. Филантропический подход к профессиональной подготовке реализуется в курсе «Основы волонтерской деятельности», в процессе освоения которого  формируются социально- технологические компетенции. На третьем этапе систематизируются знания о корпоративной благотворительности, необходимые для проектной деятельности (курс «Основы проектирования, прогнозирования, моделирования»).

Практическая подготовка будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности осуществляется, во-первых, различными видами практики (учебная, производственная) как самостоятельной части образовательного процесса, во-вторых, социальной практикой, т.е. участием в добровольчестве/ волонтерстве.

Базовые учебные дисциплины дополняются специфическим содержанием («Деловые переговоры: филантропический аспект изучения»; «Анализ реализации корпоративной благотворительности»; «Корпоративная социальная ответственность как основа проекта») на основе междисциплинарных связей и преобладания практической направленности учебных курсов с учетом принципов проблемности, диалогичности, рефлексивности.

Так, «Деловые переговоры: филантропический аспект изучения» ориентирует студентов на эффективное деловое общение с партнерами, представителями коммерческих организаций («благотворители», «спонсоры»). Внимание будущих бакалавров социальной работы акцентируется на том, что коммерческая организация, используя в своей стратегии развития корпоративную благотворительность, тем самым осуществляет специфический подход к взаимодействию с обществом. Это способствует не только повышению ее конкурентоспособности, но является важным фактором интеграции приоритетов развития коммерческих организаций, общества и государства.

Специалист социальной работы, выступая посредником между социальной службой и коммерческой организацией, проявляет деловое сотрудничество —  социальное партнерство, потому что от коммуникативных компетенций зависит успех привлечения  в социальный проект ресурса организаций. Решение этой задачи и обусловлено  выбором кооперативного типа взаимодействия, когда продвижение каждого к своей цели способствует реализации цели партнера. Ведущим видом деятельности на данном этапе подготовки является коммуникативная деятельность, освоение которой помогает в дальнейшем  организовать корпоративную благотворительность. Опираясь на закон методического репродуцирования (Т.И.Руднева), согласно которому, в процессе обучения используются те средства, с которыми студенты сталкиваются в практической профессиональной деятельности, на этом этапе мы использовали форму переговоров. Процедура переговоров предполагает: предварительное знакомство с ее структурой; просмотр фильмов, демонстрирую-щих различные стратегии ведения переговоров; определение ролей участников. Таким образом, выбирается проблема, для решения которой необходим ресурс благотворительности, определяются позиции участвующих в переговорах сторон, составляется предварительный сценарий переговоров и т.п.). В время процедуры проведения переговоров выделяют непосредственных участников, сидящих за переговорным столом и, так называемых «зрителей» (наблюдатели, аналитики, эксперты). Подведение итогов переговоров является обязательным, поскольку помогает участникам процесса утвердиться в собственной компетентности или недостаточной ее сформированности, определить пути своего дальнейшего профессионального совершенствования.

Самостоятельная работа студентов сводится к изучению специальной литературы; подбору, просмотру и анализу фильмов; написанию докладов, эссе; составлению рекомендаций  специалисту, организующего переговоры с социальным партнером.

В процессе изучения раздела «Деловые переговоры: филантропический аспект изучения» у студентов формируется стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей будущей профессии; готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения и т.п.

В разделе «Анализ реализации корпоративной благотворительности» студентам сообщается информация о сути корпоративной благотворительности, которая понимается как «добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций, при этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании» [1,с.107];  вводится понятие «социальное инвестирование», трактуемое как «форма финансовой или иной ресурсной помощи, выделяемой коммерческой организацией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества» [2,c.24]; приводятся примеры из опыта зарубежных и отечественных коммерческих организаций, выступающих в роли корпоративных благотворителей.

Студенты вовлекаются в реализуемые на базе коммерческих организаций проекты или в проекты социальных служб, общественных организаций, сотрудничающих с представителями бизнес сообщества. Волонтерская деятельность становится ведущим видом деятельности.

