Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Оценка социально-экономического положения Актюбинской области характеризуется поступательным развитием реального сектора, положительной динамикой сфер здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

Актюбинская область является второй по величине территории областью Казахстана. По административно-территориальному делению регион разделяется на 12 районов, 139 сельских (аульных) и 2 поселковых администраций. На территории области расположены 8 городов, из них: 7 малых городов и г. Актобе, а также 410 сельских населенных пунктов.

Актюбинская область является индустриально-развитым регионом Казахстана. Однако ухудшение ситуации на мировом финансовом рынке привело к негативному положению в ряде производств Актюбинской области, что отразилось на показателях за 2009 г. Доля региона в общем объеме промышленного производства республики составила 8,6%.

В целом, для экономики характерна отраслевая несбалансированность: рост доли добывающей промышленности в объемах производства и инвестиций, низкий уровень диверсификации малого бизнеса. Основным продуктом, экспортируемым Актюбинской областью, является минеральное сырье (67,2%), когда как продовольственные товары составляют 1,3%, химическая продукция и прочее составляют 2,4%, а металлы и изделия из них — 29,1%.

Транспортный потенциал региона очень высок. В области функционируют железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспортировки. Однако качество и плотность транспортной инфраструктуры остается недостаточно развитой.

Аграрно-промышленный комплекс является одним из крупных и социально-значимых секторов экономики области. Его основу составляет сельское хозяйство, на долю которого в структуре валового регионального продукта приходится 4,0% — 4,3%.

Остаются не решенными следующие вопросы: низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, в том числе молодым кадрам; недостаточное выделение грантов по подготовке аграрных кадров (агрономы, технологи, ветеринарные специалисты и т.д.) и их трудоустройство и нерешенный ряд социальных вопросов.

В сложившейся на данный момент ситуации в Актюбинской области необходимо сделать отраслевой и конкурентный анализ социально-экономического состояния региона. Целью данного ситуационного анализа является оценка стратегической ситуации в конкретных отраслях экономики региона. Он должен ответить на следующие вопросы, что являются задачой данного ислледования:

-как хорошо работает используемая ныне стратегия?

-что является для региона сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?

— какова конкурентноспособность области принынешней экономике?

— насколько сильны конкурентные позиции области?

— какие стратегически важные являния имеются в области?

Прежде всего следует понять, какая же социально-экономическая ситуация в области и сделать анализ динамических изменений по отраслям. На основе статистических данных нужно определить процентное соотношение и изменение показателей общего развития региона. Следовательно, необходимо проанализировать демографическое развитие и миграцию, систему здравоохранения, образования, энергоснабжения и утилизации твердых бытовых отходов, транспортную инфраструктуру области, которые показывают геоэкономическое развитие и потенциал области.

В результате анализа должны определиться сильные и слабые стороны каждой сферы, что в дальнейшем должно показать целостную картину возможностей развития региона. Для стратегической перспективы области особенно значимы сильные стороны являющиеся отличительными преимуществами, так как они являются краеугольными камнями развития и на них должно строиться достижение определенных преимуществ. В то же время положительное динамичное развитие требует вмешательства в слабые стороны, так как экономика области должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать с данной проблемой.

Важность определения благоприятных возможностей развития отраслей позволит области направить точные действия для экономического роста.

Анализ текущей ситуации (SWOT-анализ) поможет определить уровень использованности внутренного и внешнего потенциала, уровень уязвимости слабых сторон и нуждаемости корректировки, найти новые перспективные сильные стороны из данных возможностей и способы их реализации, реальные угрозы для развития и меры защиты от дальнейших последствий.

Миграция. В Актюбинской области демографическое развитие области, по сути, немного замедляется динамичностью механического движения населения. Высокая интенсивность миграции имеет особое отражение в динамике численности населения региона.

Громадный механический спад населения области связан с отъездом представителей различных этнических групп в исторические родины. Вплоть до 2004г. в области сохранялось негативное сальдо миграции, что говорит о высокой доле эмиграции населения, в частности в Россию, Украину и Беларусь. В целом, спад численности иных этносов на фоне увеличения титульного этноса имеет продолжение.

