В России на протяжении столетий преобладало экстенсивное сельское хозяйство. Последним ярким примером подобной практики можно назвать распашку целинных земель. И, хотя посевных площадей у нас в стране предостаточно, урожайность на них оставляет желать лучшего. Это, в первую очередь, связано с отношением нынешних собственников к земле. Повсеместно можно найти сторонников позиции сиюминутного существования, которую маркиза де Помпадур выразила фразой «После нас хоть потоп». И это касается не только пахотных земель, но также земных недр и водных ресурсов.
Тамбовский край издревле считался сельскохозяйственным регионом. Еще в дореволюционную эпоху Центральное Черноземье, наряду с Малороссией, было «житницей империи». Сейчас в нашей области создается Центр продовольственной безопасности России. В Тамбовской области находится единственный сельскохозяйственный наукоград России – Мичуринск. Поэтому для нас вопрос рационального природопользования стоит очень остро.
Согласно Словарю бизнес-терминов, «рациональное природопользование – это система деятельности, призванная обеспечить наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей» [3]. Следовательно, рациональный природопользователь – человек, который в своей деятельности руководствуется принципами рационального природопользования, говоря проще, человек, который думает не только о своей сегодняшней выгоде, но и о том, что завтра будет с его детьми.
Такое отношение к миру необходимо воспитывать с юных лет, и не уставать напоминать об этом человеку на протяжении всей его жизни. С этой задачей способна справиться лишь система непрерывного образования, основной целью которой будет формирование человека как рачительного хозяина своей земли.
Доминирующие позиции в образовательном поле нашей области начинает занимать «Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области». Ее стратегической целью является не только удовлетворение потребности обучающихся в бизнес-знаниях, но и «экономическое развитие Тамбовской области посредством обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях АПК и повышения конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений области на рынке сельскохозяйственного труда» [1]. Согласно этой концепции, центральной задачей современной школы является формирование личности человека, крестьянина, в высоком понимании его социальной сущности. Для привлечения населения Тамбовской области, и прежде всего подрастающего поколения, к работе в сфере АПК – той сфере, которая так важна для нашего края и так характерна для жителей села (по данным переписи 2010 г. доля сельского населения в Тамбовской области составляет 41,3% [4]) – необходимо с ранних лет воспитывать детей в духе традиционного, испокон веков присущего тамбовчанину, аграрного сознания. И это воспитание не ограничивается и даже не основывается на экономической составляющей. Не достаточно доказать ребенку, что финансово не выгодно «по-грабительски» обращаться с природой, что силой взяв сейчас все, на завтра уже не останется. Если бы такая логика работала, подобного отношения к земле не существовало бы вовсе. Необходимым и единственно возможным решением вопроса является воспитание в ребенке, в первую очередь, любви к Родине, к ее истории, к «соли земли» Русской. И уже через понимание своих корней к человеку неизбежно приходит уважение и любовь к земле не только как к носителю исторической памяти, но и как к экономическому ресурсу.
Лучше всех с этой задачей способно справиться историческое краеведение. Историческое краеведение — наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Краеведение историческое — форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). По определению Д.С. Лихачева, краеведение — «самый массовый вид науки» [2, с. 162]. Краеведение комплексное охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики. Это делает историческое краеведение прекрасным орудием системы непрерывного образования, ведь заниматься им может и школьник и ученый и любитель истории вне зависимости от возраста. Кроме того, в аспекте нашей темы, стоит отметить, что куда проще привить ребенку любовь к той земле, по которой он ходит, к той, где жили и работали его предки, историческое краеведение – воплощение преемственности поколений.
С целью доказательства гипотезы о вкладе исторического краеведения в воспитание человека как рационального природопользователя нами был проведен эксперимент на базе МБОУ Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина Петровского района Тамбовской области. В эксперименте были задействованы обучающиеся 8-10-х классов. Длительность эксперимента составила год (с декабря 2013 по декабрь 2014). Перед нами стояли следующие задачи:
- выявить уровень готовности обучающихся к историко-краеведческой деятельности под руководством педагога;
- выявить уровень сформированности у них историко-краеведческой и агробизнес культур;
- проанализировать разницу результатов экспериментальной и контрольной групп в вопросах отношения к аграрному труду и разумному природопользованию;
- сделать выводы о вкладе исторического краеведения в формирование рационального природопользователя.
Ход эксперимента: в декабре 2013 года было проведено анкетирование среди обучающихся 8-10-х классов МБОУ Избердеевская СОШ численностью 183 человека, из них была отобрана экспериментальная группа численностью 90 человек и контрольная группа также численностью 90 человек. На протяжении года с экспериментальной группой проводились дополнительные углубленные занятия по историческому краеведению, а также элективный курс «Проектная деятельность в сфере агротуризма». Участники экспериментальной группы также принимали участие в специализированных агробизнес-конкурсах и мероприятиях, посвященных проблемам развития аграрного комплекса Тамбовской области и рационального природопользования. В декабре 2014 года было проведено повторное анкетирование как членов экспериментальной группы, так и членов контрольной группы.
Согласно анкетированию, проведенному в декабре 2013 года, уровень агробизнес культуры у контрольной и экспериментальной группы был сформирован на 73% и 65 % соответственно, историко-краеведческая культура на 58% и 61%, понимали значение разумного природопользования по 48 % в каждой группе. Столь высокие изначальные показатели обусловлены тем, что в школе и до эксперимента проводилась серьезная работа по развитию агробизнес культуры, однако связывать свою жизнь с селом и работой в сфере АПК, рассчитывали лишь 36% и 39% обучающихся контрольной и экспериментальной групп.
После годовой работы с экспериментальной группой, ее показатели повысились:
- сформированность агробизнес культуры: 70%
- сформированность историко-краеведческой культуры: 75%
- планируют работать в сфере АПК: 61%
- понимают значение рационального природопользования: 69%
Показатели контрольной группы по тем же вопросам изменились не значительно:
- сформированность агробизнес культуры: 75%
- сформированность историко-краеведческой культуры: 56%
- планируют работать в сфере АПК: 45%
- понимают значение рационального природопользования: 42%
Результаты, полученные в ходе эксперимента доказывают верность нашей начальной гипотезы о влиянии исторического краеведения на формирование личности рационального природопользователя, заботящегося о благе своей малой родины и стремящегося не расхитить богатства своей земли, а приумножить их. У обучающихся экспериментальной группы сравнительно успешно удалось развить психологию «хозяина» в замен довольно распространенной психологии «гостя».
Подводя итоги, следует отметить, что в наше время наиболее актуальным стал переход сельского хозяйства на принципиально новый уровень развития, а для этого необходимо возродить в человеке дух рачительного собственника земли, заботящегося о ее благе. Помочь в этом может и должна система непрерывного агробизнес-образования, которая в тамбовском образовательном поле стала занимать заслуженные лидирующие позиции. Однако, не стоит забывать, что основой подобного бизнес-образования должны оставаться науки гуманитарные, в частности, историческое краеведение, ведь именно они развивают в человеке необходимые нравственные качества, позволяющие ему быть не бездушным дельцом, но заботливым хозяином.
Список литературы:
- Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // URL:
- Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М.: Искусство, 2000. — С. 159-173.
- Рациональное природопользование // Словарь бизнес-терминов // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/18809
- Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года // URL: type=»book» name=»ВОСПИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» description=»В докладе рассмотрены вопросы влияния исторического краеведения на формирование человека как рационального природопользователя в рамках системы непрерывного агробизнес образования в Тамбовской области, дан анализ результатовпроведенных экспрериментов.» author=»Цуканов Михаил Игоревич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]