Одной из форм обучения является круглый стол, проведение которого совпадает с празднованием дня добровольцев и направляется на систематизацию представлений студентов о феномене корпоративной благотворительности в местном сообществе, чему способствует привлечение представителей трех секторов гражданского общества и средств массовой информации.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке докладов, участии в социальных проектах в качестве волонтеров, подготовке к проведению круглого стола, презентации опыта корпоративной благотворительности в местном сообществе.

Формируются следующие профессионально значимые компетенции: готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; готовность к посреднической, социально- профилактической, консультационной, социально- психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; способность анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп и пр.

Раздел «Корпоративная социальная ответственность как основа проекта» предполагает анализ различных интерпретаций понятия «корпоративная социальная ответственность» (в теории корпоративного эгоизма (М.Фридман), теории корпоративного альтруизма (Дж. Гелбрейт), теории «разумного эгоизма» (А.Смит, Ф. Хайек)); рассмотрение структуры корпоративной социальной ответственности (А. Керолл), которая включает: экономическую ответственность как базовую функцию коммерческой организации; правовую ответственность, сводимую к  необходимости законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики; этическую ответственность, требующей  от коммерческой деятельности соблюдения норм морали; филантропическую  ответственность, побуждающую коммерческую организацию к поддержанию и развитию благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных проектов, программ.

Кроме этого к изучению и последующему анализу предлагаются показатели социальной ответственности организаций: общая политика и стратегия организации, направленная на устойчивое развитие окружающей природной и социальной среды; соблюдение норм безопасности и экологических норм; приобретение товаров и услуг у местных поставщиков с соблюдением установленных стандартов; соблюдение безопасности технологии сбыта товаров; открытость при выстраивании отношений между организацией и ее клиентами, обеспечение их точной и правдивой информацией о товаре; создание благоприятных условий труда сотрудников, обучение сотрудников, смягчение последствий реструктурирования и т.д.; эффективность и открытость финансового контроля; вложения в проектно-конструкторские работы; открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности, участие в диалоге между частными и государственными секторами; выстраивание гармоничных отношений с другими заинтересован-ными сторонами, в частности с местным населением; наличие у коммерческой организации открытой природоохранной политики, регулярное проведение экологической экспертизы.

Студенты анализируют сущность основных моделей развития (американская, континентальная, британская) корпоративной благотворительности, а также  моделей (скандинавская, южноевропейская, континентальная, англосаксонская), которые доминируют в странах Европейского союза [3, с. 22–36]. Для полного представления о становлении и развитии концепций корпоративной благотворительности студентам предлагается в качестве самостоятельной работы изучить работы Д.Виндзор, А.Кэррола, М. Ван Марревийка, Р.Штойера и др. [4; 5]. На лекции выделяют несколько показателей, соответствие которым, является свидетельством социальной ответственности коммерческих организаций.

Итак, современные коммерческие организации стремятся присоединиться к концепции устойчивого развития, целью которой является совмещение возрастающих человеческих потребностей с естественными возможностями планеты, за счет соблюдения экономического, экологического и социального баланса. При этом социальная ответственность коммерческих организаций выражается в системе последовательных действий в трех направлениях (экономика, экология, социальная сфера), формирующих партнерские отношения между секторами гражданского общества. В результате анализа зарубежного и российского опыта корпоративной благотворительности  делается вывод о том, что на стратегию формирования социальной ответственности влияет исторический путь, культура и особенности менталитета страны.

Ведущим видом деятельности на этом этапе выступает проектирование: студенты становятся авторами социальных проектов, где в качестве ресурса выступает корпоративная благотворительность. В ходе социального проектирования студенты придерживаются следующих стратегий:

  1. Стратегия «Самостоятельный поиск партнеров» сводится к тому, что студенты предпринимают попытки найти, привлечь коммерческие организации к реализации своих социальных проектов. Как правило, данную стратегию используют в проектах, требующих значительных ресурсов: финансовых, технических, людских и т.п. Примером могут быть проекты, которые предполагают работу с массовой аудиторией, часто к их реализации привлекается проектная команда, состоящая не только из студентов, но и из соответствующего профиля специалистов и т.п.
  2. Стратегия «Работа с имеющимися ресурсами» заключается в том, что студенты используют связи, контакты с коммерческими организациями, уже имеющиеся на базе практики, не предпринимая самостоятельных попыток поиска новых ресурсов, новых коммерческих организаций. Эту стратегию студенты используют чаще, чем предыдущую.

