Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Система эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и ВИЧ-ассоциированными заболеваниями

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в странах Восточной Европы и Центральной Азии, диктует необходимость активиза­ции усилий по противодействию распространению ВИЧ-ин­фекции, а также по преодолению её последствий [1, 2, 3, 4]. В такой ситуации особо актуализируется значение современных аналитических, методических и организационных подходов к планированию мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекцию и ВИЧ-ассоциированным состояниям[3].

Изучение истинной картины состояния здоровья населения и медико-социальных потребностей в отдельных его группах является необходимым для научного обоснования профилактических программ, принципов организации и осуществления деятельности лечебно-профилактических учреждений. Социально-отягощенные лица являются одной из значимых групп риска заболевания ВИЧ-инфекцией. К наиболее уязвимым категориям населения относятся потребители инъекционных наркотиков (ПИН), лица, предоставляющие интимные услуги за вознаграждение (ЛПИУВ), мужчины, имеющие интимные связь с мужчинами (МСМ). Практически во всех странах мира первичные случаи ВИЧ-инфекции регистрировались именно среди представителей групп риска. Поэтому, для определения дополнительных факторов, способствующих выявлению реальной ситуации по доминирующему механизму распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), следует более детально рассмотреть социально-демографические, эпидемиологические особенности ВИЧ-инфекциии ВИЧ-ассоциированных состояний среди групп с повышенным риском инфицирования. В этой связи изучение поведенческих и личностных факторов, оценка степени инфицированности в группах риска имеет большое научно-практическое значение.

Целью данного исследования явилось повышение эффективности профилактики ВИЧ-инфекции и ВИЧ-ассоциированных заболеваний на основе совершенствования системы эпидемиологического надзора.

Материалы и методы исследования. В рамках исследования использованы данные рутинного эпидемиологического надзора (официальная статистика), поведенческих и серологических исследований (дозорный эпидемиологический надзор второго поколения), отчетов по результатам профилактических программ среди групп повышенного риска за период 2007-2015 гг. в Узбекистане.

Данные о результатах поведенческих и серологических исследований получены из отчетовдозорного эпидемиологического надзора второго поколения, который проводитсяраз в два года в группах повышенного риска заражения ВИЧ (ПИН, ЛПИУВ, МСМ). Оценка численности групп повышенного риска заражения ВИЧ проводилась методом множителя (коэффициента). Дополнительно использовался метод двойного охвата.

При проведении ДЭН для оценки знаний и поведения, а также охвата профилактическими мероприятиями представителей групп повышенного риска заражения используется метод интервьюирования, для оценки распространенности используется серологическое исследование крови методом «сухой капли». До 2007 года дизайн выборки ПИН использовался метод «Снежного кома», а с 2007 года – выборка, построенная самими респондентами (RDS). Участие представителей групп повышенного риска зараженияв поведенческом исследованииосновано на принципах анонимности и добровольности, подтвержденных информированным согласием респондентов. Анкетирование проводилось на основе специально разработанных анкет. Лабораторные исследования крови проводятся методом ИФА на три инфекции – ВИЧ-инфекция, гепатит С (ГС), сифилис по второй стратегии тестирования (положительные образцы, выявленные первым тестом, подтверждаются вторым (экспертным) тестом). Тестирование сопровождается консультированием. Результаты теста сообщаются по индивидуальному коду после проведения после тестового консультирования. Для обработки полученных данных применяется программаRDSAT 5.6 для получения взвешенных популяционных оценок, для многопараметрических анализов использовалась программа Epi-Info 2007, версия 3.4.3.

Результаты и их обсуждение.Данные для информационной базы эпидемиологического надзора (ЭН) преимущественно собираются и анализируются рутинными методами государственной статистики. Все исследования, касающиеся основного населения, имеют рутинный характер и проводятся согласно «Национальному плану реализации Стратегической программы по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Республике Узбекистан на 2013-2017гг.» и «Комплексу дополнительных мер по реализации Целей развития тысячелетия ООН в Узбекистане на период 2011-2015 годы».

По данным официальной статистики, первый случай ВИЧ-инфекции в Узбекистане был выявлен в 1987 году. Анализ многолетней динамики заболеваемости показывает, что Узбекистан находится в настоящее время на концентрированной стадии эпидемии ВИЧ-инфекции. Выяснено, что начиная с 2010 г. основное направление изменений интенсивности эпидемического процесса – тенденция эпидемического процесса практически остаётся без существенных изменений. При этом показатели инцидентности в многолетней динамике составляли следующих значений: за 2009 г. – 14,0,  за 2010 г. — 13,3, за 2011 г. – 12,4,  за 2012 г. – 13,1,  за 2013 г. – 14,1,  за 2014 г. – 13,8  и за 2015 г. — 13,4 на 100 тыс. население.В половой структуре заболеваемости ВИЧ-инфекцией преобладает удельный вес мужчин, тем не менее, доля женщин постепенно нарастает — соотношение мужчин и женщин в 2015 г. — 55,4% и 44,6% соответственно, против 78,3% и 21,7% в 2005 г. Удельный вес группы людей возраста 19-49 лет среди лиц с ВИЧ-инфекцией в 2013-2014 гг. составил 71,7% и 75,2% соответственно. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией по отдельным административным территориям распределена неравномерно.

