Известно, что физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. Физическое развитие человека оказывает большое влияние на качество его жизни, обеспечивая необходимые возможности для участия в жизни социума, реализации своих желаний и мн.др. (Ланда Б.Х., Кузнецова B.C., Холодов Ж.К. и др.) Выделяются три основных уровня физического развития: высокий, средний и низкий, а также два промежуточных — выше среднего и ниже среднего. Уровень физического развития может меняться под воздействием разных факторов: возраста, уровня физической нагрузки, систематичности и адекватности физической нагрузки, правильного питания, ограничений, возникающих в результате различных заболеваний и травм, социальных факторов и пр.
Лица с нарушениями интеллектуального развития имеют особенности физического развития, выраженность которых зависит от возрастных, индивидуальных и социальных условий (Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Исаева Т.Н., Маллер А.Р., Стребелева Е.А., Цикото Г.В., Шипицына Л.М. и др.). При этом специфика моторного развития людей с ментальными нарушениями проявляется на всех этапах, начиная с раннего детства. К типичным особенностям моторного развития лиц с ментальными нарушениями относят, задержка темпа двигательного развития и значительное качественное своеобразие в развитии двигательных возможностей (как в крупной, так и мелкой моторики). Подросткам и молодым людям с ментальными нарушениями свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, отталкивание при прыжке с двух ног. Движения могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Для людей с ментальными нарушениями являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями координации и мелкой моторики рук. (Дмитриев А.А., Мозговой В.М., Черник Е. С., Шапкова Л.В., Шпитальная О.А. и др. ). И если в школьном возрасте, подростки с нарушением развития, посещая школу, регулярно занимаются физкультурой, то по мере взросления острой проблемой становится поддержания необходимого уровня физической активности.
В настоящее время термин «молодые люди с ментальными нарушениями» включает достаточно разнообразную по механизмам возникновения группу лиц, которые в силу особенностей развития мышления, в частности недостаточности систематизированных представлений об окружающем мире (как предметном, так и социальном), сложностях переноса навыков из одной ситуации, по этой причине не могут самостоятельно жить в социуме, нуждаются в систематической помощи окружающих. То есть, к этой категории могут относиться как молодые люди с классической умственной отсталостью, так и другими нарушениями развития, например с аутизмом, выраженность проявлений которого резко ограничивает возможности участия человека в жизни общества. При этом уровень физического развития, поддержка достаточного уровня физической активности во многом определяет качество жизни молодых людей с ментальными нарушениями.
Для оценки физического развития молодых людей этой категории нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 6 молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, имеющие диагноз (аутизм, генетические заболевания и др.). Все они были участниками программы « Рабочий полдень» РБОО Центр лечебной педагогики. Этот проект создан для нормализации социальной жизни подростков и молодых людей, которые не трудоустроены в силу значительного дефицита мест, обеспечивающих трудовую занятость молодых людей с ментальными нарушениями, а поэтому основное время находятся дома с родителями или другими родственниками. Исследование проводилось в период с ноября 2015 по январь 2016 года. Для получения представлений об уровне физического развития и имеющейся физической нагрузки каждого из молодых людей, принявших участие в исследовании нами были использованы следующие методы:
- анкетирование родителей. Для этого нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов, дающих первичное представление о режиме дня, физической нагрузке молодых людей в течение недели, удовлетворенностью членов семьи имеющейся физической нагрузкой молодых людей, вошедших в экспериментальную группу.
- интервью со специалистами проекта, которое позволяло получить информацию о том, как они оценивают уровень физической активности молодых людей, какие трудности выделяют как препятствующие поддержке достаточного уровня физического развития.
- направленное наблюдение с целью оценки двигательных возможностей, наиболее интересных и доступных видов физической активности.
- проведение серии двигательных тестов,направленных на определение уровня физического развития, определяли совокупностью методов, основанных на измерении морфологических и функциональных признаков (количество заданий 5 заданий, индекс Кетле, грудной показатель)
- беседы с молодыми людьми (в случае возможности использования устной речи или средств альтернативной коммуникации) с целью выяснения наиболее интересных для них видов физической активности.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты. На основании серии тестов, индекса Кетле был определен уровень физического развития участников экспериментального исследования.
Диаграмма 1.Уровень физического развития.
То есть, было выявлено, что ни у кого из участников экспериментального исследования нет достаточного уровня физического развития. Один участник эксперимента был отнесен к среднему уровню, два — к низкому и три — к очень низкому уровню физического развития.
Оценка уровня физической активности строилась на комплексной качественно-количественной оценки недельного режима участников экспериментального исследования, среднем количестве физической нагрузки в неделю, систематичностью физической нагрузки.
Диаграмма 2.Уровень физической активности.
