Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРЫ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Характерной и наиболее яркой особенностью восстановительного процесса на советской территории, освобождённой от немецко-фашистских захватчиков, являлась его комплексность и всесторонность. Это выражалось, в частности, в том, что наряду и одновременно с нормализацией жизни в освобождённых районах, восстановлением народного хозяйства там проходило быстрое возрождение системы народного образования и культуры. Следует подчеркнуть, что данному аспекту рассматриваемого процесса государственные и партийные органы придавали исключительно большое внимание. Красноречивым свидетельством этого является тот факт, что уже в ходе войны ЦК ВКП (б) принял ряд принципиально важных решений, посвящённых культурному строительству в освобождённых районах и развертыванию там идеологической работы [11, c. 44; 3, c. 23-25; 4, c. 17-18].

Внимание, которое уделяли анализируемой проблеме руководящие государственные органы, было закономерно. Оно, с нашей точки зрения, в основном обусловливалось двумя факторами. Во-первых, ролью, которую призвана была сыграть система культуры и идеологического воздействия в деле мобилизации трудящихся на восстановление экономики в освобождённых районах; во-вторых, необходимостью быстрого и полного преодоления морально-политических и психологических последствий фашистской оккупации. Если первый, названный нами фактор не требует специального разъяснения (известно, что идеологическая работа всегда рассматривалась партийными органами, как мощное оружие воздействия в борьбе за мобилизацию масс на решение очередных хозяйственных задач), то, что касается второго, то о нем следует сказать более подробно.

Дело в том, что морально-политические и психологические последствия вторжения немецко-фашистских захватчиков в пределы нашей страны, наряду с установленной ими системой политического и экономического господства, режимом террора в значительной степени объяснялись фашистской  пропагандой среди советского населения. Чтобы подчеркнуть, насколько необходимо и важно было своевременно ликвидировать названные выше явления, уместно, как нам представляется, хотя бы кратко остановиться на некоторых наиболее характерных моментах организации системы фашистской пропаганды в оккупированных районах Российской Федерации и её основных направлениях.

Между тем, дальнейшее изучение данной проблемы, по нашему мнению, является весьма важным. Во-первых, оно позволит ещё глубже показать, что независимость России решалась в годы Великой Отечественной войны не только на полях сражений, но и на идеологическом фронте. Во-вторых, такое исследование дает возможность подчеркнуть необходимость пропаганды и контрпропаганды в освобождённых районах. В-третьих, объективное, научное выяснение глубины морально-политических и психологических последствий фашистской оккупации, степени воздействия фашистской пропаганды и агитации на те или иные категории и слои населения, оказавшегося во вражеском тылу, безусловно будет способствовать улучшению контрпропаганды в современных условиях.

В целом, по подсчетам, сделанным А.Ф. Юденковым, на оккупированной советской территории издавалось около 300 антисоветских газет [13, с. 13]. Помимо периодических изданий оккупанты усилили выпуск таких видов печатной продукции, как листовки, брошюры, плакаты, портреты руководителей фашистской Германии. Для этой цели кроме ранее существующих были открыты новые издательские центры в Смоленске, Краснодаре и других крупных городах [8, д. 11, лл. 65-67]. Для идеологической обработки населения, наряду с печатной, использовалась устная пропаганда и агитация. Согласно специальному указанию фашистского командования, в деревнях старосты собирали жителей и проводили для них читку сообщений германских властей, антисоветских листовок и газет. В целях дезинформации населения в сельскую местность направлялись оборудованные громкоговорителями агитфургоны, а также различного вида, так называемые культагитбригады, состоящие из фашистских пропагандистов из числа белоэмигрантов и предателей родины.