Показано, что за последние годы в многолетней динамике в целом отмечается тенденции снижения выявляемости ВИЧ-инфекции — выявляемость среди обследованных лиц в среднем в 2015 г. составляла 0,15%,  против 0,43% за 2008 г.  При структурном анализе установлено, что среди различных групп населения выявляемость ВИЧ-инфекции имеет своих особенностей. Так, среди беременных женщин в 2009 г. анти-ВИЧ выявлену 0,09% обследованных и в 2015 г. – у 0,03%. В целом распространенность ВИЧ-инфекции среди населения находится на уровне 0,1%.

Сочетанное течение туберкулеза (ТБ) и ВИЧ-инфекции способно оказывать неблагоприятное влияние на течение инфекций обоих типов. У больных туберкулезом на фоне ВИЧ-инфекции может страдать развитие защитных компонентов клеточного иммунитета, что приводит к формированию более тяжелых форм туберкулезного поражения, а ВИЧ-инфекция на фоне туберкулеза приобретает ускоренное течение. Влияние ВИЧ-инфекции на течение туберкулезного процесса зависит от стадии ВИЧ-инфекции, на который присоединяется туберкулезное поражение. Отчетные данные показывает, что в структуре вторичных заболеваний у ВИЧ-инфицированных туберкулез занимает заметное место. Так, удельный вес впервые выявленного туберкулезав течение последних 12 месяцев по анализируемым годам среди вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц за 2011-2014 гг. составил 15,5%, 16,3%, 22,7 и 13,6% соответственно.

Таким образом, результаты рутинного эпидемиологического надзора показывает, что эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Республике Узбекистан развивается аналогично мировому течению, решение насущных проблем способствовал стабилизации распространения в отдельных средах и группах общества, однако наблюдается переход инфекции из одной среды в другую. То есть инфекция устремляется в те слои населения, которые являются более уязвимыми и/или относительно слабо охвачены профилактическими мероприятиями.

С 2007 года по всей стране началось проведение исследований в рамках дозорного эпидемиологического надзора(ДЭН).На сегодняшний день дозорный эпидемиологический надзор в Республике Узбекистан является частью государственной системы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и регламентируется соответствующими нормативными документами.На протяжении 5 раундов ДЭН проводится во всех  административных территориях республики, с охватом основных дозорных групп (ПИН, ЛПИУВ, МСМ). Уязвимые группы населения имеют доступ к услугам профилактики и лечения в Дружественных Кабинетах, и Пунктах Доверия по всей стране, при этом, не раскрывая свой социальный статус или сексуальную ориентацию. Услуги предоставляются для удовлетворения потребностей целевых групп на принципах конфиденциальности, анонимности, дружелюбия, консультирования и информированного согласия.

Таблица

Частота выявления ВИЧ-инфекции, гепатита С и сифилиса среди отдельных групп населения с высоким риском заражения*

Дозорные группы Инфекции Результаты ДЭН,  в %
2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. ± (2007→2015) средний

(2007-2015)

Потребители инъекционных наркотиков ВИЧ-инфекция

 

13,0 11,0 8,5 7,3 5,6 -2,6 раза 9,1
ГС

 

36,0 28,6 20,9 21,8 15,7 -2,3 раза 24,6
Сифилис

 

9,0 8,2 4,9 3,2 2,4 -3,8 раза 5,5
Лица, оказывающие интимные услуги за вознаграждение ВИЧ-инфекция

 

2,2 2,0 2,2 2,1 2,8 +1,3 раза

 

2,3
ГС

 

6,9 10,8 3,8 4,8 4,2 -1,6 раза 6,1
Сифилис

 

13,2 6,0 5,4 4,4 4,3 -3,1 раза 6,7
Мужчины, имеющие интимную связь с мужчинами ВИЧ-инфекция

 

6,6 6,8 0,7 3,3 3,3 -2,0 раза 4,1
ГС

 

6,2 8,5 2,7 4,0 18,5 +3,0 раза

 

8,0
Сифилис

 

1,4 0

 