Миграционное сальдо Актюбинской области: -1576 для города, -1609 для сельской местности. Во внутренней миграции Актюбинской области лидируют г. Актобе и Мугалжарский район. Данные местности являются основными точками экономического роста региона. Таким образом, миграция, возможно, связана с наличием рабочих мест, более благоприятных условий для жизни, качеством и доступностью широкого круга услуг.

В межрегиональной миграции выявлено, что основная масса населения также убывает. Миграционное сальдо межрегионального перемещения в 2009г. составило -4093. В основном люди выбывают в г. Астана (-830), Мангистаускую область (-798) и г. Алматы (-582). В потоках выбытия основную долю составляют лица трудоспособного возраста, т.е. граждане 16 – 62 (57) лет. Так, в 2009г. 83% от всей миграционной убыли приходится на лиц трудоспособного возраста. Ситуация ухудшается, если учитывать, что более 14% миграционной потери составило население в возрасте моложе трудоспособного, т.е. от 0-15 лет.

В связи со сложившейся ситуацией в Актюбинской области можно определить 2 тенденций. Во-первых, так как основная масса выбывающих из региона граждан лица трудоспособного возраста и лица до 15 лет, в составе населения будет расти число лиц старше трудоспособного возраста и, соответственно, в Актюбинской области может усилиться тенденция «старения населения». Как говорилось ранее, население области довольно молодое, поэтому данная тенденция в краткосрочном плане не имеет отражения. В долгосрочном развитии области является более значимым фактором.

Во-вторых, в результате миграционных потерь снижается не только количественный состав трудовых ресурсов Актюбинской области, но и качественный состав. Среди выбывающих из Актюбинской области доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием составила в 2009 году 52,9%. Прибывает мигрантов с аналогичным образованием значительно меньше. Таким образом, в Актюбинской области наблюдается тенденция «утечки квалифицированных кадров».

Величина прожиточного минимума в Актюбинской области составляет 11674 тенге, что составляет 94,4% к среднереспубликанскому уровню. Доля бедного населения – 7,0%, глубина бедности 1,1%, острота бедности – 0,3%. В целом показатели Актюбинской области сравнительно ниже, чем в других областях РК.

Здравоохранение. Вопросы эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза остаются актуальными вследствие наличия значительного резервуара трудноизлечимых форм туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ). За период с 2005 по 2009 год увеличено количество коек для лечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) с 30 коек до 110 коек. За этот же период для принудительного лечения больных заразными формами заболевания, уклоняющихся от лечения, открыто отделение принудительного лечения на 30 коек.

Повышение доступности и качества лекарственной помощи. На начало 2010 года в области функционируют 402 аптечных организаций, в том числе 66 – в сельской местности. Кроме этого, при 214 организациях ПМСП функционируют пункты реализации лекарственных средств. Тем самым обеспечена доступность лекарственных средств населению области.

Несмотря на это, в сельской местности сеть объектов фармацевтической деятельности ещё развита слабо, цены на медикаменты высокие. В связи с мировым финансовым кризисом есть тенденция роста стоимости лекарственных средств. В числе проблем необходимо отметить и несовершенство механизма дистрибуции, приводящего к перебоям в лекарственных поставках, особенно в межбюджетный период, отсутствие возможности формирования «переходящих запасов» медикаментов на это время. Из-за отсутствия стройной вертикали аптечных организаций вопросами лекарственного обеспечения вынуждены заниматься медицинские работники.

Дошкольное образование. В целом, в сфере дошкольного образования Актюбинской области отмечена положительная динамика, выраженная в повышении степени охвата детей дошкольным образованием, увеличением степени обеспеченности детских дошкольных учреждений сотрудниками. Вместе с тем, ключевыми проблемами региона в этой области являются дефицит детских дошкольных учреждений, перенаполнение групп и излишняя нагрузка на преподавателей и воспитателей.

