Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)

При изучении, анализе и сопоставлении культурных и нравственных ценностей, выработанных многовековым человеческим опытом [5], попытки отыскать между ними какую-нибудь связь, показать их взаимоотношения часто приводили к возвышению общечеловеческого за счет национального (последнее, конечно, не отрицалось, но незаметно приобретало оттенок второсортного) или к формальному признанию их равноправия. Вместе с тем, «демаркационная линия», между национальным и общечеловеческим сглаживается, национальное не только не отмирает, но и расширяется, впитывая в себя новые ценности под влиянием глобализации.[1, с. 16]

Как известно, общество не может гармонично развиваться без развитой духовной жизни. Более того, в переходные периоды, когда происходят коренные преобразования в политической и экономической сферах, важно не упустить из виду и духовную сторону, которая более чувствительна к подобного рода изменениям.

Наиболее важные духовные ценности народа часто становятся достоянием всего человечества, их философия приобретает интернациональную значимость, но в конкретных обществах, странах, социальных группах духовность функционирует в конкретной национальной форме. Диалектика национального и интернационального выражается в их взаимообогащении, взаимовлиянии, причем этот процесс непрерывен и закономерен. [15]

Исследование данной проблемы обусловлено поисками цивилизованных форм самоутверждения и самореализации личности в системе устанавливающихся рыночных отношений, зримо меняющих шкалу ценностных ориентиров и предпочтений. Это требует научно обоснованных и практически ценных выводов по регуляции национального и общечеловеческого, патриотизма и национальной гордости, гражданского долга и ответственности личности. Пускать эти процессы на самотек или идти в их решении методом проб и ошибок, даже ориентироваться на иностранный опыт – бесперспективно.[9, с. 4]

Человек нуждается в гармоничных отношениях с внешним миром. Эта гармония достигается именно в идеальной, духовной сфере, при этом человек опирается на свой личный опыт, который может быть выражен в определенном идеале или норме.[15] Такие идеалы и нормы необходимо трактовать как общечеловеческие ценности.

К общечеловеческим ценностям следует относить те постулаты, в которых заложено гуманистическое содержание, в том числе доброта, справедливость, красота, святость и др. Указанные ценности обеспечивают гармонию человека с природой и обществом.

Само понятие «общечеловеческие ценности» стало широко использоваться в ХХ в., с появлением глобализации. Это всеохватывающее явление потребовало  выработки некой общей системы ценностей, так как начался процесс мультикультуризации человечества, возникла необходимость в формулировании этого понятия для установления  межцивилизационных диалогов.

Выделяются две позиции в оценке проблемы. Согласно одной, общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может. Во-первых, у всех людей, общностей, государств формируются различные, часто несовместимые интересы, цели, установки; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными конкретно-историческими условиями; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер.[16] Последний довод весьма привлекателен, так как сами ценности – это продукт духовной деятельности (так называемая этика), вырабатываемый сообществом людей под влиянием особенностей и времени его существования.

Согласно другой позиции, общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость для каждого нормального человека независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения, места проживания, менталитета  и др. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.[16]

Необходимо выделить как приоритетные – материальные ценности; они представляют собой высшее благо, поскольку человек, прежде всего, существо биологическое. Исследуя материальные ценности, нельзя забывать и о духовных, которые тесно переплетаются, взаимозависимы с первыми. К духовным ценностям необходимо отнести достижения науки, образование, искусство, творчество. Вершиной всех ценностей для человека можно считать такое понятие, как счастье. В широком понимании счастье – это физическое и душевное состояние наивысшей удовлетворенности индивида.

Таким образом, подводя итог рассмотрению общечеловеческих ценностей, необходимо заключить, что это ценности, которые остаются неизменными в течение длительного времени для многих поколений людей. Среди них есть такие, которые носят национальный (или местный) характер и связаны с особенностями исторического развития общества, его традициями, а есть и уникальные личностные ценности, существующие только для конкретного индивида. Все они включены в стационарный и вместе с тем динамичный безграничный мир ценностей, который обретает, создаёт и обогащает человечество на своем пути материального и культурного прогресса. [16]

Национальные ценности вырабатываются каждым народом в соответствии с географическими, климатическими, историческими и иными условиями становления и развития. Они шлифуются столетиями и тысячелетиями, сохраняя при всех обстоятельствах специфические национальные черты. Выявление относительно стабильного состава таких ценностей у народов, проживающих в том или ином регионе, имеет чрезвычайно важное значение для понимания процессов, происходящих в этом регионе, так как сами эти процессы приобретают своеобразие, преломляясь через традиционные народные ценностные установки.[5]

С первых лет после обретения государственной независимости в Республике Узбекистан в целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления духа взаимного доверия, дружбы, братства, единения, продолжения и развития культурных и исторических традиций, обычаев и обрядов, формировавшихся на протяжении веков [7, с. 230-231], была инициирована широкомасштабная работа объективному изучению древнейшей истории и возрождению духовной сферы общества.

