Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Социальная работа изучает социальную жизнь людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то, что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации осуществляется уже с 1991 г., процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Анализу проблем становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования.

Обучающиеся социальной работе овладевают различными технологиями, позволяющими им обеспечивать посредничество между нуждающимся в помощи человеком и обществом, стимулировать клиента к выполнению им социально значимой деятельности, предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение.

Актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы обусловлена также  социальным заказом  на квалифицированные кадры [2, с.178].

Подготовка будущего бакалавра социальной сферы к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, должна быть ориентирована не только на высокий профессионализм, но и находиться в тесной связи с наукой и практикой.

Острота проблемы обусловлена тем, что в формировании востребованных работодателями профессиональных компетенций будущих бакалавров социальной работы немаловажную роль играют предприятия, организации и учреждения социальной сферы.  Например, по мнению таких известных ученых как Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, Дж. Равен, А. Шелтен, С.Е. Шишов и других, современный бакалавр социальной работы должен обладать набором социальных и профессиональных компетенций, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере, в особенности делается упор на компетенцию социального взаимодействия, так как она является ключевой при реализации профессиональных качеств личности

Исходя из этого, моделирование процесса формирования компетенции социального взаимодействия предполагает: процесс целеобразования, выбор диагностируемых критериев, использование средств и методов педагогического стимулирования, осуществление контроля над достижением результатов.

Модель формирования компетенции социального взаимодействия разрабатывалась нами с учетом общих научно-теоретических положений компетентностного,      социально-педагогического      и      аксиологического подходов.

1.Компетентностный подход усиливает практикоориентированность образования, необходимость усиления акцента на операциональную, навыковую сторону результата. Компетентностный подход существенно расширяет содержание образования собственно личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным (И.А.Зимняя, В.В.Краевский, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской).

Компетентностный подход позволяет исследовать компетенцию социального взаимодействия с позиции трех уровней методологического анализа — общефилософского, общенаучного и конкретно-научного.

На общефилософском уровне компетенция социального взаимодействия рассматривается как часть целостной системы личностных свойств человека, где системообразующим элементом является цель-идеал (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров), а процесс формирования — как изменяющееся личностное новообразование, что позволяет говорить о временном аспекте формирования компетенции на этапе обучения в ВУЗе.

Общенаучный уровень дает возможность рассматривать формирование

компетенции социального взаимодействия как процессуально-результативное явление, судить об эффективности результата, предполагает обязательность включения оценочных процедур формирования компетенции социального взаимодействия в образовательном процессе.

На конкретно-научном уровне актуализируется роль ключевых компетенций в профессиональной подготовке будущего бакалавра социальной работы, особо подчеркивается значение компетенции социального взаимодействия как собственно ключевой профессиональной компетенции социального работника [2, с.189].

2.Социально-педагогический подход позволяет выделить различные виды деятельности, определяющие уровень развития личности как субъекта социально-педагогического взаимодействия с социумом.

Формирование компетенции социального взаимодействия в образовательном процессе соотносится нами с идеей целостного развития личности в единстве с мотивационным, когнитивным, деятельностным, аксиологическим, коммуникативным и социальным компонентами, а формирование социально необходимых личностных качеств (социальная ответственность, социальная активность, толерантность) осуществляется посредством внесения системных изменений в организацию, содержание, формы и методы профессионального образования.

3.Аксиологический подход позволяет рассматривать личность как высшую ценность, а сформированную компетенцию социального взаимодействия как результат достижения личностью высокого уровня подготовленности к осуществлению социального взаимодействия в профессиональной деятельности; дает возможность актуализировать мотивационно-ценностный аспект в процессе формирования компетенции социального взаимодействия (В.И.Андреев, А.А.Ахаян, С.Г.Вершловский, Б.С.Гершунский, А.В.Кирьякова, В.С.Мухина).

В рамках формирования модели компетенции социального взаимодействия необходимо изучить компоненты, входящие в состав компетенции социального взаимодействия, путем изучения следующих показателей.

  1. Показатель коммуникативных навыков в социальной работе. Для изучения данного компонента применительно использовать методику выявления коммуникативных и организаторских склонностей (кос-2), Тест-опросник оценки «Социально-коммуникативной компетентности социального работника». Коммуникационный компонент профессиональной готовности бакалавра социальной работы направлен на развитие системы взаимовыгодного, конструктивного, долговременного взаимодействия социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, высших учебных заведений, органов власти и иных организаций, основанная на общих интересах и потребностях социальных партнеров в области высшего профессионального образования, аккумулировании ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), соблюдении совместно выработанных правил и договоренностей, имеющих необходимую нормативную правовую базу, в целях консолидации усилий для устойчивого развития [3, с.137].

Система социальных коммуникаций отражает связи между индивидами и социальной средой. Коммуникации могут реализовываться в разнообразных формах – межличностном общении, социальном диалоге, деловом и профессиональном общении и т.д. Общение – это, прежде всего, взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения. Процесс общения в рамках социального партнерства включает в себя: формирование и развитие личности (социализация индивида); обмен результатами деятельности; создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей; социально-психологическую адаптацию людей; обмен эмоциями; обучение, передачу умений и навыков; обмен информацией; обмен деятельностью; формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.

В практике социальной работы приходится работать с самыми разнообразными категориями людей (агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, вымогателями, уголовниками, наркоманами и т.д.). Для каждого специалиста по социальной работе важно найти подход к данной категории людей, суметь расположить человека к диалогу, совместно определить план мероприятий и т.д. [1, с. 395].

Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности — в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.

