Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа

Оценка питания детей школьного возраста была проведена на основании  анкетного опроса 55 человек. В результате анализа полученных данных было установлено, что всегда завтракают дома менее половины детей – 40,00% (22). В  то же время никогда не завтракал дома лишь 1 ребенок (1,82%). Большинство же опрошенных не всегда завтракают дома перед посещением школы – на это указало 32 (58,18%) школьников.

Этот неблагоприятный факт усугубляется тем, что в большинстве случаев дети не получают дома горячий завтрак. Как показывают данные анкетного опроса, лишь 38,18% детей употребляют на завтрак кашу и примерно пятая часть (21,82%)  –  мясо, либо рыбу с гарниром. В остальных случаях школьники ограничиваются  бутербродом, либо просто булкой с чаем (или иным напитком).

Был проведен анализ фактического питания школьников в школах в течение недели. В результате было выявлено, что в группе младших школьников достоверно преобладали дети, получающие школьный завтрак ежедневно, и отсутствовали лица, не получающие завтрак в школе, либо завтракающие изредка. В то же время, обращает на себя внимание, что ежедневно получали питание в школе чуть более половины опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Распределение школьников в соответствии с частотой получения школьных завтраков

Вызывает интерес причина, по которой дети пропускают завтрак в школе. Анализ ответов на этот вопрос анкеты позволил установить, что в большинстве случаев дети считают школьный завтрак невкусным (17 чел. – 30,91%), либо на завтрак преимущественно подаются нелюбимые ими блюда (16 чел. — 29,09%). В числе остальных причин называлась необходимость соблюдать определенную диету (а школьные завтраки ей не соответствовали), отсутствие аппетита в утреннее время, а также отсутствие привычки завтракать. Однако, все эти причины назывались в единичных случаях.

Поскольку многие школьники в качестве причины отказа от школьных завтраков указали, что в их состав входят нелюбимые ими блюда, были проанализированы их пищевые предпочтения и семейные традиции питания. В результате было выявлено, что дома школьники любят есть преимущественно жареные мясо (26 чел. – 47,27%) и картошку (21 чел. – 38,18%), пирожки (28 чел. – 50,91%). Интересно отметить, что дети в своих ответах практически не упоминали блюда из рыбы, овощей, молочных продуктов, злаков, фруктов и т.д. Что касается традиционных в семье блюд, то таковые имелись в большинстве случаев – у 80,00% (44) школьников. При анализе названных блюд стало очевидным, что они сводятся к той же комбинации мяса и картофеля (либо приготовленного разными способами мяса), а также различной выпечке. Иными словами, школьники дома предпочитают употреблять пищу, не соответствующую рекомендациям по питанию детей школьного возраста, в том числе и в связи с семейными традициями.

Не соответствовало гигиеническим рекомендациям и количество приемов пищи в день (вместе с школьным питанием). Количество приемов пищи варьировало от 3 до 6 раз в день и более, однако, подавляющее большинство школьников (43,64% — 24 чел.) принимали пищу 4 раза в день. Разумеется, подобный режим питания не соответствует гигиеническим нормативам. При этом 5 раз в день питалось лишь 17 (30,91%) школьников из числа опрошенных.

С помощью следующего блока вопросов анкеты мы пытались выяснить пищевые паттерны детей и установить насколько они соответствуют рекомендуемым принципам питания детей школьного возраста. В результате было выявлено, что школьники в недостаточном количестве употребляют молоко и молочные продукты – в подавляющем большинстве случаев (78,18% — 43 чел.) дети выпивали лишь 1 стакан в сутки, а в остальных случаях – 2 стакана. В то же время, употребление сахара школьниками было явно избыточным – среди ответов наиболее часто отмечались варианты 4-5 чайных ложек сахарного песка на чашку напитка, что значительно превышает рекомендуемое количество.

Употребление школьниками хлеба было небольшим – практически половина детей (54,55% — 30 чел.) указала, что употребляет в день 2 кусочка хлеба, а 36,36% (20) – только 1 кусочек. Оставшиеся 5 человек (9,09%) употребляли 3 кусочка хлеба в день. Следовательно, большинство детей употребляет недостаточно хлеба.

