Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ

Как известно, конфликты изучаются  с позиций различных направлений:  мотивационный, ситуационный и когнитивный (Н.В. Гришина), когнитивный, мотивационный, аналитический, деятельностный, энерго-эмоциональный, организационный и системный (Н.У. Заиченко),  социальный (Л.Козер) и т.д. Л.А.Петровская предлагает анализировать конфликт следующим образом: структура конфликта, его динамика, функции и типология [1]. Определять конфликты можно в соответствии со следующей классификацией:

Ф. М. Бородкин и Н.М.Коряк выделяют четыре типа конфликтов по характеру их возникновения: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены объективными обстоятельствами), субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены человеком, группой, организацией…) [3].

 Одной из классификаций межличностных конфликтов, выделяемых достаточно часто, является разделение их на бытовые и производственные (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.И. Китов, Б.Б. Косов и др.).

Выделение структурных элементов конфликтов наблюдается в трудах  Р. Мак и Р. Снайдер, подразумевающие  под структурой конфликта следующее: 1) наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом; 2) взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон; 3) поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, дабы приобрести нечто за ее счет; 4) противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот; 5) применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении [4, 212]..

В психологических исследованиях конфликта  под структурой Л.А. Петровская понимает следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий [1].

Развивая взгляды Л.А. Петровской по этой проблеме, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов предлагают рассматривать структуру конфликта следующим образом: во-первых, конфликтная ситуация, включающая в себя участников, предмет, объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом; во-вторых, психологические компоненты конфликта (мотивация сторон, стратегии и тактика поведения сторон и информационные модели конфликта, или образ конфликтной ситуации) [5, 230].

Н.В. Гришина к структурным компонентам относит: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта [6, 156].

Таким образом, большинство авторов по проблеме выделения структурных компонентов придерживаются следующих основных компонентов: участники конфликта, условия конфликта (конфликтная ситуация), предмет конфликта (причина), мотивы (цели) сторон, конфликтные действия и исход конфликта.

С этих позиций детско-родительские отношения не могут развиваться, если в них в той или иной степени присутствует конфликт. Наша работа направлена на то, чтобы выбрать из многочисленных приемов и методов наиболее приемлемые и апробированные в конкретной ситуации.

Так для детей дошкольного возраста, в характеристиках которой мы рассматриваем:

1 — максимальную потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

2 — максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов  потребностей (материальных, духовных, познавательных);

3 – минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды, наиболее приемлемые направления работы педагога заключаются в том, чтобы применять на практике следующие приемы:

1 прием «погашение потребности» рекомендован излишне заботливым родителям, которые действуют по принципу «демьяновой ухи», т.е. предоставление всех благ ребенку в таком количестве, что у он перестает их ценить. Известен юмористический рассказ о том, что ребенку, который требовал постоянно от родителей леденцового петуха, накупили столько, что он единожды объевшись, почти год не мог смотреть на сладкое.  Прием очень тонкий и здесь необходимо знание не только психологии развития возраста, но четкий продуманный расчет;

2 прием «переключение с погашением», суть его стоит в том, чтобы перевести внимание ребенка  (вербально, эмоционально, предметно) с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный. Здесь следует помнить, что эффект этого приема будет действенный тогда, когда он работает во взаимосвязи с приемом «погашение потребности»;

3 прием «эмоциональная установка» заключается в том, чтобы дать дошкольнику ориентир на соответствующее отношение к чему-либо. Например, как пишет одна из родителей «когда я прохожу мимо пьяного человека, я быстро хватаю дочку  за руку, изображаю на лице страх, тащу ее за собой и говорю: бежим скорее, рядом                                                                          с нами пьяный». Дочка привыкла, что пьяный человек – ужасен. Поэтому она со страхом  и отвращением относится к любому начинающемуся человеку. Может быть, я перегнула палку, но уверена, что дочка с ранних лет будет иметь антиалкогольную установку».

Для детей младшего школьного возраста характерно развитие индивидуально-типологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Здесь еще сохраняется доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей личности. Превращение дошкольника в школьника происходит в противоречивом соединении определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Так, прием «семейная радость» направлена на то, чтобы ребенок испытывал радость от того, что его успехи вызвали радость в семье, подняли его престиж, обеспечили эмоциональное благополучие в кругу самых близких, самых дорогих  людей. Роль семьи в создании «семейной радости» заключается в постоянной помощи и контроле со стороны старших, заботливые родители, другие члены семьи обычно сидят рядом контролируют каждый шаг, не только помогают, но и активно включаются в его работу. Такая помощь бывает совершенно необходима, потому что далеко не каждый первоклассник способен самостоятельно выполнять задания, это и есть форма включенного участия.

