Реформированиесистемы образования в Российской Федерации затронуло несколько ключевых направлений, в том числе и непрерывное образование взрослых. Институту повышения квалификации, чтобы отвечать требованиям модернизации системы образования и современного общества, необходимоналаженное внутреннее взаимодействие и внешнее сотрудничество с другими образовательными организациями и социальными институтами.
Новые требования экономического и технологического развития России подводят к тому, что институт должен найти пути сотрудничества с разными партнерами, скорректировать учебно-программный материал в соответствии с требованиями заказчика и разработать необходимые организационно-педагогические условия взаимодействия.
Изучение вопроса внутреннего и внешнего сотрудничества ИПК и ПРО КБГУ показало, что по этомунаправлениюв институте проявляются свои тенденции развития. За последние пять лет проделана работа, которая вывела деятельностьинститута на более высокий уровень своего развития. Рассматривая внутреннее взаимодействие, которое определяет сущностную сторону института, мы говорим о взаимном благоприятствовании в действиях подразделений, стимулировании самообразования сотрудников института и оптимальности в управлении институтом.
Внутреннее сотрудничество происходит за счет взаимодействия соструктурными подразделениями Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербековаи кафедрами ИПК и ПРОКБГУ.
Рассматривая вопрос внутреннего сотрудничества, следует отметить те ключевые точки, которые являются определяющими в этом направлении.Исследование показало, чтокафедры института сотрудничают с факультетами КБГУ: математическим факультетом и факультетом педагогического образования; институтами: социально-гуманитарным институтом, институтом филологии (кафедрами русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы, кабардинского и балкарского языков и литератур, методическим центром) институтом делового администрирования, маркетинга и туризма, институтом права, экономики и финансов, институтом информатики и управления (кафедрой ИМОАС, САКТУ), педагогическим институтом (кафедрой педагогики и психологии); колледжами: педагогический колледж, кафедрой среднего профессионального образования; библиотекой КБГУ. Внутреннее сотрудничество скафедрами и подразделениями КБГУ направлено на совместную реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования, проведение совместных конкурсов, семинаров и других организационно-методических мероприятий.В данном направлении кафедры активно сотрудничают между собой в рамках обозначенного времени по учебному плану и договорам.
Взаимодействие института и внешней социальной и образовательной средыпредопределяет образовательные изменения, формируя определенные закономерности. Внешнее сотрудничество осуществляется по договорам и реализуется на разных уровнях.
- Первым уровнем мы обозначили внешнее сотрудничество с разными образовательными и социальными организациями внутри республики. В этом направлении налажено тесное сотрудничествос Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР, Министерством спорта, муниципальными органами управления образованием, Национальной библиотекойим.Т.К.Мальбахова, Кабардино-Балкарским Институтом гуманитарных исследований, Кабардино-Балкарским Институтом бизнеса, общеобразовательными организациями, Центром «ГП «Книга», Общественной палатой КБР, Северо-Кавказским государственныминститутом искусств, Республиканским центром научно-технического творчества учащихся КБР, Центром развития творчества детей и юношества КБР.
- Вторым уровнем является внешнее сотрудничество на уровне Северо-Кавказского федерального округа.Данный уровень стал важной составляющей внешней связи, так как он позволил усилить контакты с образовательными организациями Северного Кавказа. В настоящее время налажено сотрудничество с Чеченским институтом повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, Адыгейским Республиканским институтом повышения квалификации, Дагестанским институтом повышения квалификации, Институтом повышения квалификации Ингушетии, Институтом образования и социальных наук СКФУ, Северо-Осетинским государственным университетом.
- Третьим уровнем внешнего сотрудничества мы обозначили сотрудничество на уровне Российской Федерации. Исследование показало, что в данном направлениикафедры института сотрудничают сМОН РФ, МГУ им.Ломоносова, ФГАОУ АПК и ППРО, Санкт-Петербургским государственным университетом им.Герцена, НИИ «Высшая школа управления», «Российским новым университетом», Некоммерческим партнерством «Центр современных образовательных технологий», Фондом Новая Евразия, ЮНЦ РАН г.Ростов-на-Дону, Сбербанком России, ЦентромЛ.В.Занкова (г. Москва), Омским Ресурсным центром движения ОАШ, Красноярской региональной молодежной общественной организацией Центром «Сотрудничество на местном уровне», Челябинским институтом повышения квалификации, Иркутским институтом повышения квалификации работников образования, Омским областным институтом повышения квалификации работников образования, Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования, Псковской лингвистической гимназией, Южным федеральным университетом, Управлением образованияНеклиновского района Ростовской области, Культурным центром им. И.Гёте(г. Москва/Германия), Британским Сoветом(г. Москва), Московским гуманитарным институтом, Институтом продуктивного обучения Северо-Западного отделения РАО (г. Санкт-Петербург), Российскими и центральными оргкомитетами Международных и Всероссийских игровых конкурсов.
