Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)

В развитии системы воспитания и образования во второй половине XIX – начале XX вв. религия играла большую роль. Во главе воспитания была поставлена Вера в Бога. Идеал воспитания разъяснялся и внедрялся церковью. Само государство через веру влияла на становление личности.  Об этом свидетельствуют материалы со страниц журнала «Вятские епархиальные ведомости», где не раз упоминаются рекомендации о том, как необходимо вести себя истинному духовно-нравственному человеку. Духовность и нравственность, несомненно, имеют связь между собой. В религиозном понимании это связь неразделима. «В христианстве нравственное чувство человека слилось нераздельно с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии». [4, c.121]  Духовность и нравственность пересекаются, образуя основу личности. Во второй половине XIX – начале XX вв. понятие «духовность» подразумевалось под термином «нравственность» как само собой разумеющиеся, как фундамент православной нравственности. А нравственность в православном понимании не могла быть не духовной.

Религия определяла мировоззрение человека, его отношение к природе, обществу, его менталитет. Ведущей религией  оставалось православие. Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А. Е. Лихачев выделяет характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним. [6, c.33]

Через православную церковь людям доносились по средствам проповедей, молитв, рассказов о святых основы духовно-нравственного воспитания. Влияние церкви особо заметно в общественных институтах, таких как семья и школа. Строго требовалось соблюдать уставы церкви,  рекомендовалось не употреблять неприличных слов. [1, c.172]

«Православная традиция следует богословским догматам; вера в Бога, покорность и смирение провозглашаются высшими ценностями и целями; строить жизнь предлагается согласно церковному Преданию, которое понимается как обращение к лику святых, усвоение их духа, и, следовательно, их нравственных ориентиров». [4, c.121] В церковных проповедях и молитвах всегда содержались нравственные поучения. Они были направлены на развитие моральных качеств православного человека, таких как уважительное отношение к старшим, забота о стариках, младших детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, трудолюбие, взаимопомощь, совестливость. С этой целью детям в учебных заведениях предлагались рассказы из Нового Завета, которые служили объяснением церковных праздников и значение учения Христа. Такие воспитательные проповеди можно увидеть на страницах журнала «Вятские епархиальные ведомости».

При воспитании детей в духе православной веры нужно помнить слова Златоуста, о том, что верой заниматься необходимо уже с детства, хотя бы одно занятие в неделю. Именно с детства нужно начинать изучать уроки веры и благочестия, потому что в детстве лучше воспринимается материал. Если  дети заблаговременно привыкнут к добрым чувствам, то можно наедятся, что они будут избегать зла и вероятность совершения плохих поступков будет мала. Вера может обеспечить счастливое будущее. Если научить ребенка вере в Бога, то в трудные минуты своей жизни, он будет обращаться в церковь или же молиться дома. Именно молитва снимает с их души всякую тяжесть. Те, кто знают и верят в Бога, без всяких препятствий и опасностей, будут все больше успевать на пути к добродетели. Первым самым естественным и действенным средством к воспитанию детей служит молитва. [5, с. 655] Но молитва имела свое истинно религиозно-нравственное значение только тогда, когда она проникала в сердце ребенка, то есть дети при молитве не должны повторять лишь заученные слова, а должен чувствовать и понимать ее смысл. Но читать молитву не всегда еще значит молиться. Правильно молиться учили в образовательных классах. Перед молитвой необходимо было провести беседу с учениками о значении этой молитвы, то есть разъяснить, в чем заключается ее смысл. В конце занятия учитель сам полностью проговаривает молитву, чтобы показать, как правильно надо молиться. Необходимо было молиться утром, вечером, перед приемом пищи  и после. [8, с. 139] Через такие частые молитвы дети выражали благодарность Богу за всё, что у них есть.  Таким образом, дети учатся не только при помощи одних наставлений, но с помощью примера подражания.

Церковь занимала важное место в системе народного образования и воспитания, это отражалось в содержании обучения: изучали церковные книги, а учителями часто были духовные лица. Главная цель такого воспитания и обучения заключалась в том, чтобы человек жил по воле Божьей, благодаря чему он обретет блаженство на небесах. Религиозные предметы были включены в программы учебных заведения и являлись обязательными. Одним из таких религиозных предметов был «Закон Божий». Преподавание Закона Божьего преследовало цель «воспитывать детей в христианской благочестивой жизни по закону православной церкви». [9, с. 20] Для этого уже с детства в ребенке необходимо развивать стремление к добру и правде.