В городах захватчики применяли такие формы политической работы, как распространение антисоветской литературы по месту жительства граждан, проведение в их квартирах индивидуальных и групповых бесед специально подготовленными для этого пропагандистами, членами националистических групп и организаций. В клубах, кинотеатрах и других общественных местах практиковалось проведение лекций, докладов на такие темы, как «Тайны Кремля», «Что такое национал-социализм», «Большевики – враги русского народа», «О текущем моменте» и др. Организовывались также выступления перед населением различных подставных лиц, выдаваемых фашистскими властями «за невинно осужденных советской властью большевиков», «спасшихся от красного террора интеллигентов» и т.д. Видное место в созданной гитлеровцами системе идеологической обработки советского населения принадлежало радиопропаганде. Для жителей оккупированных районов передавались специальные радиопередачи из Германии, а также из радиоцентров, созданных в Смоленске, Краснодаре, Орле и других городах [8, д. 11, л. 67]. В ряде мест была восстановлена радиотрансляционная сеть, на базарах, площадях установлены громкоговорители. В Орле, например, количество радиоточек в период оккупации достигало 5 тысяч [8, д. 11, л. 3]. Там, где были для этого необходимые условия, в целях идейного и нравственного воздействия на советских людей, особенно молодёжи – захватчики использовали кино, театр, а также различного рода создаваемые ими клубы, увеселительные заведения.

Располагая разветвленным и многочисленным аппаратом, разнообразными средствами идейного воздействия, пропаганда гитлеровцев была направлена на то, чтобы расколоть морально-политическое единство нашего общества, возродить и разжечь среди населения национальную вражду. Путем клеветы на советское правительство, дезинформации о положении на фронтах войны, а также всемерного восхваления «нового порядка», фашистские пропагандисты стремились вызвать у советских людей чувство смятения, неверие в возможности Красной Армии и безусловное признание непобедимости германских войск.

Следует подчеркнуть, что, развертывая свою пропагандистскую деятельность в захваченных районах РСФСР, гитлеровцы отдавали себе реальный отчет в том, что задача идеологической и морально-психологической обработки советского населения, молодёжи чрезвычайно трудна. Об этом, в частности, свидетельствует содержание различного рода инструкций и приказов «О поведении должностных лиц на территории СССР». К примеру, в одном из таких документов отмечалось: «Русская молодёжь на протяжении двух десятилетий воспитывалась в коммунистическом духе. Ей незнакомо иное воспитание… Вы должны покорить молодёжь, указывая ей на её задачи» [2, с. 34]. Все это заставляло фашистских идеологов использовать политическую и социальную демагогию, фальсификации. Так, для иллюстрации печатных агитматериалов применялся метод фотомонтажа и комбинированной фотосъемки. В устной пропаганде широко использовались выступления разного рода «очевидцев», распространение ложных, провокационных слухов. Стараясь привлечь внимание советских людей к антисоветской литературе, радиопередачам немецко-фашистские захватчики нередко прибегали к трюкам и пропагандистским уловкам. Играя, в частности, на патриотических чувствах советских людей, гитлеровцы зачастую подделывали свои газеты, агитматериалы под советские, фабриковали пропагандистские брошюры в виде комсомольского или партийного билета, фальсифицировали выступления по радио членов советского правительства [7, д. 741, л. 144].

Однако попытки немецко-фашистских захватчиков перевоспитать советских граждан не увенчались успехом. Фашистская пропагандистская литература, как правило, оставалась вне поля зрения населения. Школы, по признанию самих же гитлеровцев, «посещались из-под палки». Контрреволюционные националистические, профашистские организации не стали массовыми.

Самым красноречивым свидетельствованием того, что в подавляющем большинстве, оказавшиеся на оккупированной территории советские люди, несмотря не террор и фашистскую пропаганду, оставались верны своей Родине, являлась всенародная борьба в тылу врага.

Морально-политические и психологические последствия фашистской оккупации, отсутствие у значительной части советских людей в течении длительного времени правдивой информации о положении на фронтах, жизни советского государства требовали принятия немедленных мер по развертыванию в освобождённых районах культурного строительства, восстановлению системы народного образования, усилению идеологической работы.

