Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ)

Корни научно-технического сотрудничества между высшими учебными заведениями и ведущими научными центрами стран СНГ уходят в опыт аналогичного взаимодействия республик СССР. Кафедра физики МИИТ вступила на этот путь примерно 40 лет назад, поэтапно заключая договоры о научно-техническом и учебном сотрудничестве с Черновицким государственным университетом, Тартуским государственным университетом, Севастопольским национальным техническим университетом, Институтом физики НАН Беларуси, Физическим институтом РАН имени П.Н. Лебедева, Киевским НИИ радиотехнических материалов и рядом других организаций. Целью настоящих договоров стало укрепление и развитие многолетнего научного, научно-технического и научно-образовательного сотрудничества между Сторонами в направлениях «Оптика и спектроскопия материалов для оптоэлектроники и информационных технологий», «Фотоника многокомпонентных систем и инструментальных информационно-аналитических технологий», «Спектроскопия наногетероструктур», «Исследования оптических свойств соединений А2В6» и, наконец, «Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах». Общим итогом проделанной совместной работы стали:

Возможность взаимного использования дорогостоящих и уникальных установок для проведения научных исследований приводит к получению оригинальных результатов (рис. 1 – совместные исследования спектров люминесценции монокристаллов оксида цинка в широком диапазоне температур от 10 К до 300 К, проведенные в Институте физики НАН Беларуси [7]).

Рис. 1. Спектры фотолюминесценции монокристалла ZnO при разных

температурах (T = 10 ¸ 300 К)

Совместное обсуждение полученных результатов с нашими партнёрами способствует появлению соответствующих публикаций в центральных изданиях в России и за рубежом [1, 3, 6, 7].

Образовательная система XXI-го века (обучение через исследование) требует современных средств и методов обучения. Международное сотрудничество позволило реализовать один из основных пунктов инновационной образовательной программы нашего университета: на базе кафедры общей физики, объединяющей высококвалифицированных специалистов, создан научно-образовательный центр (НОЦ) многофункционального назначения [2]. Центр оснащён современной спектрально-аналитической аппаратурой, поставляемой из-за рубежа (малогабаритными оптоволоконными спектрометрами фирмы Avantes BV, спектрофлуориметрами СМ-2209 из Беларуси и Carry-Eclipse из США, Фурье-спектрометром FTS-7000 из Австралии и т. д.). Таким образом, в настоящее время НОЦ представляет собой современный технопарк, обеспечивающий возможность проведения научно-исследовательских, проектно-технологических и опережающих учебно-образовательных работ на мировом уровне [4]. Пример проводимых работ: экспресс-анализ качества промышленных и природных объектов – воды, горюче-смазочных материалов, лекарств, пищевых продуктов, драгоценных камне     й и т. д.

Выполнение центром образовательной функции потребовало усилий по адаптации ряда установок к возможности работы с ними студентов, по созданию целых учебно-методических комплексов, включающих не только сами приборы, но и специально написанные учебно-методические пособия (как в печатном виде, так и в электронной форме). В частности, лабораторный практикум для студентов на базе малогабаритных волоконно-оптических модулей фирмы «Avantes BV» и разработанное к нему учебное пособие «Модульная многофункциональная оптоволоконная спектрометрическая система» представлены на сайте www.avantes.ru. Существенно, что в подготовке подобных пособий, в опробовании описываемых методик работы на новом оборудовании принимают участие сами учащиеся.

По понятным причинам в учебный процесс, осуществляемый в рамках центра, привлекаются не все студенты, а лишь те из них, которые имеют на это желание и к тому же достаточно хорошо подготовлены (остальные учащиеся выполняют работы в рамках стандартного лабораторного практикума по физике). Вот некоторые из тем учебно-исследовательских работ: оптические исследования различных материалов; освоение современных компьютерных программ, позволяющих в режиме «online» наглядно представлять результаты выполненных измерений; приобретение навыков проведения низкотемпературных исследований и работы с жидким азотом. Силами студентов начато формирование библиотеки коротких видеофайлов с заснятыми в НОЦ сюжетами для последующей их демонстрации на лекциях в больших аудиториях. Подобные файлы планируется включать также в комплекты раздаточных материалов, которыми перед началом очередного семестра обеспечиваются студенты (как «очники», так и те, кто обучается дистанционным образом). К подобным материалам относятся, в частности, представленные в электронной форме комплекты лекций, задачников, сборников методических указаний к выполнению лабораторных работ, к решению задач по физике и т.д. Работа по созданию банка электронных пособий на кафедре ведутся давно, в настоящее время этот банк объединяет несколько сотен файлов.