  1. Когнитивный показатель (знание) формирования компетенции социального взаимодействия бакалавра социальной работы характеризует все виды и формы теоретических знаний, полученных в процессе овладения профессией от первоначальных ощущений и понятий до теорий и концепций социальной работы. Данный показатель определяется с помощью методики оценивания когнитивного показателя (знание основ социальной работы) формирования компетенции социального взаимодействия будущего бакалавра социальной работы.

С точки зрения когнитивного показателя формирования профессиональной компетенции социального взаимодействия бакалавра социальной работы следует выделить следующие теоретические знания, которые необходимы бакалавру социальной работы в будущей профессиональной деятельности, связанной с осуществлением социального взаимодействия: 1) овладение студентами, обучающимися по направлению «Социальная работа», системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания социальных процессов бесконфликтного взаимодействия и сотрудничества с различными социальными субъектами, умения творческого использования полученных знаний для личностного и профессионального роста, самосовершенствования; 2) понимание роли социального взаимодействия и профессиональной подготовки в практической деятельности, с одной стороны, для достижения специалистом высокого уровня профессионализма, с другой – для решения специфических социальных проблем «клиентов», с которыми работает специалист; 3) знание основ развития социального взаимодействия в собственных интересах (например, в процессе получения образования, повышения квалификации, планирования карьерного роста, поиска источников ресурсного обеспечения профессиональной деятельности и пр.), а также в интересах клиентов, с которыми в будущей профессиональной деятельности будет работать бакалавр [5, с.147.]

  1. Мотивационно-ценностный показатель формирования компетенции социального взаимодействия бакалавра социальной работы представляет собой совокупность субъективных показателей деятельности. К данной совокупности можно отнести потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, направленность личности, идеалы и др. Методики оценивания уровня мотивации достижения, методика «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман).

Термином «мотивация» в современной науке обозначаются: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне; 3) совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; 4) как совокупность мотивов; 5) как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация выражает себя и в таком компоненте личности как отношения.

Поведение бакалавра социальной работы, включающее в себя личностные и профессиональные качества, ценностные ориентации, оказывает решающее воздействие на систему мотивации и определяемые ею отношения, которые включают: формирование отношений бакалавра с социальными партнерами обусловлено в первую очередь профессиональными целями; в профессиональных отношениях бакалавр социальной работы должен на первое место ставить не собственные интересы, а потребности, интересы и ожидания других людей, нуждающихся в помощи – клиентов социальной службы; бакалавр должен строить свои отношения с клиентами и иными социальными партнерами на основе осознания своей ответственности за конечный результат социального взаимодействия.

Успешному социальному взаимодействию бакалавра социальной работы и клиента способствует эмоциональная и личностная устойчивость, готовность участвовать в переговорах, идти на взаимные уступки, формировать примирительные процедуры и заключать договоренности.

  1. Социально-деятельностный показатель включает в себя систему специальных умений, обеспечивающих готовность студента-выпускника к осуществлению эффективного социального взаимодействия в профессиональной деятельности. Для определения данного показателя целесообразно использовать перечень предметных действий. Сама социальная работа как масштабный феномен общественного жизнеустройства конституируется именно в этот период: формируются образовательные программы и возникают высшие учебные заведения, готовящие таких специалистов. Формулируются обобщения в области научного обеспечения социальной работы. Именно в ходе таких исследований был выявлен принцип толерантности как базовый для идеологии, этики и практики социальной работы.

Так, будущий бакалавр социальной работы должен: 1) уметь вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемую помощь, и т.п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т.д.; 2) уметь оказывать социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и другими группам населения; 3) уметь проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов и технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы; 4) участвовать в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; 5) уметь вести воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

В целом, совокупность рассмотренных компонентов выступает как теоретическая конструкция, отражающая в достаточной степени модель компетенции социального взаимодействия [4, с.139].

Модель представляет собой многоуровневую, иерархически организованную систему, позволяющую упорядочить реальные образовательные процессы и явления; воспринимать их целостно, проектировать модель как «промежуточное» звено между теорией и практикой, открывающее путь к теоретическому осмыслению и экспериментальному исследованию, обеспечивающее логический переход исследуемой проблемы в действительность.

Таким образом, обозначенные нами в модели основные характеристики формирования компетенции социального взаимодействия отражают соответственно деятельность субъектов профессиональной подготовки как совокупность организационных процессов с акцентом на поиск интегративных форм совместной деятельности; формирование способности и социальных качеств, определяющих возможность целостного развития личности студента, ориентации на саморазвитие, самоактуализацию и самосовершенствование. Основанный на этих положениях образовательный процесс позволяет сформировать компетенцию социального взаимодействия как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность профессионально-значимых социальных качеств бакалавра социальной работы, необходимых для осуществления социального взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 72 с.
  2. Григорьева, ЕВ. Компетентностный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России: дисс. на соиск. уч. степ. канд. лед. наук. / Е.В. Григорьева.-М., 2010. – С. 167
  3. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. Сб.науч.трудов /Отв.ред.В.Н.Келасьев. М., 2013. -127 с.
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 2010. — 166 с.
  5. Российская педагогическая энциклопедия.т.1.-М.,2012.-285 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ» description=»Компетенция социального взаимодействия рассмотрена как многофункциональное структурное социально-педагогическое новообразование, представляющее собой систему, включающую компоненты (мотивационно-ценностный, интегративно-когнитивный, предметно-деятельностный, собственно социальный); личностные социально значимые качества, необходимые для реализации социальных знаний и умений; диалектическое единство процессов развития, саморазвития и самоактуализации личности в воспитательно-образовательном процессе. Готовность выпускника к осуществлению социального взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности является результатом процесса формирования компетенции социального взаимодействия. » author=»Пайгина Евгения Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found