В отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается с различных точек зрения, и самые распространенные – это личностный и функциональный подход [7].
Личностный подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.
Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С. Нарсесян, В.Н. Пушкин).
Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:
- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;
- черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;
- необходимые знания, навыки, умения;
- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.
Динамическая структура состояния психологической готовности к каким-либо видам деятельности – это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:
- мотивационные – потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
- познавательные – понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;
- эмоциональные – чувство социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
- волевые – управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [1].
Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляют собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:
- осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
- осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;
- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;
- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение, вера в успешное достижение цели [3].
Новая парадигма отечественного образования в условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности человека выдвигает в числе приоритетов формирование целостной личности обучающегося как системообразующего фактора образовательного процесса с определенным набором субъективных свойств, определяющих ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, дальнейшему саморазвитию; позволяющих в совокупности успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, быть конкурентоспособным.
Компетентностный подход получает в образовании все больший статус, благодаря его закреплению в качестве нормативного конструкта в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., образовательных стандартах нового поколения (ФГОС-3) и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у учащихся определенного набора компетенций [5; 8].
К настоящему времени уже сложились теоретические основы компетентностного подхода (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, В.В. Сериков, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.), который предполагает четкую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Однако есть некоторые расхождения в трактовке основного понятия. Одни отечественные исследователи (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин «компетенция», отождествляя его с «компетентностью»; другие (Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд ученых (И.А. Зимняя, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия. Существует и проблема отбора универсальных, общих компетенций, являющихся базовыми на той или иной ступени образования. Тем не менее, все исследователи едины в том, что компетенция — это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретического знания и практической деятельности, универсальный язык описания результатов образования на мировом уровне в настоящее время [4; 8].
Составляющими элементами понятия «компетенция» являются: знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы; интеллектуальный контекст, в котором работает человек); навыки (владение конкретными средствами и методами выполнения определенной задачи); способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, приблизительный синоним одаренности); стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, проявление ценностей, этики, убеждений и реакции на окружающий мир); усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов).
Таким образом, общим для всех приведенных выше определений является понимание компетенции как стремления и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция – это «знание в действии».
Компетенция включает следующие составляющие:
1) когнитивную – знания, опыт;
2) функциональную – умения, владение;
3) личностную – предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
4) этическую – предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Другими словами, понятие компетенции включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [2].
В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.
В федеральных образовательных стандартах третьего поколения для средних профессиональных учебных заведений выделяются два вида компетенций: общие и профессиональные. Введение общих компетенций в качестве нормативного и практического конструктов основной профессиональной образовательной программы ориентировано на решение проблемы, типичной для российской системы образования, когда обучающиеся могут в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но при этом испытывают определенные трудности в деятельности, предполагающей применение этих знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или жизненных задач.
Под «общими компетенциями» понимается способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне [6].
Общие компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными.
Готовность исполнять общие компетенции – динамическое свойство человека, проявляющееся в знаниях, умениях и способностях к определенным действиям. Основными признаками готовности исполнять общие компетенции (ее составляющими) являются:
- знания, связанные с исполнением данной компетенции;
- умение использовать эти знания при ее исполнении;
- практический опыт в исполнении данной компетенции;
- личностное отношение к исполнению данной компетенции.
Таким образом, уровень готовности исполнять общие компетенции будет зависеть от уровня знаний, от уверенности их использования в профессиональной деятельности, от личностных качеств, мотивации и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. – М. : МПСИ, 2002. – 186 с.
- Захарова, Г.П. Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив [Текст] / Г.П.Захарова // Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 70-75.
- Котлярова, И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете [Текст] / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, Ю.В. Тягунова. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 217 с.
- Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. – М. : Изд-во МГУ, 2001. – 162 с.
- Прохорова, И.В. Интерактивные методы и критериально‑оценочная система как средство развития профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», № 4, 2012 г. – С. 33-35.
- Пузанков, Д.В., Кузьмин, Н.Н., Шехонин, А.А. и др. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза [Текст] / Д.В. Пузанков // Материалы ХI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». – М., 2006. – С. 25-28.
- Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Оценка результатов образования: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Тягунова, К.Н. Крикунов. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 135 с.
- Тягунова, Ю.В. Проект основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100 «Педагогическое образование»: магистерская программа «Профессиональное образование»: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Тягунова – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 243 с.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ИСПОЛНЯТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ»» description=»педагогическая практика требует осмысления понятия «готовность исполнять общие компетенции» в применении к студентам образовательных организаций. С этой целью был проведен обзор научных публикаций и анализ теоретических предпосылок экспансии идеи подготовки студентов к исполнению общих компетенций. В результате применения данных методов теоретического исследования было уточнено ключевое понятие.» author=»Тамбиев Сергей Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]