Работа на современном оборудовании, решение актуальных учебных задач исследовательского характера, возможность последующего участия в выполнении хоздоговорных работ – факты, привлекающие внимание молодёжи, стимулирующие ответственное отношение к процессу обучения (в том числе – физике). Зачастую учебно-исследовательская работа в НОЦ перерастает в научную, результаты которой оказываются достойными сообщений не только на ежегодной университетской конференции молодых специалистов и студентов, но и на конференциях, проводимых за пределами стен МГУПС. Методы наиболее эффективной организации учебно-исследовательской деятельности студентов, способы решения возникающих проблем и много другое не раз становились предметом обсуждения на встречах с представителями вузов стран СНГ, ЕС, ШОС.

Отметим, что разработанный комплекс лабораторных заданий и сам центр служат основой для проведения курсов повышения квалификации преподавателей вузов и специалистов транспорта, а также экскурсий школьников и студентов. Большую роль в организации НОЦ сыграли стажировки рабочей группы представителей кафедры на фирмах-производителях «Avantes BV», «Varian» и в Институте физики НАН Беларуси, в том числе,  в рамках уже упомянутого договора о научно-техническом сотрудничестве.

В заключение заметим, что научно-техническое сотрудничество способствует культурному взаимопониманию договаривающихся сторон (организуются экскурсии, дискуссионные «круглые столы» и т. д.), что имеет в настоящее время важное значение для дальнейшего развития СНГ и ЕврАзЭс.

  1. Андреев А.И., Кривошеев Я.В., Некрасов В.В., Никитенко В.А., Рыбалко М.А., Кокин С.М. Лазерная диагностика синтетических и природных разновидностей бериллов. // Изв. Вузов. Физика. 2013. Т. 56, № 2-2. С. 25-27.
  2. Андреев А.И., Кокин С.М., Кривошеев Я.В. и др. Создание научно-образовательного центра – путь повышения роли физики в системе инженерного образования // Материалы 10-ой международной конференции «Физика в системе современного образования». СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 145-147.
  3. Budilova E.N., Nikitenko V.A., Kokin S.M. Sensitizing ZnO ultraviolet luminescence // Bulletin of the Russian Academy of Sciences, Physics. 2015. V. 79, N 2. P. 160-164.
  4. Вакуленко В.А., Никитенко В.А., Некрасов В.В. Контроль качества товаров в мультимодальных перевозках // Мир транспорта. 2010. № 5. С. 34-39.
  5. Верещагин И.К., Косяченко Л.А., Кокин С.М. Введение в оптоэлектронику. М: Высшая школа, 1991. 187 с.
  6. Калачёв Н.В., Кокин С.М. Оптимизация физических практикумов. Теоретические аспекты преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Palmarium Academic Publishing, 2013. 272 c.
  7. Калачёв Н.В., Кокин С.М. Оптимизация физических практикумов. Практические аспекты преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Palmarium Academic Publishing, 2013. 276 c.
  8. Никитенко В.А., Мухин С.В., Пыканов И.В. Роль лития в формировании оптических и электрофизических свойств оксида цинка // В сб. статей 5-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе». Минск: НАН Беларуси, 2005. С. 111-114.
  9. Никитенко В.А., Кокин С.М. Способы усиления ультрафиолетовой люминесценции монокристаллов ZnO // В сб. статей 9-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе». Минск: НАН Беларуси, 2013. С. 111-114.
  10. Никитенко В.А., Кокин С.М., Стоюхин С.Г., Мухин С.В. Аномальное температурное поведение экситон-фононной люминесценции и экситон-электронное взаимодействие в оксиде цинка // В сб. статей 10-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе. Минск: НАН Беларуси, 2015. С. 118-121.
  11. Tarkpea K., Ots A., Nikitenko V. EPR of [FA]0-centres in zinc chalcogenides // J. Phys. Chem. Solids. 1994. V. 55, N 11. P. 1353-1356.[schema type=»book» name=»НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ)» description=»На примере кафедры физики Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) показана эффективность научно-технического сотрудничества между научными и учебными учреждениями стран Евразийского союза. Подобное сотрудничество полезно как для проведения научных исследований, так и для совершенствования учебного процесса в университетах стран-партнёров.» author=»Кокин Сергей Михайлович, Никитенко Владимир Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found