Спорт. В области культивируются 65 видов спорта. В 2009 году количество спортивных сооружений составило 1422 единиц, в том числе на селе 890: 14 стадионов, 1 Дворец спорта, 11 комплексов спортивных сооружений, 4 спортивных комплекса, 7 плавательных бассейнов, 333 спортивных залов, лыжная база, 25 стрелковых тира, 784 плоскостных сооружений, 5 теннисных кортов, конькобежная дорожка, 193 приспособленных встроенных помещений для занятий физической культурой и спортом, стрельбище, 5 хоккейных корта (коробка), боулинг центр.

Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития, существуют проблемы, тормозящие развитие спорта области:

  1. Низкий уровень материально-технической базы и спортивной инфраструктуры: особо остро стоит проблема развития спорта на селе, и прежде всего из-за отсутствия материально-технической базы. Ощущается недостаток не только спортивных сооружений, но и спортивного инвентаря и оборудования в организациях, учебных заведениях, по месту жительства населения и в местах массового отдыха.
  2. Дефицит квалифицированных специалистов: отрасль спорта Актюбинской области ощущает недостаток в квалифицированных кадрах, из имеющихся 302 тренеров преподавателей почти 40 процентов не имеют специальных образований по спорту
  3. Слабое развитие массового и детско-юношеского спорта на селе

из 13 сельских ДЮСШ в восьми школах слабая материально-техническая база ( устаревшее здание, отсутствие залов);

остро ощущается недостаток плавательных бассейнов, спортивных комплексов.

Развитие электроэнергетики. Электросетевое хозяйство области состоит из линий электропередач напряжением 0,4-6-10-35-110-220 кВ, протяжённость которых составляет 14893,5 км, понизительных подстанций напряжением 35-110-220 кВ -165 шт., 0,4-6-10-35 кВ -1885 шт., 35-0,4 кВ — 8 шт. Уровень материально-технической базы энергетической отрасли не отвечает современным требованиям.

Одним из нерешенных вопросов энергоснабжения являются бесхозные электрические сети, ранее эти сети находились на балансе ведомственных предприятий, которые в настоящее время не существуют. Износ этих сетей очень высок и требуют больших финансовых вложений для их реконструкции.

На сегодняшний день большинство водопроводов области эксплуатируются без капитального ремонта и реконструкции более 20-25 лет, в некоторых районах более 30 лет. Срок эксплуатации ряда водопроводов и отдельных их веток истек, соответственно увеличилось количество аварий. Высокая аварийность способствует вторичному загрязнению, длительным перебоям в подаче воды, большим утечкам в сети, достигающим в отдельных случаях 25 и более процентов, непроизводительным потерям воды, что ведет к перерасходу электроэнергии и, в конечном счете, к увеличению себестоимости 1 куб. м воды.

Потребность города Актобе в питьевой воде составляет на сегодняшний день 200 тыс. кубометров в сутки. Водоснабжение осуществляется из пяти подземных источников фактической мощностью 115 тыс. кубометров, т.е. существует дефицит 85 тыс. кубометров в сутки.

Из 372,7 км канализационных коллекторов области 75% находится в аварийном состоянии. Из-за износа канализационных сетей из года в год происходят многочисленные порывы, сопровождающиеся сбросом неочищенных сточных вод на рельеф местности и реку Илек, затопление подвальных помещений жилых домов.

Теплоснабжение. Общей проблемой для предприятий коммунального хозяйства является технологическая отсталость используемого оборудования, высокая степень изношенности основных средств, недостаточность собственных средств на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ, мероприятий по энергосбережению.

Утилизация твердых бытовых отходов. Ежегодно по области образуются более 650 тыс. тонн отходов, в т.ч. 400 тыс. тонн коммунальных и 250 тыс. тонн промышленных. Централизованно-регулярным сбором твердо-бытовых отходов охвачен город Актобе. Основными местами складирования и хранения твердо бытовых отходов являются полигоны г. Актобе организованные свалки мусора сельских населенных пунктов.

Согласно проведенному анализу в состав ТБО в основном входят органические (пищевые) отходы, вторичное сырье и остаток, содержащий опасные отходы, такие как автошины, масла, отходы охлаждающих жидкостей и аккумуляторы.