Мы выделяем несколько причин подобного выбора: студенческие проекты краткосрочные (реализуются в течение учебного семестра) и носят пилотный характер, в связи с чем, студенты предпочитают решать возникающие задачи «своими силами» с использованием имеющихся ресурсов. Кроме этого определенную роль играет личностный потенциал членов команды- авторов проекта. В случае первой из заявленных стратегий мы будем сталкиваться со студентами с ярко выраженными коммуникативными способностями, лидерскими качествами, амбициозными, деятельными натурами. Вторую стратегию выбирает, как правило, большинство студентов. Данная стратегия позволяет студентам решить поставленные в проекте задачи, приобрести (хотя не в полном объеме) опыт организации корпоративной благотворительности.

  1. Стратегия «Отказ от партнеров» выбирается студентами, чьи проекты не требуют привлечения ресурсов коммерческих организаций и выполняются индивидуально или в парах.

Если на третьем этапе обучения студенты в качестве  стратегии организации корпоративной благотворительности  используют стратегию «самостоятельный поиск партнеров», то это свидетельствует о высоком уровне развития у них соответствующих компетенций.

Самостоятельная работа на этом этапе сводится к подготовке и реализации социального проекта с последующей подготовкой презентации результатов этой работы. Студентам также предлагается написать статью в вузовскую газету, в социальные сети; разработать рекомендации по совершенствованию организации корпоративной благотворительности в городе, регионе.

Формируются следующие компетенции: способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни; быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований; готовность к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи; готовность разрабатывать комплексные и индивидуальные социальное проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг).

Индивидуальное консультирование на первом этапе обучения ориентирует в коммуникативном пространстве корпоративной благотворительности; на втором этапе – информирует о филантропических технологиях коммерческих организаций. На этом этапе подготовки поддерживает в реализации проектов корпоративной благотворительности.

Во время прохождения различных видов практик студентам предлагались специальные задания: выявить социальных партнеров в виде коммерческих организаций на базах практики (социальные службы); изучить опыт взаимодействия социальных служб и коммерческих организаций; определить проблемы организации корпоративной благотворительности на базах практики и предложить пути оптимизации данного процесса.

Социальная практика организуется на базе центра содействия трудоустройству и подготовки волонтеров Самарского государственного университета и предполагает вовлечение студентов всех курсов в организацию волонтерских акций. При этом функционал волонтеров может быть разнообразным в зависимости от направленности акций, опыта волонтерства у студентов, их мотивов участия и т.п. Участие в волонтерских акциях будущих бакалавров социальной работы способствует их профессионализации, преодолению специфических кризисов обучения, влияет на дальнейшее трудоустройство и т.д. Система сквозной подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности, способствуя  успешной практической деятельности выпускников, задает основу для  продолжения исследовательского проекта в магистратуре.

Список литературы

  1. Вандышева Л.В. Филантропический подход к социальной работе. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. — 120с.
  2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. — 504с.
  3. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели Корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4(24). — С. 22-36.
  4. Carrol A. Corporate Social Responsibility: Evolution of Definitional Construct // Business and Society, 1999. Vol. 38. N.3. — P.268-295.
  5. Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development: A theoretical Exploration of Business–Society Relations // Journal of Business Ethics. 2005. Vol.61. №3.  — P.263-281.[schema type=»book» name=»ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ» description=»В статье представлена спроектированная система профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности, позволяющая им поэтапно приобрести необходимые знания; обоснован и описан содержательный компонент теоретической и практической подготовки; самостоятельная работа студентов определена как элемент подготовки. Анализ реализации системы подготовки позволил выделить стратегии социального проектирования, которых придерживаются студенты.» author=»Вандышева Людмила Владимировна, Куриленко Людмила Васильевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found