- Четвертым уровнем внешнего сотрудничества является работа с издательствами.Данный уровень взаимодействия специфичен, направлен на ознакомление руководителей образовательных организаций и педагогов с новымиучебно-методическими комплексами в рамках введения ФГОС на разных уровнях общего образования.Рассматривая данный уровень внешней связи, следует отметить, что институт тесно сотрудничает с издательствами, которые играют важную роль в развитии института: «Академкнига/Учебник», «Вентана-Граф», «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа», «Macmillan», «Титул» Обнинск; издательства «Лангеншейдт», «Хуэбер», «Клэтт»/Германия, «Мнемозина», «АСТ-пресс», «Бином», «Эльбрус», «Тетраграф».
Сказанное выше позволяет сделать выводы, что за последние пять лет институт выстроил партнерские отношения в системе образования, которые позволяют выйти на более качественный уровень предоставления образовательных услуг.
Проделанная работа по выстраиванию партнерских отношений способствовала развитию сетевого взаимодействия с образовательными организациями по всей России, что привело к участию представителей разных регионов России в мероприятиях, проведенных институтом. Так, институтом проведены значимые для системы образования Кабардино-Балкарской Республики мероприятия, которые привлекли внимание общественности, СМИ, органов управления образованием: две Всероссийские научно-практические конференции: «Общественно-активная школа в контексте современных тенденций в образовании», «Общественно-активная школа в контексте современных требований Федеральных государственных образовательных стандартов» (участники из 10 регионов Российской Федерации); Региональный семинар для представителей учреждений общего образования и общественных организаций Северо-Кавказского Федерального округа (представители институтов повышения квалификации и школьных команд Республики Дагестан, Карачаево-Черкессии, РСО-Алания); обучение пяти школьных команд Чеченской Республики;проведение Межрегионального симпозиумаинститутов повышения квалификации работников образования по распространению методических наработок общественно-активных школ (представители институтов повышения квалификации Тамбовской области, Иркутской области, Ростовской области, РСО-Алания и Чеченской республики); обучение восьми школьных команд из г. Ростова-на-Дону и Ростовской области; проведение проектировочного семинара «Жилищное просвещение в современной России» (представители шести школьных команд КБР, экспертов Фонда «Новая Евразия».Совместно с Российскими и центральными оргкомитетами Международных и Всероссийских игровых конкурсов организуется участие обучающихся образовательных организаций в игровых конкурсах. Ежегодно в этих конкурсах принимают участие 30-35 тысяч участников КБР.
Данные мероприятия способствовали выявлению тенденций в развитии системы общего образования и координации усилий власти, общественности и образовательных организаций в вопросах модернизации современного образования.Проделанная работа способствовала заключению договоров с институтами повышения квалификации других регионов по взаимному сотрудничеству.
Сетевое взаимодействие оказалось эффективным для получения синергического эффекта, объединения ресурсов и роста взаимного доверия.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что проблема взаимодействия ИПК и ПРО КБГУ и различных социальных и образовательных организаций в современной динамично изменяющейся конкурентной среде требует особого внимания и отдельного научного исследования.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА (НА ПРИМЕРЕ ИПК И ПРО КБГУ)» description=»Статья посвященаисследованию вопроса сотрудничества институтас образовательными организациями и социальными институтами. Автор пишет об актуальности внутреннего взаимодействия подразделений института и внешнего сотрудничества. Приводит примеры четырех уровней внешнего сотрудничества института с разными организациями.Сделан вывод, что налаженное внутреннее взаимодействие и внешнее сотрудничество позволяют институту выйти на более качественный уровень предоставления образовательных услуг.» author=»Мизова Марина Хабаловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]