Обретение независимости дало Узбекистану возможность выработки собственной национальной политики и комплексной программы, направленной на духовное возрождение и обновление, установление межнационального согласия, достижения гармонии национального и общечеловеческого, сохранения исторических ценностей, традиций, культуры всех наций, народностей и этнических групп.[9, с. 22]

Национальное богатство узбекского народа включает в себя элементы и общечеловеческого, так как на протяжении длительного периода наш менталитет впитал в себя достижения других цивилизаций, таких как эллинская, азиатская, арабская и т.д.

В процессе выполнения программы духовного возрождения и обновления патриотизм, национальная гордость, ощущение самобытности на время лишают значимости идею интеграции, ослабляя межнациональные контакты. Появляется даже угроза механического копирования инонациональных образцов, что приводит к снижению оценочного подхода к национальным аналогам собственной культуры, стремлению преодолеть их мнимую ограниченность. В государственной национальной политике Узбекистана удалось избежать этих тупиковых направлений.[9, с. 34]

Особую миссию в деле духовного возрождения в Узбекистане выполняют национальные культурные центры, которые начали создаваться еще в 1989 г. Для координации их работы в 1992 г. был создан Республиканский интернациональный культурный центр, который явился связующим звеном между национальными центрами. Он  объединяет и координирует работу более 100 центров, которые выполняют программы сохранения национального языка, традиций, укрепления межнациональной дружбы, воспитания в духе толерантности и уважения к другим культурам.

В возрождении духовных ценностей во всех республиках Центральной Азии  за последние 20 лет произошли кардинальные изменения. Так, еще в 1999 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев заявлял: «Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех… Побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого послужила задача «суметь вписать» огромное «тело» национальной культуры на очередном крутом вираже в «полотно» истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали» современности не позволяет пользоваться архаичными методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее». [12, с. 4-5]

Национальную политику, проводимую в Казахстане, можно условно охарактеризовать как курс страны, на диалог ради стабильности и мира. В рамках данного курса проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий. Один из первых таких съездов состоялся в Астане 23-24 сентября 2003 г., в нем приняли участие представители всех мировых религий из Азии, Америки, Ближнего Востока, Европы. В принятой Декларации съезда были провозглашены такие приоритеты, как толерантность, справедливость и др.

В январе 2004 г. была утверждена Государственная программа Казахстана «Культурное наследие», направленная на «развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включала в себя несколько направлений: воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; обобщение многовекового опыта письменности и литературы, создание развернутых художественных и научных серий; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.[6, с. 212]

Как считает один из кыргызских экспертов К.Маликов, Кыргызстан, характеризующийся межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общностью, всегда принадлежал к мусульманскому миру. В цивилизационном плане важную роль играл кыргызский язык, сформировавшийся на базе тюркского языка при довольно сильном влиянии арабского языка, выступавшего в качестве универсального средства религиозной и культурной идентификации всей исламской цивилизации. [8]

Проблема культурной идентификации кыргызского народа оказалось намного сложнее. Изменения, происшедшие за годы в составе СССР, в том числе воспитание новых поколений на принципах безбожия и на ценностях материализма, полностью противоположных традиционно мусульманским, в новых условиях привели к глубокому духовному кризису. Все это наложило отпечаток на коллективное сознание  народа, которое одновременно является национальным и наднациональным. [8]

Следовательно, взаимообусловленность национального и общечеловеческого в укреплении собственной национальной политики Республики Кыргызстан выступает как важный фактор религиозного плана.

В Таджикистане, как считает Президент Таджикистана Э.Рахмон, уже созданы все необходимые условия для свободного участия граждан в культурной жизни и творческой деятельности, для обеспечения их права на культурные и духовные богатства государства.[14]

Доминирующая часть населения Таджикистана также исповедует ислам, который считается составной частью духовности и исконной культурой таджиков. Признание ислама имело огромное значение для стабильности общества, воспитания молодежи в целях приобщения к культуре, человеколюбия и толерантности. Поэтому, подчеркивает Э.Рахмон, государство уделяет особое внимание возрождению исламской культуры и использованию ее религиозных постулатов в регулировании духовной жизни населения страны. Яркими примерами  являются празднование Года памяти Великого Имама, включение в учебные программы средних школ специальной дисциплины «Исламское просвещение».[14]

С целью эффективного использования и разъяснения массам истинного содержания и сути норм ислама, их очищения от искажений и суеверий в республике был принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», где намечено проводить обряды в основном по заповедям Великого Имама, правоведа мира ислама и основоположника мазхаба, последователями которого являются более 90% населения Таджикистана.[14]

Непростая ситуация сложилась в Туркменистане. В сфере культуры еще недавно были запрещены опера, балет, цирк, закрыты кинотеатры, в начале 2005 г. — публичные библиотеки. Были выдвинуты новые концепции в изучении развития туркменского государства и его места в мировом историческом процессе. В духовной сфере распространялись идеи туркменской нации, ее огромного вклада в развитие мировой культуры. Этой теме посвящали свои произведения туркменские писатели и поэты, художники и композиторы, театраловеды и кинодеятели. Образ жизни туркмен строился по «священной книге Рухнама», являющейся квинтэссенцией национальных идей, она стала своеобразным кодексом, определяющим жизненные установки в государстве. Книга С.Ниязова представляет собой предписание «правильных» норм жизни для туркменского народа вплоть до поведения в быту.[13] Со сменой лидера государства ситуация изменилась, появилось признание достижений мировой цивилизации и глобализации.