более половины опрошенных школьников (52,73% — 29 чел.) употребляли лишь 1 яйцо в неделю, а еще 29,09% (16) – 2 яйца. В целом в выборке не было зарегистрировано ни одного случая употребления более 4 яиц в неделю.

Совершенно противоположная ситуация складывалась при анализе частоты употребления колбасных изделий школьниками. При анализе ответов респондентов было выявлено, что практически половина опрошенных (40,00% — 22 чел.) употребляли колбасные изделия ежедневно, а еще 30,91% (17) – несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц или редко употребляли колбасные изделия лишь 18,18% (10) и 5,45% (3) детей соответственно. Очевидно, столь высокая частота употребления данного вида продуктов объяснятся тем, что во многих семьях колбасными изделиями заменяется мясо в рационе детей. Разумеется, это совершенно недопустимо ввиду неравноценности такой замены. Кроме того, отчасти столь частое употребление колбасных изделий связано с тем, что как, показали данные проведенного опроса, многие школьники употребляют на завтрак дома преимущественно бутерброды с колбасой.

Что касается употребления школьниками соли, то оно было явно избыточным – большинство школьников (37 чел. – 67,27%) указали, что любят соленую пищу. Умеренно соленую пищу предпочитают достоверно меньше детей школьного возраста – лишь 23,64% (13, р<0,05), тогда как не любит соленую пищу значимое меньшинство школьников (5 чел.- 9,09%). Этот факт усугубляется тем, что, как показали данные опроса, многие школьники часто употребляют в пищу снэки и колбасные изделия, большинство из которых содержат чрезмерное количество соли. В итоге, полученные данные выглядят крайне неблагоприятно – избыточное употребление соли уже в детском возрасте может в дальнейшем повлечь за собой развитие такого заболевания как гипертоническая болезнь.

В целом полученные данные свидетельствуют о серьезных нарушениях организации питания школьников и требует разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию их питания.

Практические рекомендации

  1. Рекомендуется проведение регулярной гигиенической оценки рационов питания воспитанников образовательных учреждений. При выявлении отклонений рекомендуется проводить своевременную количественную и качественную коррекцию.
  2. Рекомендуется включать в рацион детей, посещающих образовательные учреждения Ненецкого автономного округа, традиционные продукты и блюда северных народов.
  3. Рекомендуется развитие и совершенствование гигиенического воспитания учащихся и их родителей в области здорового питания.

 

Список литературы

  1. Еганян Р.А., Гамбарян М.Г., Карамнова Н.С. Особенности питания жителей Крайнего Севера России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. –  2005. – №4. – С. 33-37.
  2. Евсельева Е.В., Куракин М.С., Максимов С.А., Максимова Е.В. Анализ структуры и организации фактического питания школьников г. Ханты-Мансийска // Ползуновский вестник. – 2012. – №2/2. – С. 33-38.[schema type=»book» name=»Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа» description=» Питание — один из важнейших факторов, определяющих развитие и состояние здоровья детей, а также адаптационные возможности их организма. Соответственно, для детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, организация правильного питания приобретает особое значение в связи со специфическими климатогеографическими условиями проживания в северных районах, которые обусловливают необходимость увеличения норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии. На Крайнем Севере, по сравнению со средней полосой страны, отмечается более высокий риск развития алиментарно-дефицитных состояний [1]. С другой стороны, повышенные нормы потребления северных районов страны в ряде случаев могут оказаться избыточными, в особенности для детей с невысоким темпом роста, способствуя развитию ожирения, хотя и в этом случае дети не гарантированы от недостатка в питании некоторых витаминов и минеральных солей. Особую проблему представляет собой питание школьников, проживающих на Крайнем Севере, поскольку в школьном возрасте организм ребенка активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают [2]. Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа. С целью оценки питания детей школьного возраста, проживающих на территории НАО, был проведен их анкетный опрос. » author=»Дедкова Людмила Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found