Менее 5% ТБО подвергается переработке, остальной мусор складируется на мусорных полигонах без сортировки, что приводит к дополнительному загрязнению окружающей среды. По данным экспертов около 40% морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности, еще около 30% подлежит компостированию. Отходы автосервиса также являются сырьем для производства ценных материалов, в том числе горюче-смазочных материалов и других видов топлива, строительных материалов и т.д. Например, 1 тонна шин содержит 700 кг. резины, 160 кг. металла и 170 кг. текстиля.

Таким образом, утилизация ТБО в полезное вторичное сырье представляется перспективным направлением в Казахстане, как с точки зрения экономической привлекательности, так и экологической безопасности.

Главной проблемой автодорожной отрасли остается прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Несмотря на привлекаемые инвестиции в инфраструктуру дорог, улучшение технического состояния дорог, особенно дорог местного значения, не теряет своей актуальности. Из дорог местного значения только 10% или 427 км находятся в хорошем, 34% или 1437 км в удовлетворительном состоянии. Остальные 56% или 2366 км дорог находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют капитального ремонта.

В Актюбинской области территории характеризуются очаговым расселением, которое оставляет незаселенными большие пространства засушливых пустынь и полупустынь.

Коэффициент концентрации населения Актюбинской области составляет – 0,22. Но, учитывая территориальную специфику области, в Актюбинской области можно указать формирование точки концентрации. Концентрация населения Актюбинской области в особенности высока вокруг г. Актобе.

На территории Севера Актюбинской области проживает более 55 % населения всей Актюбиснкой области. Городское население области – 391,6 тыс. чел. Только в г. Актобе проживает более 81,2% городского населения области. На долю города приходится около 44% населения всей области.

Наиболее заселенными ареалами является территория Актюбинской городской администрации (менее 0,77% территории Актюбинской области, около 44% всего населения Актюбинской области), территория Мугалжарского района с г. Кандыагаш (более 9,3 % населения), Шалкарский район с ближайшим окружением (6,5 % населения Актюбинской области). В то же время в Хромтауском районе на площади около 4,29 % территории области проживает лишь около 5,92% ее населения, в Алгинском районе с площадью около 2,5% – 6,2% населения. Таким образом, на остальной части территории Актюбинской области (62,6%) проживает всего 27,9% населения области. Южные и частично Восточные и Западные районы заселены крайне слабо. В расположенные севернее основной зоны расселения, значительные территории также слабо заселены.

Для Актюбинской области характерны существенные различия по уровню развития территорий и городов. Из 13 административно-территориальных единиц, на 1 из них, приходится 136,06 человек на кв. км, а для остальных районов максимальная плотность – 5,83 чел., а минимальная плотность – 0,38 чел на 1 кв.км.

Потенциал Актюбинской области в территориально-пространственном устройстве велик. Актюбинская область расположена на стратегически комфортной зоне. Благодаря расположению, область связывает Западный Казахстан с другими регионами республики. Таким образом, имеет возможность для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры региона по 6 типам геоэкономического развития территории. Богатая недрами земля Актюбинской области является главным преимуществом для промышленного роста и в индустриальном продвижении региона не только на межрегиональном, но и международном уровне.

Положительной стороной территориально-пространственной структуры Актюбинской области является наличие выраженных центров притяжения региональной миграции, которыми являются: г. Актобе и г. Хромтау и г. Кандыагаш, а также Мугалжарский, Темирский и Хромтауский районы, имеющие выгодное геоэкономическое положение вблизи полюсов роста. В целом, наряду с опорным центром г. Актобе, для экономики региона важными полюсами роста могут стать Мугалжарский, Темирский и Хромтауский районы с динамичной горнодобывающей промышленностью.

Так, коэффициент концентрации юридических лиц выражает скопление предприятий области на одном месте. Так, в Актюбинской области данный коэффициент составил 0,63. Основной точкой концентрации снова становится Актобе, где более 79% юридических лиц области зарегистрированы. Значительная часть нового производственного потенциала также концентрируется в г. Актобе.

