Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Исторические сведения о возникновении понятия «десятичная дробь» и методика использования этих сведений на уроках в 5-6 классах

Целостное всестороннее развитие школьника, формирование его личности и профессиональное становление невозможны без существенной опоры на высокий уровень математической подготовки. Педагоги, психологи и методисты доказали, что для эффективной реализации целей образования необходимо использовать в учебном процессе систему задач с научно обоснованной структурой, в которой место и порядок каждого элемента строго определены и отражают структуру и функции этих задач.

Во всех цивилизациях понятие дроби возникло из процесса дробления целого на равные части. Первыми дробями везде были дроби вида 1/n. Дальнейшее развитие естественным образом идет в сторону рассмотрения этих дробей как единиц, из которых могут быть составлены дроби m/n – рациональные числа. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина.

Десятичные дроби и действия с ними в систематическом виде описал среднеазиатский ученый Д.Г. Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427). В Европе учение о десятичных дробях впервые изложил фламандский ученый Симон Стевин в книге «Десятая»(1585). Д.Г. Каши и С. Стевин запи­сывали целую и дробную части в одной строке, но без десятичной запятой. В 1571 году Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. В 1592 году в записи дробей впервые встречается запятая.

Несмотря на большой интерес к внедрению исторических сведений на уроках математики, в основном говорится лишь о необходимости и целесообразности введения исторического материала в школьный курс математики, методикам использования, методам отбора исторических сведений уделяется мало внимания.

Изучение истории математики позволяет приблизить математику к жизни, оторваться от представления математики как абстрактной сухой науки. Необходимо показать связь математики с другими науками, с искусством. Как правило, на уроках математики предлагается просто проводить беседы на исторические темы, давать некоторые исторические справки, конечно, это будет мотивировать обучающихся к изучению математики, но это не все возможности использования исторического материала, на таком материале можно строить исследовательскую работу, строить практико-ориентированные задания, необходимо работать над этимологией математических понятий, тогда исторический материал может способствовать развитию ценностного отношения к математике.

Подготовка к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для развития познавательного интереса учащихся, должна строиться по следующему плану: 1)определение места использования исторического материала при изучении темы; 2)установление связи исторического материала с элементами данной темы;3)определение места использования исторического материала в уроке; 4)выбор наиболее результативных, эффективных средств использования исторического материала; 5)продумывание возможностей дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках или внеклассной работе.

Применение различного исторического материала на уроках математики позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников. Чтобы убедиться в этом, было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №7 имени Олега Беспалова» г.Чебоксары.

Для проведения исследовательской работы были составлены планы – конспекты уроков с использованием различного исторического материала для учащихся. В качестве экспериментальной площадки был выбран 5 класс, который занимается по учебнику «Математика 5» Виленкина Н. Я., Жохова А. С. и др. при пяти часах в неделю.

Исследование включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

  1. Констатирующий эксперимент.

Цель: определить у учащихся качество знаний по пройденной теме.

Для определения уровня качества знаний учащихся были использованы результаты проведения контрольной работы, проведенной по окончанию изучения предыдущей темы

  1. Формирующий эксперимент.

Цель: повышение качества знаний учащихся 5 класса с использованием различных методов развития познавательной активности на уроке математики.

  1. Контрольный эксперимент.

Цель: выявление значения использования исторического материала на уроках математики как средства повышения качества знаний учащихся.

Сравнивая, контрольные работы 1 и 2, которые учащиеся писали в начале и в конце эксперимента, можно увидеть, что качество знаний повысилось с 47% до 59% .

Использование исторических сведений на уроках математики позволяет повысить их эффективность, сделать занятие более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников.

Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Качество знаний при этом заметно возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Гнеденко, Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Б. В. Гнеденко. – М. : Просвещение, 2000. – 144 с.
  2. Гушель, От Кирика новгородца до Эйлера. Из истории отечественной математики [Текст] / Р. З. Гушель. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. – 47 с.[schema type=»book» name=»Исторические сведения о возникновении понятия «десятичная дробь» и методика использования этих сведений на уроках в 5-6 классах» description=»В данной статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования исторических сведений о возникновении понятия «десятичная дробь» на уроках математики. Автор разработал, апробировал и выявил степень эффективности системы мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса к теме десятичных дробей.» author=»Хрусталева Татьяна Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found