Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Развитие науки в 21 веке, смотря на нее через призму предыдущих столетий, значительно замедлилось. Очень редко, в настоящее время, происходят научные открытия, которые вносят кардинальные изменения в научное мировоззрение и значительным образом влияют на жизнь социума. Чаще всего, ученые пытаются при помощи современных технологий проверить гипотезы, которые были выдвинуты их предшественниками. Задачи ученых-методистов при этом тоже усложняются, ведь именно они разрабатывают и составляют предметные методики для каждого уровня образования, которые впоследствии применяются преподавателями при составлении основной образовательной программы (ООП).

Тем не менее, отрасль не стоит на месте и педагогическое образование в России совершенствуется, происходят масштабные изменения в системе подготовки студентов. Приоритет отдается деятельностному компоненту, вместо знаниевого. Все больше уделяется внимания междисциплинарным научным знаниям, делается акцент в сторону подготовки разностороннего, разнонаправленного студента-выпускника, который свободно ориентируется в различных областях научных знаний, умеет находить межпредметные связи, способен разрабатывать механизмы решения поставленных перед ним профессиональных задач. Таким образом, высшая школа ставит перед собой цель подготовить высокообразованного, конкурентоспособного и готового к инновационной деятельности в своей профессиональной среде специалиста уровнего образования.

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность высших учебных заведений выступает федеральный образовательный стандарт «третьего поколения» (ФГОС). ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [2]. Данный документ устанавливает требования ко всем направлениям подготовки студентов, в том числе и к направлению подготовки «Техносферная безопасность». Согласно ФГОС, сфера профессиональной деятельности будущего специалиста по охране труда включает в себя несколько видов: – проектно-конструкторская; – сервисно-эксплуатационная; – организационно-управленческая; – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; – научно-исследовательская. Каждый вид деятельности предполагает наличие таких знаний и умений у студента, которые помогут ему при решении поставленных перед ним профессиональных задач и именно на их основе, в последующем, будут формироваться профессиональные компетенции.

К задачам научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки «Техносферная безопасность», согласно ФГОС, относятся:

По нашему мнению данный перечень недостаточно объективно отражает содержание и направления научно-исследовательской деятельности специалиста.

Для этого обозначим значение термина «научно-исследовательская деятельность» – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач [1].

Проведя анализ научно-методической литературы, можно сделать вывод, что «научно-исследовательская деятельность», чаще всего, многими авторами рассматривается как обязательный или неотъемлемый этап процесса формирования научных знаний, но в дальнейшем данный компонент выпадает из сферы профессиональных интересов и его значение практически утрачивается. К примеру И. Н. Кузнецов в своем труде «Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров» описывает структуру, методологию, логику, приемы, средства научного познания, но, как мы уже говорили, о том, каким образом данные знания применять и развивать в повседневной профессиональной деятельности ничего не упоминается.

Изучая и анализируя представленный перечень задач, при помощи которых реализуется научно-исследовательская деятельность в профессиональной среде бакалавра, направления подготовки «Техносферная безопасность», можно сделать вывод, что в задачах говориться только о подсчете и оценке реализовавшихся опасностей. На наш взгляд, необходимо также уделять внимание таким аспектам, как – моделирование и прогнозирование опасных производственных процессов. Именно моделирование и прогнозирование поможет наиболее точно и объективно сформировать оценку тому или иному негативному событию, а также появиться возможность обозначить наиболее реальные пути развития и ликвидации опасностей.

Помимо этого, немаловажное значение имеет представление результатов научных исследований. Деятельность выпускника, направления подготовки «Техносферная безопасность», хоть и связана в целом с выполнением практической работы, не должна ограничиваться только подготовкой отчетов о проведении каких-либо исследований. Данные отчеты необходимо дорабатывать, обосновывать и представлять как на различных брифингах, так и на научно-практических конференциях, с целью нахождения наиболее объективных, рациональных путей решения различного рода проблем. Это впоследствии отразится на совершенствовании производственных процессов, рациональном использовании ресурсов (природных, человеческих) и на углублении профессиональных компетенций работника.

В заключении необходимо отметить, что теоретическое обоснование представленных дополнений в значительной степени отражает современное направление научной мысли. Включая эти компоненты в перечень основных задач научно-исследовательской деятельности, мы не только соблюдаем основные научные принципы обучения, но и мотивируем студента к саморазвитию и самообразованию, что в последствии гарантирует применение полученных знаний в профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательского потенциала. Помимо этого, соблюдается основное направление развития современного российского образования в области перехода от знаниевого компонента к деятельностному.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16363 (дата обращения 27.05.2015 г.)
  2. URL: (дата обращения 01.06.2015 г.)[schema type=»book» name=»ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»» description=»В данной статье рассматривается эффективность реализации научно-исследовательской деятельности в профессиональной среде выпускника направления подготовки «Техносферная безопасность». Проводится теоретическое обоснование представленных дополнений, их краткое описание и анализ.» author=»Соболев Андрей Юрьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found