Важнейшей целью обучения является призвание формировать всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Предельная цель любого социального института в таком ракурсе рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях, проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.
Эта цель диктуется задачами по созданию единого образовательного Европейского пространства в сфере высшего образования (ЕПВО), истоки которых мы находим в подписании декларации в 1999 г. в Болонье (Италия), где были сфокусированы основные цели к единению национальных образовательных систем, достижению сопоставимости высшего образования всех стран, участвующих в Болонском процессе.
Практика показала, что обучение должно носить развивающий характер. Методы его должны быть направлены на эффективность усвоения знаний, приближения теоретических знаний к практической деятельности.
Таким образом перед преподавателями стоит важная задача повышения качества обучения.
Их реализация требует новых подходов и современных технологий обучения студентов, внедрение в учебный процесс интерактивных методов преподавания.
Значимым фактором в оценке качества профессионального образования является возможность будущего педагога трудоустроиться, быть конкурентоспособным и уметь видеть перспективы карьерного роста. Современному педагогу необходимо быть не только грамотным, но и аналитически мыслить и творчески решать проблемы образования.
В связи с этим возникает необходимость новых моделей образования, нацеленных, прежде всего, для создания приоритетов непрерывного образования в течении всей жизни, для успешной адаптации к рыночной экономике сегодняшнего дня.Использование интерактивных методов обучения является одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении.
Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.
Интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов [1].
Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивные методы обучения очень разнообразны и каждый из них обладает своими преимуществами и особенностями.
Среди интерактивных методов обучения наиболее известны такие как: творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, дидактические игры, образовательные игры, кейс-стади, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, проблемная обучение (например, мозговой штурм), развитие критического мышления через чтение и письмо, технология «Портфолио».
Одним из интересных для студентов и преподавателей является метод –кейс-стади.Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Возникший в начале XX века в Гарвардском университете, этот метод шагнул далеко за пределы своего университета и стал важным фактором в развитии интерактивного обучения.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Разнообразный и захватывающий поиск решений ситуаций и ответы на них возникают в ходе дискуссий между студентами совместно с преподавателями. В ходе дискуссий развивается умение студентов отстаивать свои решения, импровизировать, слушать и слышать друг друга, вести дискуссионную борьбу с оппонентами за поиск правильных решений.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
- Предварительное описание проблемной ситуации;
- Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
- Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
- Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
- Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
- Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3;
- Рефлексия [1].
Для примера предоставляем следующие педагогические ситуации:
- Ситуация приведения примера
Алексей, десятиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии.
Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.
После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.
На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.
В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:
- Дети, посмотрите – это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.
В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.
Даются следующие вопросы и задания для обсуждения ситуации:
- Есть ли единство среди педагогов школы в понимании своей педагогической миссии?
- Каковы секреты воспитания?
- О каких результатах воспитания может говорить данный факт?
- Ситуация доверия—лжи
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.
Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
Даются следующие вопросы и задания для обсуждения ситуации:
- В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?
- Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
- Как бы вы распорядились такой информацией?
- Ситуации выражения своего отношения к человеку
В одиннадцатом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к учителю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:
- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.
- Какой ценой? — остолбенел юноша.
- Ценой вашего падения.
Даются следующие вопросы и задания для обсуждения ситуации:
- Что больше всего ценил учитель в своих учениках?
- Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка в отношении юноши [2].
Все материалы кейс-стади предоставляются в письменном виде в определенном формате, который включает в себя:
- Название кейс-стади на титульном листе с указанием авторов текста, года написания;
- Суть проблемы;
- Пути решения проблемы.
- Заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события) – это идеи и способы решения проблемы с изложением авторского подхода преподавателя к разбору кейса.
Посредством кейс-стади преподаватель развивает свой педагогический потенциал, имеет возможность расти профессионально вместе со студентами, быть приверженцами инновационных подходов в учебном процессе.
Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает все большее признание со стороны как студентов, так и преподавателей. Кейс-стади способствует развитию нестандартного мышления, инициативности и более глубокому овладению практических навыков в образовании.
Список литературы
- Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 31–35.
- Кондрашова Л.В. «Сборник педагогических задач». – М.: Просвещение, 1987.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ» description=»В статье рассматривается интерактивное обучение, метод кейс-стади,предлагаются педагогические ситуации.» author=»Искакова Арна Мейрамовна, Кудиярбекова Гульмира Казтаевна, Дубинец Наталья Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]