1,3 1,3 0   0,8

*- по результатам ДЭН

Ситуативный пейзаж по ВИЧ-инфекции среди групп повышенного риска отражают данные дозорного эпидемиологического надзора второго поколения. Как показывает данные представленные в таблице, по результатам дозорного эпидемиологического надзора, распространенность ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения в 2015 г. составляет: ПИН –5,6%; ЛПИУВ – 2,8%; МСМ – 3,3%.По данным ДЭН, распространённость ВИЧ среди ПИН остается выше в сравнении с другими группами высокого риска заражения.Тем не менее, широкомасштабные мероприятия, проведенные среди уязвимых групп населения дали ощутимые результаты — в течение 9 лет распространенность ВИЧ-инфекции среди таких ключевых групп населения, как ПИН и МСМ заметно снизилась. Так, анализ динамики результатов ДЭН показывает, что распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН за период с 2007 по 2015гг. снизилась более чем в два раза(-2,6 раза). В 2015 году продолжается тенденция снижения распространенности ВИЧ-инфекции и среди МСМ (-2,0 раза). Вместе с тем следует отметить, что наблюдается умеренный ростраспространенности ВИЧ-инфекции среди ЛПИУВ (+1,3 раза).

Распространенность гепатита С среди ПИН за период с 2007 по 2015 гг. снизилась более чем в два раза (-2,3 раза), а среди ЛПИУВ 1,6 раза. Вместе с тем наблюдается существенный рост гепатита Ссреди МСМ (+3,0 раза).

По данным ДЭН наблюдается динамичное снижение распространенности сифилиса среди уязвимых групп населения. В частности,за изучаемый период распространенность сифилиса среди ПИН и ЛПИУВ снизился в 3,8и3,1 раза соответственно. Среди МСМ за изучаемый период сифилис был выявлен в среднем 0,8% случаях, а в 2009 г. и в 2015 г. не был выявлен ни один случай.

Таким образом, ДЭН дополнил существовавшую систему новыми методами и информацией, усилив её аналитические возможности — улучшен контроль эпидемического процесса ВИЧ-инфекции, надзор стал ориентированным на факторы риска в моделях поведения наиболее уязвимых групп, являющихся движущими силами эпидемии.

 

Выводы.

  1. Эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Республике Узбекистан развивается аналогично мировому течению, решение насущных проблем способствовал стабилизации распространения в отдельных средах и группах общества, однако наблюдается переход инфекции из одной среды в другую.
  2. Мероприятия, проведенные среди уязвимых групп населения, позволили за период с 2007 по 2015 гг. снизить распространенности ВИЧ-инфекции среди ПИН и МСМ 2,6 и 2,0 раза соответственно.
  3. ДЭН дополняет систему ЭН новыми методами и информацией, усилив её аналитические возможности.

Литература.

  1. Атабеков Н.С. с соавт. О выявляемости ВИЧ-инфекции в Узбекистане // Ж. Теоретической и клинической медицины. – Ташкент: 2015, №4, спец. выпуск.стр.-163-165.
  2. Ахмеджанова Б.Ж., Урунова Д.М. с соавт. Распространенность и частота сопутствующих и оппортунистических заболеваний на разных стадиях ВИЧ-инфекции // Ж. Теоретической и клинической медицины. – Ташкент: 2015, №4, спец. выпуск.стр.-166-168.
  3. Глобальный доклад ЮНЭЙДС по ВИЧ, 2015.
  4. Морозова Т.И. с соавт. Особенности диагностики туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией // 4-конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии. Тезисы докл. 4-конф. М.: -2014, с. 62.[schema type=»book» name=»Система эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и ВИЧ-ассоциированными заболеваниями» description=»В Узбекистане, начиная с 2010 г., отмечается стабилизация в тенденции эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. В половой структуре заболеваемости ВИЧ-инфекцией преобладает удельный вес мужчин, тем не менее, доля женщин постепенно возрастает. Среди лиц с ВИЧ-инфекцией удельный вес группы людей в возрасте 19-49 лет составляет более, чем семьдесят процентов. Заболеваемость распределена неравномерно по отдельным административным единицам. Выявляемость среди обследованных лиц в среднем в 2015 г. составляла 0,15%, против 0,43% в 2008 г. Частота впервые выявленного туберкулеза среди вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц в 2014 г. составила 13,6%. Мероприятия, проведенные в 2007-2015 гг., позволили снизить распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН и МСМ в 2,6 и 2,0 раза соответственно. ДЭН дополняет систему ЭН новыми методами и информацией, усилив её аналитические возможности.» author=»Халдарова Х. М., Атабеков Н.С., Умиров С. Э., Инагомов З. И.» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-09″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found