Степень участия родителей в развитии детей подросткового возраста завершается тем, что при существующей доминанте семьи к концу периода появляется возможность удовлетворять самостоятельно часть материальных потребностей у подростков, тем самым стирая доминанты, но при этом остаются отношения между детьми и родителями. Например,  превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками  становится большей ценностью, чем с родителями, ближними.  Так, потребность самоутвердиться, занять достойное место  в коллективе является одним из основополагающих потребностей подросткового детства и если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, а для  младших школьников  наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее авторитетно мнение сверстников, коллектива класса.  Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.  Знание этих особенностей позволяет родителям и педагогам  успешно обходить трудности, если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном счете не только к проступкам, но и правонарушениям.

Таким образом, ребенок в любом возрасте подвержен конфликтам в семейных отношениях, и не смотря на особенности развития  возраста, родительские отношения сохраняются и в связи с этим задача педагогов-психологов вооружить знаниями и умениями родителей, чтобы детско-родительские отношения были гораздо эффективными и полезными.

Для чрезмерно оберегающих родителей, тип воспитания которых  характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях, когда детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия, когда родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка — ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения.  Такие дети, встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Доминирующим направлением педагогической деятельности является помощь семье в организации полноценного общения, не только Р+Р, но и Р+Д и Д+Д (где Р- родители, а Д-дети).

При гиперсоциальной требовательной  позиции, когда родители  требуют от детей порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. А.Б. Добрович описывает вариант такой родительской позиции как навязывание ребенку роли «паинька»: это воспитанный, послушный ребенок, от него ждут, прежде всего, соблюдения приличий. Куперсмит в своем исследовании «Предпосылки самооценки» показал, что низкая самооценка тесно связана именно с подобной родительской позицией, а именно, с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации. Они требуют от детей, прежде всего, послушания, умение подстроиться к другим людям, требуют зависимости от взрослого в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.  Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов.

 Раздражительный, эмоционально лабильный родитель, основной чертой этой позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью. Разрушающим моментом здесь является резкий беспричинный перепад в настроении родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности. Все эти факторы препятствуют усвоению нравственных норм и их реализации в поведении.

Авторитарный родитель, это такой родитель, который больше полагается на строгость и наказание, редко общается с детьми. Д. Баумринд  назвала такую модель поведения родителей «властной», так как они жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. А.Б. Добрович  приводит несколько ролей, которые могут быть навязаны такими родителями. Это роль «козла отпущения», роль «забитого» и роль «золушки».

Устранившийся, раздражительный родитель, для такого родителя ребенок — главная помеха. По мнению родителя, ребенок непослушен, своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при этом жадными, злопамятными, жестокими.

Отсутствие воспитания как такового, это когда дети предоставлены сами себе и чаще всего это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. М.Земска обозначает данную родительскую позицию как позицию уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер.

Либеральный родитель. Д. Баумринд  характеризует таких родителей следующим образом: снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. По данным Куперсмита, родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе.

Гипертрофированная родительская любовь выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка.

Авторитетные родители. По данным Д. Баумринд, такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Демократичные родители. Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима.

А. Болдуин  характеризует эту позицию следующими параметрами: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

А.Б. Добрович, в свою очередь, отмечает, что такая семья не предлагает ребенку только определенные, фиксированные роли. Через все роли ребенок проходит, но не застревает, ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает. Нормальная семья предлагает ребенку не только разумный «ролевой репертуар», но и социальные и ценностные ориентации, образцы для подражания, то есть, все то, что способствует формированию гармоничного характера.

Таким образом, семья, по призванию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Литература

  1. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – С. 126 – 143.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. – М.: Международная педагогическая академия,1995. – 152 с.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1989. – 186 с.
  4. Mack R.W., Snyder R.C. The Analysis of Social-toward an Overview and Synthesis// Journal of Conflict Resolution. – 1957. – Vol. 1. – # 2. – P. 212 – 248.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ» description=»конфликт в семейных отношениях имеет важное значение и исследование, а затем и практическое его изучение является основополагающей при воспитании и формирования детей разного возраста.» author=»ШАЯХМЕТОВА А.А., САКЕНОВА Г.И.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found