В данном случае лишь у одного участника экспериментальной нагрузки речь шла о достаточном уровне физической нагрузки (занятия спортом 3 раза в неделю), физическая активность еще одного участника экспериментального исследования была оценена как средняя, 2/3 участников имели низкий уровень физической активности. При этом наблюдалась прямая зависимость между уровнем физического развития и уровнем систематической физической активности молодых людей с ментальными нарушениями.
Оценка удовлетворенности уровнем физического развития проводилась в основном на основании анализа анкет членов семьи, в ряде случаев мы беседовали с самими молодыми людьми, уточняя то, чего им кажется важным. При этом родители всех участников экспериментального исследования оценили свою удовлетворенность от физической нагрузки своих детей как среднюю (1 семья), низкую (2 семьи), очень низкую (3 семьи), что отражает понимание близкими молодых людей с ментальными нарушениями важности систематической физической нагрузки. При этом сами ребята, называя или выбирая на карточках то, чем нравится заниматься, крайне редко выбирали физическую нагрузку (только треть всех участников экспериментального исследования включили отдельные виды физической активности (плаванье, прогулки, танцы) в перечень того, как они хотели бы провести свободное время. В большинстве случаев ребята выбирали малоподвижные виды отдыха.
Диаграмма 3. Удовлетворенность членов семьи уровнем физического развития и физической нагрузки молодых людей с ментальными нарушениями
Таким образом, проблема поддержания достаточного уровня физической активности молодых людей с ментальными нарушениями представляется острой и актуальной. При этом важной составляющей в обеспечении уровня физической нагрузки молодых людей с ментальными нарушениями представляется:
- активная позиция членов семьи в вопросе обеспечения достаточной физической активности (не столько понимание важности, сколько привычка самих членов семьи к активному образу жизни, временным и физическим возможностям близких молодых людей с ментальными нарушениями)
- доступность систематической физической нагрузки (как близкое расположение к дому (например, парка), так и наличие специалистов, которые готовы заниматься с молодыми людьми с ментальными нарушениями (в этом случае семьям приходится тратить больше времени в дороге, чтобы приехать на занятие в конкретную организацию)
- выбор вида физической активности для систематических занятий, не вызывающего неприятия у молодого человека с ментальными нарушениями
- поддержка положительной мотивации к физическим занятиям (в тех семьях, где члены семьи ценят участие в физических занятиях как проявление взрослости и «взрослой» жизненной позиции молодые люди чаще выражают желание провести свободное время «активно»)
- объединение молодых людей для участия в различных видах доступной активности (выезды на совместные прогулки в парк, знакомство с различными видами активного отдыха и пр.)
- поддержка развития самостоятельности (в большинстве семей по отношению к молодым людям с ментальными нарушениями наблюдается гиперопека)
- включение серии физических упражнений в групповую работу с молодыми людьми в рамках имеющихся занятий
Таким образом, изучение особенностей физического развития молодых людей с ментальными нарушениями показывает, что возможность повышения их уровня физической активности зависит от ряда факторов, является сложной комплексной задачей, в планировании и решении которой должны принимать специалисты, члены семьи и сами молодые люди с ментальными нарушениями.
Список литературы:
- Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006. – 144
- Девид Геслак (The Autism Fitness Handbook An Exercise program to boost body image, motor skills, posture and confidence in children and teens with aytism spectrum disorder )
- Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании — М.,-176 с.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.-311 с.
- Козленко Н. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1987. – С. 175 – 193
- Ланда, Б.Х. методика комплексной оценки и физического развития и физической подготовленности: учебное пособие – Казань: ФОРД-ДИАЛОГ, 2000.
- Левченко И.Ю. Забрамная С.Д. Добровольская Т.А. Психолого – педагогическая диагностика – учебное пособие 2003.-320с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб. 2001. — 220 с.
- Мозговой В.М. Развитое двигательных возможностей учащихся коррекционной школы в процессе физического воспитания. — М: Олма-Пресс, 2001. — 285 с
- Мозговой В. М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М., «Просвещение», 2009 – 256 с.
- Плаксунова Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом. 2000
- Плешаков А. Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физкультуры. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1975. – 24с.
- Холодов Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта, выходные данные книги Учеб. пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480с.
- Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб. пособие. М., 1997.-320с.
- Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, учебное пособие.2003[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ » description=»Цель – изучить двигательную активность людей с ментальными нарушениями развития. Background – examine the motor activity of people with mental disabilities. Методы: психолого – педагогическая диагностика. Methods: psycho – pedagogical diagnostics. Результаты: постоянная физическая нагрузка необходима для молодых людей с ментальными нарушениями развития для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Result: constant physical exercise is essential for young people with mental disabilities to maintain psychophysical tone and removal of emotional stress. Вывод: исследование показало, что у молодых людей с ментальными нарушениями развития есть социальные трудности в получении достаточного уровня физических нагрузок. Conclusion: research has shown that young people with mental disabilities have social difficulties in obtaining a sufficient level of physical activity. » author=»Прокофьева Кристина Витальевна, Петухов Юрий Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]