Духовное возрождение самобытных традиций даже в условиях бурно проявляющегося интереса и обострения проблемы национального менталитета должно иметь глубоко продуманную, взвешенную концепцию, свободную от схематизма и предвзятости, исключающую проникновение в духовную жизнь обновляющегося общества элементов помпезности, парадности, что, к сожалению, нередко в наши дни и даже имеет тенденцию к расширению. [2, с. 14]

В Центральной Азии существует общность исторических и этнокультурных факторов развития народов региона, что обуславливает наличие схожих национальных интересов субъектов региона. В данном случае термин «схожие» не аутентичен понятию «одинаковые», это, скорее всего совпадения, которые позволяют идентифицировать интересы.[1, с. 18]

В XXI в. над человечеством нависла угроза самоуничтожения. Для сохранения мира, между народами необходим учет взаимосвязи национального и общечеловеческого.[5] Гражданский мир – наиболее важная ценность человеческого сообщества и задача его обеспечения для каждого государства. Существование и успешное функционирование страны напрямую зависит от сохранения и поддержания в ней согласия и порядка. Порядок внутри общества, мир и спокойствие означают сплочённость общества и его ячеек, интегрированность в противовес конфликтности и деградации. Государство призвано защищать права и свободы граждан, регулировать отношения между социальными слоями, партиями, движениями, предотвращать, устранять общественно опасные конфликты, противодействовать попыткам насильственного и незаконного захвата государственной власти и др. [3]

Таким образом, модернизация региона протекает в новой международной архитектуре и новом политическом континууме. Успешному сотрудничеству в так называемом цивилизационном диалоге способствует богатое духовное наследие, крепкие семейные ценности, привычка жить в коллективе. Особый интерес вызывает процесс трансформации национальных и общечеловеческих ценностей в Центральной Азии, которая представлена широким спектром мультикультур, этносов, конфессий, языков, традиций, обычаев и др. Развитие этого мультикультурного региона дает повод говорить о некоем состоявшемся опыте в проведении межцивилизационного диалога.

Список литературы:

  1. Акобиров С.Р. Соотношение национальных и общечеловеческих интересов в обеспечении национальной безопасности: Автореф. дисс. … канд. полит.наук. – Ташкент, 2005.

2.Баратова М.А. Национальные традиции и их влияние на социальные процессы: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. – Ташкент. 1997.

3.Ефимов В., Таланов В. Общечеловеческие ценности.

4.Закиров Ш.М. Системное исследование проблем гармонизации межнациональных отношений в условиях независимости Узбекистана: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. – Ташкент, 2005.

5.Казанов Х.М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе: Автореф. дисс. … докт. философ. наук. — Нальчик 2002.https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-tsennostnykh-orientatsii-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve

6.Кан Г. История Казахстана: Учебник. 3-е изд. Перераб. и доп. – Алматы: Алматыкiтап, 2007.

7.Каримов И.А. Узбекистан на пороге достижения независимости. – Ташкент: Узбекистан, 2011.

8.Маликов К. Духовно-идеологическое поле Кыргызстана, пути поиска общей национальной идеи: «Между западной цивилизацией и восточным миром».

9.Муминов А.Г. Национальная политика независимого Узбекистана и пути ее реализации в духовно-культурной сфере (теория и практика): Автореф. дисс. …  докт. полит. наук. – Ташкент, 1999.

10.Мираъзамов К.Ж. Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. – Ташкент, 1995.

11.Наджимов Г.Н. Народные традиции и культура. – Ташкент: Узбекистан, 1992.

12.Назарбаев Н.А. В потоке истории. — Алматы: Атамура, 1999.

13.Образование. Образ жизни. Культура. Туркменистан.

14.Рахмон Э. Наши свободы имеют свои пределы: Доклад по случаю 15-й годовщины принятия Конституции Таджикистана.

15.Чижов П.Г. Интернациональное и национальное в духовности человека и общества https://anthropology.ru/ru/texts/chizhov_pg/commnat02_29.html

  1. type=»book» name=»Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)» description=»Статья «Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)» о духовном возрождении в регионе, о месте общечеловеческих ценностях в проводимых преобразованиях. О трансформации национальных и общечеловеческих ценностей в Центральной Азии, которая представлена широким спектром мультикультур, этносов, конфессий, языков, традиций и обычаев.» author=»Турсунова Ранохон Юсубжановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found