Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Переход на уровневую систему образования предъявляет особые требования к методическому обеспечению подготовки выпускников высшего образования. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривают введение в учебный процесс, как бакалавров, так и магистрантов активных и интерактивных методов обучения. В результате чего, подача материала для обучающихся, значительно меняет свою структуру от прямой передачи материала к активному его освоению в процессе осуществления деятельности. Педагог в ходе освоения дисциплины формирует у студентов умение определения проблем, поиска путей их решения, критического осмысления информации, формулировки выводов, защиты и отстаивания собственной позиции, оценки  результатов, полученных в ходе занятия.

Реализация компетентностного подхода предусматривает активное использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. ФГОС бакалавров направления подготовки «Психология» определяет, что  дельный вес учебных занятий проводимых в интерактивных формах, не должен быть менее 20 %,  в то время, как  в Федеральных государственных образовательных стандартах магистров-психологов отмечено, что активные и интерактивные методы обучения определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, однако их должно быть не менее 40% от общего числа  аудиторных занятий.

Изучением использования интерактивных методов в подготовке студентов вуза занимались отечественные ученые: Антипова М. В., В. Беспалько, Бордовская Н.В., Вербицкий А.А., Загашев И.О., Селевко Г.К., М. Скаткин, В. Сластенин, С. Сысоева как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, и др. в работах которых рассмотрены особенности и отличительные черты инновационных методов обучения студентов в вузе.

При подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо грамотно сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, которые направлены на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [1]. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов [2].

Подготовка магистрантов – будущих психологов, предусматривает овладение достаточно большим количеством компетенций, связанных с взаимодействием в диаде «психолог-клиент» в рамках различных направлений профессиональной деятельности, таких как: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение профилактика и психологическое консультирование. Опыт показывает, что нельзя сказать какое из этих направлений является наиболее сложным для его освоения, однако, опрос студентов, бакалавров и магистрантов показал, что наибольших усилий требует освоение направления – консультативная деятельность. Средства, методы и технологии консультативной работы предусматривают решение достаточно широкого спектра проблем связанных с различными возрастными, социальными, гендерными категориями партнеров имеющих различный возрастной, образовательный уровень, и социальный статус и т.д.

Учебный план магистрантов направления  030300.68 (44.04.02) Психология, магистерская программа «Психология развития» предусматривает изучение дисциплины «Семейное консультирование  в психологии развития». Ее изучение является логическим продолжением освоения дисциплин на предыдущей ступени обучения — бакалавриате. Т.о. изучение дисциплины «Семейное консультирование  в психологии развития» требует использование иных, методов и подходов  и прежде всего интерактивных, способствующих активной интериоризации получаемых знаний магистрантами посредством использования метода анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study).

Под методом сase-study мы понимаем педагогическую интерактивную технологию, основанную на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных гипотез решений и формулирования оптимального решения  выявленных проблем.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции;  игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр.

Метод кейс–стади может включать и ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности. По нашему мнению, это, пожалуй, наиболее оптимальный метод, имеющий огромный потенциал в освоении профессионально значимых компетенций, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности в рамках семейного консультирования (супружеское, детско-родительское, семейное). В ходе занятия, с использованием метода кейс-стади педагог имеет возможность проанализировать не только имеющиеся у магистрантов знания, но и в ходе практической демонстрации  моделируемой ролевой ситуации (этап консультационного процесса, проблемная ситуация детско-родительских, прародительских, коалиционных или супружеских отношений и т.д.), максимально приближенной к реальным условиям консультативной беседы, корректировать действия консультанта, непосредственно в процессе его взаимодействия с клиентом.

Основная цель использования  интерактивных методов в преподавании состоит в создании комфортных  и психологически безопасных  условий обучения, при которых каждый студент имеет реальную возможность почувствовать свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что повышает эффективность  процесса обучения. Интерактивное обучение – это, обучение, в процессе которого происходит активное взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.

Задачи, которые решают интерактивные методы обучения:  пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию; формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;  формирование социальных и профессиональных навыков;  эффективное усвоение преподаваемого материала;  самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;  установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде; формирование уровня осознанной компетентности студента [3].

Метод case-study имеет свою структуру и в методологическом контексте его можно представить как сложную систему, в которую интегрированы различные методы познания.  В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои функции.

Верно организованный педагогом подбор ситуаций, позволяет эффективнее осваивать более широкий спектр проблем, проработать специфические особенности работы с различными категориями клиентов (не уверенный в себе клиент,  уверенный в себе клиент, рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент, интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент, клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину» и др.).

В ситуации, максимально приближенной к реальному психоконсультативному контакту магистрант имеет возможность освоения методов и технологий, использующихся психологом-консультантом в работе с супружеской парой, или в рамках семейного консультирования, таких как: технологии присоединения и отсоединения, методы активного слушания и многое другое.

Существуют следующие виды ситуаций:

1) Ситуация-иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);

2) ситуация-проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии);

3) ситуация-оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо критически проанализировать принятое решение);

4) ситуация-упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам) [4, c.3].

