Сегодня одной из популярных образовательных технологий является технология использования игровых методов, в том числе, деловая игра. Одним из главных отличий от педагогических игр, где существенным признаком является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат,характеризующийся учебно-познавательной направленностью, деловая игра помогает смоделировать те или иные условия профессиональной деятельности, включая экстремальные, с помощью поиска новых способов ее выполнения.
Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, является одним из методов эффективного обучения, так какв игровой форме вводит студентов в те или иные виды будущей деятельности. Игровая форма создается на учебных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, помогая запустить механизм реализации стратегических целей, позволяет сгенерировать решение поставленной проблемы, показывает плюсы и минусы командной работы.
Деловая игра используется для решения комплексных задач закрепления лекционного материала, развития творческих способностей, формирования практических навыков, дает возможность студентам понять и изучить возникающие проблемы с позиции практических работников, учит работе в команде, дает возможность выбора лидера в группе, распределения обязанностей в коллективе и учит отстаивать и грамотно представлять свой проект.
Существуют различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры. Для магистрантов естественно-научных направлений чаще всего используются ролевые игры, где обыгрывается конкретная профессиональная деятельность в зависимости от предложенной роли. В деловых ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица. В ролевой игре разрабатывается модель ситуации и между студентами распределяются роли с прописанными служебными обязанностями. Ролевая игра способствует выработке умений по постановке целей преподавания конкретной учебной дисциплины; позволяет демонстрировать навыки и опыт деятельности, полученный в результате практических занятий и педагогической практики; способствует контролю качества проверки знаний; определяет готовность учащихся самостоятельно разрабатывать план и содержание семинарских и практических занятий; осуществлять поиск необходимой литературы.Проведение практических занятий по методике преподавания компьютерных наук в форме ролевой игры обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического обучения, учитывает индивидуальные особенности и интересы каждого магистранта. Такая ролевая игра является средством уровня сформированных профессиональных компетенций в педагогической деятельности высшей школы.
ВФедеральномГосударственном образовательном стандарте
высшего образования по направлению подготовки 02.04.03 – «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», описывая такой вид деятельности как педагогический, перед магистрантами ставятся следующие профессиональные задачи:
- преподавание математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего, среднего специального и высшего образования;
- разработка методического обеспечения учебного процесса в образовательных организациях общего, среднего специального и высшего образования.
Такие междисциплинарные интегрированные требования к результату образовательного процесса определяют содержание учебной дисциплины «Методика преподавания компьютерных наук».
«В процессе обучения важно сформировать у студентов способность выявлять сущность задач и проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат, выбирать подходящую модель, формулировать соответствующую задачу, выбирать и реализовывать подходящий метод решения и проводить анализ полученных результатов, т.е. принимать решения в конкретных ситуациях и брать на себя ответственность за результат. Модульная система обучения и элементы ролевой игры направлены на решение этих задач.» [1, с. 209 – 210].
«В процессе модульного структурирования содержания учебной дисциплины необходимо:
- определить какую систему изучает дисциплина (так называемая, системообразующая);
- разделить систему на составные части (подсистемы);
- разделить подсистемы на составные части и т.д. до нужной степени фрагментации. Таким образом, будет построена, так называемая, «планетарная» модель содержания данной учебной дисциплины. «Планетарная» модель помогает формированию целостного восприятия студентом изучаемой дисциплины, наглядно иллюстрирует взаимосвязи между элементами системы;
- для удобства представления информации рекомендуется составить методическую, организационную и рейтинговую матрицы.» [2, с.31]:
На рис.1 представлен пример «планетарной» модели дисциплины «Информатика». На рис.2 – пример «планетарной» модели раздела «Информационные технологии».
Рисунок 1. «Планетарная» модель дисциплины «Информатика»
|
Методическая матрица содержит по горизонтали элементы системы (подсистемы), выбранные для изучения, по вертикали – алгоритм изучения указанных элементов, позволяющий учесть все особенности изучаемых элементов.
Ниже (см. таблица 1) приведена Методическая матрица по разделу «Информационные технологии». Подобное представление содержания дисциплины может быть использовано для организации самостоятельной работы, т.к. в процессе заполнения матрицы по предложенному плану у студентов появится возможность и необходимость анализа и сопоставления различных элементов системы и алгоритмов их изучения, определения взаимосвязей и общностей и фиксирования полученного результата.
Таблица 1
Методическая матрица по разделу «Информационные технологии»
Информационные технологии | Компьютерная обработка текста | Компьютерная графика | Системы обработки данных |
Первичные понятия | |||
Знакомство с возможностями | |||
Современная обработка | |||
Последние достижения |
Организационная матрица по горизонтали содержит элементы системы (подсистемы), выбранные для изучения, по вертикали – организационные формы деятельности студента (лекции, практическая работа, лабораторные работы, самостоятельная работа, семинары и т.д.).
Организационная матрица (таблица 2) позволяет систематизировать информацию по формам организации учебной деятельности студентов по всем рассматриваемым элементам системы с возможностью указать как все изучаемые темы, так и предусмотренный для их изучения объем часов.
Таблица 2
Организационная матрица дисциплины «Информатика»
Теоретическая информатика | Аппаратное обеспечение персонального компьютера | Программное обеспечение | Информационные технологии | Сетевые технологии | |
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа |
Результаты для наглядности могут быть сведены в рейтинговую матрицу, которая по горизонтали и вертикали составляется также как и организационная.
Таблица 3
Рейтинговая матрица дисциплины «Информатика»
Теоретическая информатика | Аппаратное обеспечение персонального компьютера | Программное обеспечение | Информационные технологии | Сетевые технологии | |
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа |
В процессе ролевой игры, магистрантам предлагается разделиться на две группы. Первая группа организовывает учебный процесс традиционно, вторая группа – с помощью модульного структурирования. Занятия по предложенной теме проводятся в параллельных группах бакалавриата первого курса. По итогам проведенных занятий делаются выводы об эффективности предложенной методики. Магистранты учатся анализировать проведенное ими занятие, давать оценку другим методикам, предлагать варианты совершенствования методики чтения лекции и других форм проведения занятий. В процессе самостоятельного проведения различных форм занятий магистранты не только углубляют полученные знания, приобретают умения по теме магистерского исследования, но и формируют профессиональные компетенции в сфере педагогической деятельности.
Список литературы:
- Шестакова И.А., Михалева М.М. Об организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Математический анализ» в условиях модульно-рейтинговой системы. Труды XI международных Колмогоровских чтений: сборник статей. Т. 782. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.– С. 209– 215.
- Громкова М.Т. Модульное обучение как основа компетенций М.МСХА. 2009.– 5п.л.[schema type=»book» name=»ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИМАГИСТРАНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ» description=»В последнее время все чаще преподавателями высшей школы используются новые образовательные технологии. На сегодняшний день актуальны те технологии, которые не только ориентируют студентов на усвоение знаний, умений и демонстрацию навыков, но и дают возможность будущим специалистам проявить и реализовать себя в преддверии грядущей профессиональной деятельности.» author=»Белоусова Вероника Игоревна, Ермакова Галина Михайловна, Шестакова Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]