«Здоровье – это самое ценное, что есть у человека». – Н. А. Семашко.
Здоровье студентов — это самое важное в экологической образовательной среде вуза. Экологическая образовательная среда технического вуза направлена на создание экологически здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Экологическая образовательная среда в техническом вузе – комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию экологического образовательного процесса с точки зрения экологии среды, выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни, формирования ответственности за свое здоровье. [см.:3] Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-воспитательный процесс в вузе, но и занятия спортом, питание, медицинское обслуживание, освещение, вентиляцию, санитарно-гигиеническое состояние помещений и др.
Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают разработку новых образовательных технологий, более здоровьесберегающих и экологичных.
Экологическая образовательная среда вуза зависит от расположения вузов, которые, как правило, располагаются в крупных промышленных центрах с плохой экологией, что также влияет на здоровье студентов.
В наибольшей степени в период обучения в вузе у студентов снижены показатели качества жизни, обусловленное эмоциональным состоянием, психическим и общим состоянием здоровья, что согласуется с интенсивной учебной нагрузкой и общей заболеваемостью студентов в период обучения. [см.:1]
Оптимальный эффект в улучшении качества жизни и в воспитании здорового человека достигается экологическим обучением и воспитанием, проводимым в определенной образовательной среде, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий экологического и педагогического характера. Экологическое воспитание и обучение включает в себя систематическое изучение основных сведений по экологии человека, охране здоровья и привитии гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающих технологий. Экологическая образовательная среда вуза включает в себя контроль за применением на практике приобретенных знаний и умений по экологии человека, привлечение студентов к участию в проведении мероприятий по экологии, охране здоровья (день здоровья и т.д.), а также диагностику среды и здоровья студентов с последующим мониторингом.
Главная особенность здоровьесберегающих технологий в экологической образовательной среде – это формирование мотивации студентов на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Сохранение здоровья молодого поколения представляет собой не только социальную, но и нравственную проблему. Образовательная среда должна научить студента сохранять свое здоровье, чтобы в последствии студент мог перенести полученные знания и опыт на сохранение и приумножение качества жизни. Здоровье студента зависит от его образа жизни, привычек, питания, условий труда, то есть от факторов здоровьесберегающих технологий:- экологической, социальной, психоэмоциональной сред.
Социальная среда в техническом вузе – это все, что окружает студента, это проявление отношений между студентами, преподавателями, администрацией вуза, направленные на формирование у студентов социально значимых и одобряемых норм поведения, сознания, самоосознания своей жизненной позиции в отношении своего оздоровления, нравственного самосовершенствования. [10, с.15]
Психоэмоциональная среда вуза направлена на обеспечение личностного развития студента и сохранения его психического здоровья. В молодежной студенческой жизни нередки случаи психологического насилия, неудовлетворенность потребностей в личностном общении. Психоэмоциональная образовательная среда направлена на обеспечение и укрепление психического здоровья студентов через повышение стрессоустойчивости, занятий физкультурой и спортом, в спортивных секциях, участием в культурно-массовых мероприятиях, развитии коммуникативных способностей.
На уровне образовательного процесса нами было проведено тестирование со студентами 1-4 курсов направления подготовки «Техносферная безопасность».Результаты анкетирования показывают, что студенты 1 курса не осознают понятие «экологическая образовательная среда вуза» и ее влияние на формирование личностных качеств студентов, социальной и психоэмоциональной безопасной среды. Студенты 1 курса не понимают значение «экологической образовательной среды» для формирования экологических знаний и сохранения здоровья. Ситуация меняется к 4 курсу, студенты понимают, что здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовательной сфере играют важную роль. На первое место вышла экологическая образовательная среда – 55% и на втором – психоэмоциональная образовательная среда – 47%, на третьем – социальная среда – 45,25%.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе определяются взаимосвязанными факторами экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной средами вуза, которые укрепляют здоровье студентов.
Список литературы:
- Брагина О. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Высшее образование в России. — 2007. — №9. – С. 113-115.
- Белов Ю. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий и их использование в образовательной среде: материалы III региональной научно-практ. конф. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – С. 20-29.
- Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №2. – С. 510-513.
- Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. — 2014. — №16. – С. 334-336.
- Кисляков П. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды вуза // Высшее образование сегодня. — 2010. — №7. – С. 86-90.
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 050711 (031300) – Социальная педагогика. – Москва: Академия, 2008. – 192с.
- Николаева Н. И. Рекреационные технологии: учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – 451с.
- Прохоров Б. Б. Социальная экология. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320с.[schema type=»book» name=»ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА» description=»Мероприятия по охране здоровья студентов предусматривают пересмотр отношения к экологической образовательной среде с позиции «человек – профессия — здоровье», «природа – жизнь — здоровьесберегающие технологии». Качество здорового образа жизни студента при обучении в вузе определяется его средой обитания, т.е. экологической образовательной, социальной и психоэмоциональной средами. Проведение анкетирования и тестирования студентов в период обучения в вузе с применением здоровьесберегающих технологий и учетом характеристики экологической образовательной, психоэмоциональной и социальной сред показывают положительную динамику формирования у студентов активной жизненной позиции по сохранению здоровья. » author=»Даниленкова Валентина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]