Наиболее значимым для педагога результатом является освоение знаний, рассматриваемых на  занятии, получаемый материал осваивается студентами на более высоком качественном  уровне, материал не просто получен обучающимися в ходе фиксирования подготовленной педагогом лекции, а скорее, собственным путем освоения, через разбор и проигрывание ситуаций. Наш опыт показывает, что классическое лекционное занятие давало возможность лишь получить  и присвоить некую информацию, в ходе проведения лабораторных занятий, мы довольно часто сталкивались с ситуациями, когда, студенты-старшекурсники устно могли воспроизвести полученные знания быстро и качественно, однако, при необходимости продемонстрировать собственные навыки консультационной работы сделать этого просто не могли.

Работа с ситуациями создает условия для непрерывного общения студентов, в ходе которого происходит прояснение и усвоение терминологического аппарата, через необходимое условие пояснения и использования психологической терминологии, что в свою очередь приближает ситуацию обучения к реальным условиям потенциальной самостоятельной профессиональной деятельности магистранта. Благоприятная психологически безопасная атмосфера учебного занятия, созданная педагогом в процессе занятия, позволяет снизить уровень тревожности, практически устраняет страх допустить терминологические ошибки. Магистранты отмечают, что в ходе участия в занятиях с использованием работы с конкретными ситуациями  у них пробуждается  познавательный интерес к дисциплине, происходит понимание сложности психоконсультативной работы, осознается высокий уровень ответственности за решение проблем клиента и последствия собственных ошибок, допускаемых в данном виде профессиональной деятельности.

Метод кейс-стади дает возможность попробовать себя в роли консультанта, а при наблюдении за работой сокурсников осуществить определенную супервизию, что повышает аналитические способности магистрантов, как сильных в плане учебной деятельности, так и магистрантов, не достаточно уверенных, сомневающихся в своих способностях. В то же время, побывав в роли консультанта и получив недостаточно высокий результат оценки, как со стороны педагога, так и сокурсников, многие из обучающихся стали более ответственно и качественно относиться к подготовке материала, необходимого для последующих занятий.

Разбор ситуаций, позволяет так же изменить отношение обучающегося к самому ответу, когда, в отличии от лабораторного занятия в классической его форме, ориентированного на оценку лишь педагога, в условиях интерактивной формы занятия, оценка складывается из трех источников – педагога, сокурсников, наблюдающих за работой, или участвующих в ней непосредственно и собственной оценки магистранта, что несомненно влияет на качество освоения изучаемого материала.

Преподаватель  выполняет  несвойственную ему в традиционной форме занятий роль организатора учебного занятия и осуществляет контроль. Преподаватель должен хорошо знать своих студентов, учитывать  их  исходную подготовку, организовывать и направлять процесс занятия к выполнению его целей и задач, а в ходе рефлексии занятия, получать обратную связь. В случае слабой готовности педагога,  занятие такого рода рискует плавно перерасти в хаос, когда, одни студенты могли бы проявлять активность в его ходе, в то время, как другие, получают возможность отсиживаться и отлынивать от участия в нем. Именно по этому, педагог призван регулировать как ход занятия, так и управлять им воздействуя, побуждая и активизируя деятельность как  студенческой группы, так и  отдельных студентов направляя их к выполнению  задания.

Однако, следует отметить, что в ходе работы с использованием метода case-study педагог сталкивается с рядом трудностей, обусловленных отсутствием достаточного методического материала, который вынужден разрабатывать самостоятельно (ролевые консультационные ситуации), осуществлять руководство, контроль  и координацию.

При подготовке учебных ситуаций, педагогу следует придерживаться некоторых условий: ситуация должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся; должна  отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет («как есть», а не «как может быть»);  быть «встроенной»  в текущий учебный процесс;  отличаться проблемностью, содержать необходимое и достаточное количество информации; должна быть составлена с учетом базовых знаний обучающихся; должна быть понятной (описана простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации); текст  не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы; текст с должен требовать принятия решений обучающимися, а не простой оценки решений, ранее приняты другими; способствовать интериоризации знаний, освоению  навыков, необходимых обучающимся  в дальнейшей профессиональной жизни, служить студенту моделью, образцом; должна сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею [1, c.6].

Таким образом, использование метода кейс-стадии, работа с конкретными ситуациями позволяет педагогу пробудить интерес к изучаемой дисциплине и в целом познавательный интерес, дает возможность погрузить обучающихся в максимально приближенные к реальным профессиональным условиям консультирования и работы с различными категориями клиентов, что, в свою очередь, позволяет нам успешно формировать профессионально значимые компетенции  и более качественно готовить магистрантов к работе с семьей и решению семейных проблем.

Использованная литература:

  1. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
  2. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (19 ноября 2012 г.); Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. – 154 с
  3. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.- С. 120-123.
  4. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» — 2012. -№ 2, — С. 1-18.[schema type=»book» name=»ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ» description=»В статье описаны возможности использования метода case-study в профессиональной подготовке магистрантов направления 030300.68 Психология магистерская программа «Психология развития» к оказанию психологической помощи семье. Обоснована целесообразность использования метода при реализации компетентностного подхода в условиях уровневого образования. Описаны специфические особенности использования метода педагогом, сложности с которыми он сталкивается в ходе подготовки ситуаций, ответственность, которая возлагается на педагога за качественное содержание занятия и его реализацию. » author=»Калинина Татьяна Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found