На большей части региона население концентрируется вокруг Актобе, что приводит к тому, что периферийные зоны быстро теряют население. В результате расселение из относительно равномерного превращается в “пятнистое”, когда некогда плотно заселенные территории разделяются слабо заселенными либо вовсе не заселенными пространствами. Такое положение дает основу полагать, что в данных городах есть зачатки формирования опорного каркаса расселения. Происходит все большая поляризация между узлами опорного каркаса и остальными поселениями, которая, если ход процесса существенно не изменится, может привести к формированию на территории данных областей всего нескольких крупных поселений, которые будут концентрировать почти все его население. Концентрация населения в определенной зоне также может выражать ее привлекательность.

Одновременно с процессом концентрации населения протекает процесс формирования опорного каркаса расселения, который усиливает взаимосвязь между отдельными элементами, активизируя процесс перераспределения между различными типами населенных пунктов. Опорный каркас территории невелик. Его современная и перспективная структура в основном уже сложилась. В целом каркас сложился вдоль городов Хромтау, Кандыагаш и Актобе.

Примером усиливающегося воздействия опорного каркаса может служить формирование ареалов концентрации населения в его узловых элементах, например в г. Алга. Причем, чем выше ранг узла опорного каркаса, тем сильнее он притягивает население.

Основными линейными зонами современного и перспективного развития являются зоны влияния железнодорожных магистралей и, в большей степени, в будущие годы транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Область располагает благоприятными условиями для ориентации в экономическом развитии на внешние связи. Наиболее крупными ареалами расселения и хозяйственной деятельности являются зоны интенсивного воздействия г. Актобе, зоны влияния Кандыагаша и с. Мартук. Концентрация населения в линейной зоне и узловых элементах опорного каркаса территории приводят к разрушению сети поселений в периферийных ареалах районов области. Городские поселения повсеместно являются основой расселения, «точками» развития территорий.

Север Актюбинской области традиционно является базой развития в материально-техническом отношении, так и в сфере образования, науки и подготовки кадров. В пределах зоны, благоприятной для сельскохозяйственного производства целесообразно формировать зоны специализации АПК в зависимости от наличия рынков сбыта, наличия естественных кормовых угодий и т.п. К примеру, зоны интенсивного молочного животноводства и птицеводства.

Основой устойчивого и безопасного развития жизнедеятельности на территории области рассматривается необходимость развития и совершенствования инженерно-транспортной инфраструктуры, а также система мер по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Сложившиеся территориальные различия в заселенности и освоенности области, в развитости инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в большой мере определяют перспективы пространственного развития области.

Треугольник Актобе – Хромтау – Кандыагаш станет основой опорного каркаса Актюбинской области, а г. Шалкар рассматривается как опорный город субрегионального характера. Города Актобе, Кандыагаш, Хромтау по своему демографическому, экономическому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию относительно обширных территорий и являются наиболее значительными узловыми элементами опорного каркаса территории — в разной степени сформировавшимися и потенциальными межрайонными центрами.

Главным направлением совершенствования территориальной организации области и, в том числе расселения, станет совершенствование опорного каркаса области:

укрепление связей между центрами территорий разного уровня с поселениями сопряженных территорий;

целенаправленное развитие центров разного уровня, прежде всего, в аспектах рыночной и информационной инфраструктуры, производственного обслуживания территорий и населения, ведущих направлений социального обслуживания (здравоохранение, образование).

Кроме упомянутой треугольной основы опорного каркаса и линейного опорной точки в г. Шалкар, с потенциалом развития транспортно-логистического центра, приведены потенциальные направления субосевого развития районов Актюбинской области.

Актобе является основной точкой роста и главным опорным городом области. Более того, согласно Стратегии территориального развития Республики Казахстан г. Актобе определен опорным городом национального уровня, центром Уральского экономического макрорегиона (Актюбинская и Западно-Казахстанская области). Вместе с этим, г. Алга и прилегающий к нему район могут способствовать дальнейшему развитию Актюбинской урбанизированной зоны.

