Интеграция в образовании обусловлена внедрением инноваций в производственно-экономические процессы государства и высокими требованиями к кадровым структурам организаций, стремящихся к эффективному развитию и успешной адаптации в открытом мировом пространстве. [4].
Законодательные акты, нормативные документы РФ по вопросам развития государства устанавливают приоритет, стратегию и основные направления развития интеграции в образовании.
Одним из первых программных документов явилась «Доктрина развития российской науки» (Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884.), которая провозгласила принцип интеграции образования и науки одним из важнейших для развития образования.
Федеральный закон «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» (22 августа 1996 года N 125-ФЗ.), принятый также в 1996 году, сохранил интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования как принцип, но уже государственной политики.
В следующем документе (статья Федерального Закона «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки» (редакция Федерального закона от 03.12.2011 № 385-ФЗ) уточнены цели и формы интеграции, конкретизирующие роль интеграции в подготовке кадрового потенциала, необходимого для развития научных исследований и системы образования.
- Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования.
- Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:
1) проведения … научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов;
2) привлечения …работников научных организаций и … высших учебных заведений на договорной основе;
3) осуществления … совместных научно-образовательных проектов, …исследований и … разработок, а также иных совместных мероприятий;
5) создания …лабораторий;
6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр.
Важно отметить, что в Федеральном Законе «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки» впервые были перечислены возможности для проведения структурной интеграции и установления взаимодействия между субъектами объединения, что было затем реализовано Постановлением Правительства РФ «Об университетских комплексах». (2001г.)
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ от 23.08.1996 г.) в статье 11 «Основные цели и принципы государственной научно-технической политики» были уточнены пути интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности: образование учебно-научных комплексов для взаимодействия работников образовательной организации с представителями научных организаций, государственных структур и производства. Важно, что данным Законом в объединение образовательных и научных организаций включены представители производства. [1].
Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 – 2000 г.» так же, как и следующая Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002 – 2006 г.» подтвердила важную роль интеграции в приведение в соответствие научно-технического и кадрового потенциала страны требованиям рынка труда. (См. Федеральный Закон «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки.)
В основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва) интеграция упоминается в нескольких частях Доктрины.
В начале отмечена одна из стратегических целей образования — кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью (подтверждает назначение интеграции в Федеральных целевых программах «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 – 2000 г.»; Интеграция науки и высшего образования в России на 2002 – 2006 г.»).
Далее в Доктрине в перечне задач государства в сфере образования — интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством; и впервые на законодательном уровне — интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций.
В данном документе появляется на законодательном уровне понятие «социальное партнерство», расширяется спектр нововведений, среди которых — необходимость создания образовательных учреждений различных типов и видов, что означает движение в направлении структурной интеграции.
В 2006г. была утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», в которой содействие интеграции науки и образования является одним из основных мероприятий для достижения цели обеспечения технологической модернизации экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Несмотря на фактическое объединение образовательных и иных организаций и создание комплексов с целью реализации ранее принятых документов, в Приложении 6 к указанной Стратегии отмечено, что в сегодняшних условиях в России формы интеграции научных организаций не соответствуют потребностям современной рыночной экономики…
В связи с этим меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на институциональном развитии научно-образовательных структур, в том числе создании сети научно-образовательных объединений. [3].
Таким образом, законодательно были определены субъекты процессов интеграции, которыми преимущественно стали образовательные и научные организации.
Федеральные Законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам деятельности федеральных университетов» (№ 18-ФЗ от 10.02.2009 г.); № 260-ФЗ от 10.11.2009 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» обозначили существование университетов, которые способны решить задачу интеграции образования, науки и производства. Одним из признаков федерального университета явилась интеграция в мировую образовательную систему, провозглашенная в ранее принятых документах.
Эффективная интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности как ожидаемый результат реализации Государственной программы отражена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 2333-р., утвердившем государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий».
В разделе 2.1 Приоритеты Государственной политики в сфере реализации Государственной программы упоминается «интеграция образовательной и научной деятельности, … интеграция вузовского и академического секторов науки»; а также «интеграция национальной науки в мировые процессы научно-технологического развития».
Документом перспективного развития является утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития на 2016-2000 годы».
Программа ставит глобальные цели модернизации: стимулирование взаимодействия организаций науки и профессионального образования; интеграция требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов; создание единой информационной системы образования; интеграция результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных организаций.
В итоге, интеграция вопросов образования, науки и производства должна способствовать решению задач, обеспечивающих успех намеченных преобразований:
— установить соответствие рынка труда содержанию и результатам процесса подготовки специалистов, что будет способствовать социально-экономическому развитию государства;
— войти в мировую экономическую и социальную систему;
-повысить конкурентоспособности государства с помощью интеграции образования, науки и производства.
Однако, по мнению авторов, вопрос интеграции в образовании не имеет конкретности, содержание понятия «интеграция», его виды в законодательно-нормативных документах не раскрываются:
— интеграция в законодательно-нормативных документах трактуется широко как «объединение каких-либо объектов» (среднего профессионального и организаций высшего образования, высшего и послевузовского образования и др., объединение видов деятельности, содержания образования и т.д.);
— конкретизируется только управленческий механизм интеграции как механизм объединения каких-либо объектов;
— определяются только конечные результаты интеграции как появление нового объекта.
— не раскрывается содержание интеграции как понятия, не конкретизируются виды интеграции, а также не упоминается педагогическая интеграция несмотря на то, что речь идет об образовании в интеграции. [2].
-содержание документов, определяющих направления развития образования, объединяет требование интеграции – интеграция образования и производства, т.е. объединение усилий в планировании и осуществлении процесса подготовки специалистов.
Предлагаем направления дальнейшего развития интеграции.
- Расширение сети научно-образовательно-производственных объединений.
- Формирование инфраструктуры, способствующей возникновению и проведению интеграционных процессов.
- Объединение ресурсов субъектов объединений.
Курс на поддержку интеграции является реальным шансом для российского государства преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и образования и добиться того, что так необходимо для их развития, — взаимопонимания и сотрудничества. [3].
Список литературы:
1.Ваганова Н.О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством// Образование и общество. -2015.- № 3.
2.Ваганова Н.О., Силкина Н.В. Педагогическая интеграция в условиях университетского комплекса //Мир науки, культуры, образования.- 2015. -№ 6 (55). –С.15-17.
3.Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере образования и науки//Экономика образования. 2009.№1.С. 67-78.
4.Лопаткин В.М. Преодоление кризиса образовательных систем на пути интеграции// Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 6 ( №). С. 135-140.[schema type=»book» name=»Ваганова Наталья Октревна Канд. пед. наук, заместитель директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, г. Новосибирск» description=»Цель работы: выявление закономерностей внедрения интеграции в российское образование на основе анализа законодательной базы. Методы: сбор информации; анализ отечественных нормативно-законодательных документов; сравнение, сопоставление. Результаты: установлен хронологический порядок принятия федеральных законов о развитии образования, интеграции образования и науки; конкретизировано значение интеграции в объединении образовательных, научных организаций и производства. Выводы: вопрос интеграции в образовании не во всех документах конкретизирован, содержание понятия «интеграция», его виды в законодательно-нормативных документах раскрываются недостаточно. » author=»Ваганова Наталья Октревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]