Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ КЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В современных работах по методологии педагогических исследований историографию научной проблемы трактуют как «хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о ее развитии» [8, с. 16].

Для составления историографии проблемы подготовки будущих экономистов  к ценностно-ориентированной деловой коммуникации  нам необходимо определить начальную точку ее генезиса и выделить этапы развития проблемы, обозначив предпосылки перехода от одного этапа к другому.

В историографии проблемы исследования мы выделяем три этапа:

— первый этап (начало ХХ века – 1980-е гг. ХХ века);

— второй этап (1990-е гг. ХХ века – первое десятилетие XХI века);

— третий этап (2010 г. – настоящее время).

Рассмотрим каждый этап развития проблемы подготовки будущих экономистов  к ценностно-ориентированной деловой коммуникации по порядку.

Первый этап (начало ХХ века – 1980-ег. ХХ века)

Проблема коммуникации занимала мыслителей с момента появления систематического знания, размышления на эту тему появились еще в античной культуре. Началом генезиса проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, мы, тем не менее, будем условно считать начало ХХ века, так как в это время зародилась научная дисциплина, именуемая «теория  коммуникации», направленная на решение практических задач. Произошло это в США, где в первые десятилетия ХХ века коммуникативной проблематикой стали активно заниматься Д. Дьюи, Ч. С. Пирс, Ч. Кули, Г. Блумер,  П. Лазарсфельд, К. Левин и др. Заинтересовались феноменом коммуникации и в Европе, среди имен можно упомянуть М. Вебера, К. Ясперса, А. Шюца.

В 1903 году П. Лапи был введен термин «аксиология», который стал активно использоваться в философии, психологии и социологии. Именно в начале ХХ века аксиология сформировалась как научное направление в зарубежной философии и получила распространение в трудах Н. Гартмана, Д. Дьюи, М. Шелера, Р.Б. Перри, С. Пеппера.

К началу ХХ века США наряду с  Великобританией и Францией входили в число стран первого эшелона модернизации, явившейся  переходом от аграрной экономики к промышленной, с развитыми товарно-денежными отношениями. Модернизация в этих странах осуществлялась без вмешательства государства, там постепенно утверждались демократические принципы организации общественной жизни, свобода рынка, конкуренции и предпринимательства. Деловая коммуникация выполняла функцию достижения делового успеха.

В России инструментом  осуществления модернизации, напротив, было государство, которое воспринималось как сила, воплощающая и реализующая интересы общества. Роль государства надолго определила развитие экономики в России, где централизованный стиль управления не способствовал развитию разнообразных форм и методов деловой коммуникации. Разумеется, нельзя сказать, что проблемы коммуникации или общения в российской науке не рассматривались. Среди ученых, исследовавших феномен общения, можно назвать М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.М. Соковнина  и др. Однако все же работы этих ученых не освещали проблем деловой коммуникации в чистом виде.

В 1960-е годы  в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме. В исследованиях философов А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, Л.П. Буевой и других оформился понятийный аппарат, включающий понятия ценности, ценностного отношения и ценностных ориентаций.

Высшее экономическое образование в России существенно менялось на протяжении ХХ века в связи со сменой политической власти и переменой общественных отношений. На протяжении первого этапа Россия пережила ряд потрясений, включая две революции и две мировые войны, вторая из которых стала ключевым событием, определившим место и роль России в послевоенном мире. Со временем содержание экономического образования менялось в сторону увеличения политизации и идеологизации, увеличивалось  многообразие изучаемых экономических дисциплин, усиливалась математическая подготовка, появлялось больше дисциплин общеобразовательного цикла. Однако студенты,  будущие экономисты-исследователи изучали не реальную жизнь, а сложные экономико-математические модели планирования, а студенты, ориентирующиеся на практическую работу, были нацелены на заучивание и выполнение инструкций и правил «командной экономики», а не творческий поиск и принятие самостоятельных решений.

К началу 80-х годов падение темпов развития до уровня простого воспроизводства (около 2 % годовых), «проеда­ние» сырьевых ресурсов вынудили руководство страны изменить экономическую политику. К середине 1987 года была разработана и принята про­грамма коренной перестройки управления экономикой, предусматривающая ее социальную переориентацию, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

В годы перестройки началось разрушение советской идеологии, а новой создано не было.На этом этапе в условиях неопределенности в ответ на вызовы времени зарождается педагогическая аксиология, занимающаяся изучением ценностей образования (конец 80-х годов ХХ века) (Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова).