Опорными городами областного значения являются города Кандыагаш и Хромтау. Формирование перспективных опорных территории субрегионального масштаба было осуществлено через определение потенциальных преимуществ районов области, которые позволят концентрировать в себе экономическую активность, социальное благосостояние и улучшение качества жизни населения. Основной функцией опорных населенных пунктов станет концентрация производственных, инвестиционных и человеческих ресурсов с целью обеспечения конкурентоспособной специализации Актюбинской области в системе региональных и мировых хозяйственных связей. Более того, все районные центры обладают потенциалом для формирования опорных центров районного уровня.

На основе сделанного исследования региона можно определить, что в целом неравномерность пространственно-структурного развития региона не уменьшается и положительная динамика наблюдается в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты населения, развивается социальное партнерство с крупными корпорациями региона и партнерство государства с некоммерческим сектором. Но, несмотря на положительную динамику в вышеуказанных сферах территории региона имеются проблемы, требующие внимания.

В результате исследования сделана комплексная характеристика региона на основе применения методики SWOT-анализа, что дает целую картину сложившейся ситуации в регионе.

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Возможности:

– Кластерная модель развития экономики и активная роль субъектов малого бизнеса в кластерных структурах позволит увеличить вертикальную диверсификацию продукции в традиционных экспортных секторах

– Государственная поддержка в рамках программы форсированной индустриализации позволит увеличить долю обрабатывающей промышленности и диверсифицировать экономику региона

– Активизация деятельности СПК и регионального технопарка позволит развивать средний и малый бизнес промышленной и инновационной направленности.

Выводы

Ухудшение финансовой ситуации в мире не могло не отразиться на социальном и экономическом развитие Актюбинской области, что в частности привело к количественным изменениям показателей экономического роста и социального положения населения.

Интенсивная миграция населения в области отражается в динамике численности региона, причиной которого является отток населения в республиканские центры, города Астана и Алматы, и внутренние миграции в основные точки экономического роста региона (г.Актобе и Мугалжарский район). В связи со сложившейся ситуацией в регионе определяются такие тенденции как «старение населения» и отток трудовых ресурсов.

В сфере здравоохранения также отмечены слабые стороны высокими ценами на медикаменты и обеспеченностью населения лекартсвенными средствами.

В сфере дошкольного образования выявлена положительная динамика связанная с полным обеспечением детей образованием и кадровой достаточностью в учебных завадениях. Но следует отметить что в регионе наблюдается дефицит дошкольных учреждений и переполненность учебных групп.

Ситуация спортивной инфраструктуры в области характеризуется достаточным колличеством спортивных комплексов. Дефицит квалифицированных специалистов и низкий уровень материально-технической базы являются преградой развития спорта в области.

Проблемы в сфере электроэнергетики и теплоснабжения также связаны с высокой степенью изношенности основных средств и с необходимостью проведения ремотно-востановительных работ. В связи со сложившейся ситуацией в области наблюдается высокая аварийность водопроводов, способствующая вторичному загрязнению водопроводов и потерям воды.

С точки зрения экономической привлекательности и экологической безопасности утилизация твердых бытовых отходов является перспективным направлением в Казахстане. Но на данный момент ситуация по переработке ТБО в регионе составляет наименьшую долю из возможного.

Население области распростаранено не равномерно, таким образом образуют точки концентрации вокруг г.Актобе и в районах с выгодным геоэкономическим положением. Следовательно, нужно отметить что области характерны различия по уровню развития территорий. В результате процесса миграции населения расселение территории преобразуется в «пятнистое», когда заселенные пространства разделяются не заселенными пространствами.

Несмотря на процесс концентрации населения в области протекает процесс формирования опорного каркаса расселения, который сложился вдоль городов области и активирующий процесс перераспределения между различными типами населенных пунктов. Таким образом, ранги каркасса являются точками притяжения населения и их дальнейшее совершенствование повлияет на всю структуру территориальной организации области.

На основе сделанного анализа текущей ситуации в регионе можно сказать что основной сильной стороной области является его географическое положение и минеральные ресурсы находящиеся на территории области. Также важно отметить, что демографическое состояние и величина экономически активного населения имеет особо важную роль в стратегии развития региона.