Как уже говорилось выше, средствами воспитания  служила церковная литература, она была полностью педагогична и поучительна. Библия через притчи псалмы давала уроки добродетельной жизни. Стоит отметить, что сама педагогическая система России второй половины XIX – начало XX вв. была заимствована из Библии. Для распространения церковной литературы открывались специальные библиотеки, в которых даже были читальные залы. Все книги распределялись по отделам: книги священного писания, творения святых Отцов церкви, священное писание, богослужебные книги на греческом языке, книги нравоучения (духовные журналы, церковные словари) и другие. [3, с. 175] Библиотеки с религиозными книгами создавались с целью поддержания и расширения православно-христианского образования для лиц всех сословий. Считалось, что истинно-религиозное образование важнее всякого другого образования, потому что возвращает и укрепляет душевное здоровье. Приходящие лица, через чтение религиозных книг, усваивали истинное познание о мире и Боге. [7, с. 59] Духовность в христианско-гуманистической традиции выступает как исповедание нравственных стремлений к Истине, утверждения в жизни Добра, Любви, Совести, Чести. [9, с. 28]

При женских монастырях открывались школы. Учились девочки от 6 до 10 лет. Обучением девочек занимались безвозмездно. За ученицами следила монахиня, которая была им в роли «классной руководительницы».

Православие определяло духовно-нравственное воспитание. Человеку предъявлялось требование смирения, то есть необходимо было отказаться от гордыни, которая считалась грехом. В Ветхом завете говорилось, что отец глава семейства и его нужно слушаться. Это можно заметить при анализе семейных отношений. Вплоть до конца  XIX в. строй в семье был патриархальным.

Церковь всячески пыталась влиять на процесс воспитания, считалось, что зло – это результат плохого воспитания. Мало родить просто ребенка, нужно воспитывать их добрым делом и волей. Поэтому, заметно сильное влияние церкви и на семейное воспитание. «В наставлениях своим детям вятский купец Константин Игнатьевич Клепиков советовал: «… учите детей своих, чтобы жили по заповедям Божьим, тогда Господь Бог ниспошлет им и вам благодать свою: будете здоровы, благополучны. Веруйте в Бога». [2, с.86] Однако судить о результатах воспитания можно было лишь по конкретным поступкам, а не только по внешним проявлениям веры.

Таким образом, Русская Православная церковь и православная вера, несомненно, влияли на формирования мировосприятия и мировоззрения личности. Вера была поставлена во главу всей воспитательной системы. При этом характерными чертами русской духовности, которые были свойственны людям изучаемого периода, были: стремление к красоте и гармонии во всем, доброта сердце, хорошие поступки, идеал жизни как служение Богу, Отчизне, ближним, жизненная установка на самопожертвование.

Список литературы:

  1. Беседа // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1863. №10. С.172-176.
  2. Бурдина Г.М. Духовно-нравственное воспитание в провинциальной городской семье во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Вятской губернии) // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Родной край: история и современность». Набережные Челны, 2014. С.86-87
  3. Валеева Н. Г. Елабужское земство и Россия: Гуманно-просветит. деятельность Елабуж. земства (1867-1917) / Предисл. И. Р. Гафурова. — М.: Аграф, 2002. 240с.
  4. Головушкина М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки . 2012. №2. С.121-127.
  5. Значение веры в деле воспитания // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературный. 1898. № 13. С.655-657.
  6. Лихачев, А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) / Лихачев А. Е. // Педагогика. 2001. № 3. С. 33-36.
  7. Открытие епархиальных библиотек // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1870. № 4. С.59-61.
  8. Программа преподавания Закона Божьего в сельских двуклассных училищах // Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературной. 1870. №8. С.139-142.
  9. Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX — первая половина ХХ вв. ) : ав-тореф. дис. … д-ра пед. наук / Шеховская Н. Л. — Белгород, 2006. 33 с.[schema type=»book» name=» РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)» author=»Архипова Мария Владимировна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found