Подытоживая сказанное о первом этапе историографии, можно утверждать, что хотя вопросы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной  деловой коммуникации на данном этапе еще не рассматриваются, научные предпосылки для постановки данной проблемы, тем не менее, создаются, а именно: разрушается советская идеология, в науке появляются теория коммуникации, аксиология и педагогическая аксиология.

Второй этап (1990-е гг. ХХ века – первое десятилетие ХХI века)

Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике потребовал пересмотра содержания экономического образования, которое стало базироваться на таких общепрофессиональных дисциплинах, как экономика организаций, менеджмент, маркетинг, статистика, мировая экономика, ценообразование и т.д. Среди общекультурных дисциплин появилась дисциплина «Деловое общение».

Появление нового коммуникативного пространства и демократизация экономики обусловили рост значимости деловой коммуникации. На втором этапе появляются диссертационные исследования, посвященные формированию культуры, готовности, умений и навыков деловой коммуникации/общения у студентов, в том числе и у будущих экономистов. Это, например, исследования Л.М. Ковтунович [3], М.И. Малетовой[4], Н.В. Мельченковой[5]и др.

В связи с переосмыслением и переоценкой ценностей на этом этапе появляется также и ряд исследований, посвященных вопросам формирования общечеловеческих и профессиональных ценностей у студентов. Это диссертационные исследования Л.П. Гадзаовой[1], Н.В. Григорьевой [2], Е.А. Стояновской[6], И.А. Фрейнкиной [7]и др. В основном, эти исследования направлены на решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.

Таким образом, на втором этапе  проблема подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации осознается, но еще не ставится.

Третий этап (2010 г. – настоящее время)

На последнем, описываемом нами этапе совершается переход на многоуровневое образование (бакалавр, магистр, аспирант) и новые образовательные стандарты — федеральные государственные  образовательные высшего образования, где основным объектом оценки результатов обучения являются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные компетенции выпускника вуза.

На современномэтапе, в условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем, экономисты должны быть готовы не только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу.Необходимо быть открытым к общению, уметь объяснять национальные интересы и культурные традиции россиян, их точку зрения на справедливое мироустройство и принимаемые ими в этом отношении решения.

На данном этапе остается интерес к формированию различных аспектов деловой коммуникации у студентов вузов. На эту тему продолжают защищаться кандидатские и докторские диссертации.  Однако все еще не раскрыта сущность подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Историография проблемы подготовки будущих экономистов к  ценностно-ориентированной деловой коммуникации будущих экономистов, разработанная нами, приводит к выводу о целесообразности постановки этой проблемы на современном этапе и необходимости поиска путей формирования данной компетенции.

Список литературы

  1. Гадзаова Л.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка:дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. — 152 с.
  2. Григорьева Н.В. Формирование у будущих экономистов профессионально-ценностных ориентаций в поликоммуникативной образовательной среде вуза: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. — 198 с.
  3. КовтуновичЛ.М.Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к деловому межнациональному общению: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 164 с.
  4. Малетова М.И. Технология развития презентационных компетенций будущих экономистов в вузе: на материале занятий по английскому языку: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2011. — 183 с.
  5. МельченковаН.В. Формирование готовности студентов-будущих менеджеров к деловому общению: на примере обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. — 164 с.
  6. Стояновская Е.А. Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2011. — 229 с.
  7. Фрейнкина И.А. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов туриндустрии в условиях инновационной практической подготовки: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2008. — 184 с.
  8. Яковлев. Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.[schema type=»book» name=»ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ КЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ» description=»Цель статьи – рассмотреть историографию подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, а также показать актуальность обозначенной проблемы. В статье описывается три этапа историографии (начало ХХ века – 1980-е гг.; 1990-е гг. – первое десятилетие XХI века; 2010 г. – настоящее время). На современном этапе совершается переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в которых основные результаты обучения представлены в терминах компетенций. В условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем одной из самых важных компетенций, которыми должны овладеть будущие экономисты, является компетенция ценностно-ориентированной деловой коммуникации, так как экономистам необходимо быть готовымине только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу.» author=»Тараненко Инна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found