К слабым сторонам, требующих скорейшего внимания, относятся отраслевая несбалансированность, зависимость сырьевого сектора от мировых цен, диспропорции в распределении экономических ресурсов, неразвитость транспортной инфраструктуры и несоответствие квалификационно-профессиональной структуры трудовых ресурсов.

Следует отметить что, несмотря на слабые стороны в развитии региона область имеет высокий потенциал возможностей для экономического роста при правильном использовании. Использование модели кластерного развития экономики и государственной поддержки, реализация инфраструктурных проектов и развитие малого и среднего бизнеса, жилищное строительство и строительство новых энергогенерирующих мощностей, а также увеличение обьемов переработки ТБО и сельскохозяйственного сырья приведет к экономическому росту и развитию области.

Список литературы

  1. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года (Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №118)
  2. Программа развития моногородов на 2012–2020 годы (Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года №683)
  3. Карта индустриализации Казахстана на 2010 – 2014 годы (Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года №303)
  4. Дорожная карта бизнеса 2020 (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301)
  5. Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1004)
  6. Программа «Доступное жилье – 2020» (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21июня 2012 года № 821)
  7. Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473)
  8. Программа «Ақ бұлақ» на 2011 – 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 570)
  9. Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1006)
  10. Программа занятости – 2020 (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от «31» марта 2011 года № 316)
  11. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922)
  12. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118)
  13. Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113)
  14. Государственная программа «Здоровый образ жизни» на 2008 — 2016 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1260)
  15. Государственная программа «Нұрлы көш» на 2009 – 2011 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126)
  16. Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;
  17. Указ Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149 «О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы»;
  18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2005 года № 654 «О Плане мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы»;
  19. Постановление Правительства Республики Казахстан от 06 марта 2006 года № 149 «Об утверждении Программы первоочередных мер на 2006 — 2008 годы по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006 — 2010 годы»;
  20. Айтаханов К. Современное состояние законодательного обеспечения государственного регулирования развития АПК и сельских территорий Казахстана: Государственная аграрная политика// Евразийское сообщество: общество, политика, культура.- 2008.- № 1.- с. 44.
  21. Ахметов Р. Совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2002., №6. с. 20-25.
  22. Габдуалиева Р. Бюджетно-кредитная политика в АПК: Инвестиции и финансы.// Аль Пари.- 2006.- № 3/4.- с. 139.
  23. Габдуалиева Р.С. Сельское хозяйство региона как объект государственного регулирования: Сельское хозяйство.// Вестник КазНУ. Серия экономическая.- 2006. — № 6.- С. 55.
  24. Даниленко Л. Обоснование необходимости государственного регулирования аграрного сектора.//АПК: экономика, управление. — 2006.- № 3. — с. 43 — 46.
  25. Имяреков С. М. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России: монография / Саранский кооперативный институт.- М., Акад. Проект, 2005.- 157 с.: ил.
  26. Кантарбаева Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Основы экономики.- 2007.- № 3.- с. 11.
  27. Кемел М. Государственное регулирование развития АПК и сельских территорий: Агропромышленный комплекс.// Устойчивое развитие KZ.- 2005.- № 9.- с. 37.
  28. Коробейников М. М. Совершенствование протекционистской поддержки сельского хозяйства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. — №10, с.49.
  29. Коробейников М. Законодательная основа экономического механизма обеспечения устойчивого развития АПК// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2008.- № 1. — 3.
  30. Матвеева Е., Суншев А. Основные направления устойчивого развития агропромышленного сектора//Международный сельскохозяйственный журнал.- 2006.-№ 2. — с. 44 — 46
  31. Мерзлов А., Леонова Н. Разработка программ развития сельских территорий в Германии.// АПК: экономика, управление.- 2009.- № 1.- с. 87.
  32. Назаренко В., Папцов А. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. — М.: Информагробиз-нес, 2002.
  33. Шарипов Ш. О тенденциях и структурных сдвигах в сельском хозяйстве мира и России// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2006.- № 1. — с. 19.
  34. Шыныбеков Д. Финансовые основы местного хозяйства: взаимоотношения с республиканским бюджетом// Қаржы-Қаражат — 2005.- № 1.- с. 72.
  35. Аграрная политика / А.П, Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; Под ред.А.П, Зинченко, — М.: КолосС, 2004.- с: ил. — (Учебники и учебн. Пособия для студентов высш. учебн. заведений) 304 стр.
  36. Артамонов А. Д., Бетин О.И., Богданов И.Я., Гордеев А,В,, Мерзлов А,В, Сергеев И,И, Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века, Тамбов Изд-во Юлиус — 2005, — 384 стр с илл.
  37. Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлов А.В. и др. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: ФГНУ Росинформагротех. -2004.-312 с.
  38. Гапоненко А.Л. Стратегия социальпо-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 224 с.
  39. Козлов В.В., Мерзлов А.В. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. М.: ФГНУ Росинформагротех, 2005. — 148 с.
  40. Концепции устойчивого развития сельских территорий (проект РАСХН от 15сент. 2005)
  41. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М., 2002
  42. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие / НГАЭиУ. -М.: ОАО Издательство Экономика. 1998.-172с.
  43. Лексин В.И., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: Эдиториал УРСС, 2003 — 368 с.
  44. Мартин Г.-П., Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. — М., 2001.-289 с.
  45. Мерзлов А.В., Филиппова А.В. Развитие предпринимательства в сельской местности: институциональная поддержка и финансовое обеспечение.
  46. Сельское предпринимательство — перспективы развития. Сборник материалов Международной конференции проекта Программы развития ООН.-М.: ФГНУ Росинформагротех, 2004. — Стр. 222-229.
  47. Основополагающие припципы устойчивого пространственного развития Европейского континента. Материалы конференции. Совет Европы Ганновер, 7-8 сентября 2000 г
  48. Показатели устойчивого развития: структура и методология ООН. — Тюмень:Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. — 359 с.
  49. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г.Грандберга, В.И. Данилова — Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шонхоева. -М.: ЗАО Издательство Экономика. 2002. Стр. 286.
  50. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России / Отв. ред. П.Ф. Глазовский, А.В. Гордеев, Г.В. Сдасюк. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005.
  51. Чепурных П.В., Мерзлов А.В., Антипов А.П. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. — Иркутск: Изд-во ИГ СОРАП, 2000. — 82 с.
  52. Чепурных Н.В., Мерзлов А.В. Новоселов А.Л. Региональная экономика:сельская местность. — М., Наука, 2006.
  53. Черников Г.Н. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. — М.: Российская нолитическая энциклонедия, 2002. — 416 с.
  54. Регионы в Европейском Сообществе с точки зрения субсидиарности. Европейский парламент. Генеральный директорат научных исследований и разработок. Рабочие документы.
  55. Романенко Г. «Передовые научные разработки – агропромышленному производству»//АПК -экономика и управление.-2007. — №3. -С. 3-6.
  56. Исходные данные Комитета по сельским территориям Министерства сельского хозяйства по сельским неселенным пунктам.
  57. Официальный сайт Улытауского района Карагандинской области.
  58. Архипов Ю.Р. Моделирование территориальных систем расселения. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 121 с.
  59. Имяреков С. М. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России: монография / Саранский кооперативный институт.- М., Акад. Проект, 2005.- 157 с.: ил.
  60. Кантарбаева Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Основы экономики.- 2007.- № 3.- с. 11[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»Статья посвящена проблеме экономического и социального развития Актюбинской области, в которой раскрываются проблемы касающиеся разных отраслей экономики региона. На основе анализа текущей ситуации сделана оценка ситуации по разным отраслям. Выявлено, что процесс миграции, система здравоохранения, образования и спорта, тепло- и энергоснабжение, система утилизации бытовых отходов и территориально-пространственная структура области имеет свои слабые стороны. В результате анализе автор впервые доказывает, что экономическое и социальное развитие региона зависит от зависимости цен на сырье. Показано, что отток население с сельских местностей к городским и индустриальным центрам растет в связи с геоэкономическим развитием данных местностей. Особое внимание обращается на нехватку профессионально-квалифицированных трудовых ресурсов и на старение населения в сельских местностях. » author=»Ауезова Зауре Танатаровна, Оспан Гаухар Тәшимкызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found