Государственные органы в ходе войны, используя многообразные формы и средства идейного воздействия, проделали огромную работу, чтобы мобилизовать массы «на оказание помощи Красной Армии в деле полного разгрома немецко-фашистских захватчиков, на скорейшее восстановление народного хозяйства и всемерное укрепление колхозного строя» [5, с. 469]. Как и в других делах военного времени, большую роль в решении данной задачи сыграли комсомольские организации. Свои усилия ВЛКСМ прежде всего направил на всемерную помощь партийным и советским органам в укреплении материально-технической базы для проведения массово-политической и культурно-просветительной работы в освобождённых районах. Выполняя принятые в связи с этим, ранее отмеченные нами постановления ЦК ВКП(б), центральные и местные комсомольские органы мобилизовали молодёжь на быстрейшее восстановление культурно-просветительных учреждений, улучшение их деятельности. Так, в сентябре 1943 года специальные решения принял Орловский обком ВЛКСМ [1, с. 385-386]. В соответствии с ним, для непосредственной организации молодёжи на восстановление культурно-просветительных учреждений при райкомах и горкомах комсомола были созданы специальные комиссии, повсеместно сформированы строительные бригады, среди юношей и девушек развернулось движение по сбору среди населения культинвентаря. Сразу же после освобождения Ленинградской области по решению бюро Ленинградского обкома ВЛКСМ во многих районах прошли активы и комсомольские собрания, определившие задачи, формы участия молодёжи в восстановлении учреждений культуры. В области было создано свыше 40 восстановительных бригад и отрядов из числа комсомольцев, началась подготовка культпросветработников [10, д. 54, л. 58]. Большое внимание в привлечении молодёжи к возрождению системы культурно-просветительных учреждений уделяли государственные и общественные организации в освобождённых районах РСФСР. Все это обеспечило активное участие молодёжи в решении стоящих задач [6, д. 256, л. 286].

Комсомольские организации сыграли видную роль не только в восстановлении сети культурно-просветительных учреждений, но и налаживании их работы. Многое делалось по обеспечению учреждений культуры необходимыми кадрами. Например, к январю 1945 года в освобождённых районах Ленинградской области комсомольцы и молодёжь составили 60 процентов всех культпросветработников [10, д. 54, л. 58]. Аналогичная картина наблюдалась и во многих других областях. Местные комсомольские органы только в течение 1944 года сумели организовать подготовку 4,5 тыс. молодых киномехаников, что имело большое значение для реализации постановления СНК СССР от 4 февраля 1944 года «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения» [9, д. 313, л. 13].

Молодёжь активно участвовала в оборудовании библиотек, клубов, изб-читален необходимым культинвентарем, литературой. Следует подчеркнуть, что особенно широко эта работа развернулась после принятия постановления ЦК ВЛКСМ от 22 марта 1943 года «Об участии комсомольских организаций в создании государственного книжного фонда для восстановления библиотек в освобождённых районах» [12, с. 133].

Наряду с восстановлением и развертыванием деятельности культурно-просветительных учреждений в исследуемый период государственные и общественные организации участвовали в налаживании системы народного образования в освобождённых районах РСФСР. Следует подчеркнуть, что деятельность государственных организаций имела ряд направлений. Прежде всего, государственные и общественные организации сосредоточили свои усилия на восстановлении материально-технической базы системы народного образования. Для этой цели в республиках и областях были созданы тысячи специальных строительных комсомольско-молодёжных бригад, развернулось социалистическое соревнование за досрочную сдачу объектов. Получили широкое распространение такие патриотические начинания, как безвозмездное участие в восстановлении школ сверх своего основного рабочего дня, помощь городской молодёжи селу в форме воскресников, а также сверхурочные работы на предприятии с передачей заработанных средств в фонд восстановления школ и многое другое. Разносторонняя организаторская и политическая деятельность в этом отношении партийных и комсомольских организаций определили быстроту восстановления школ [10, д. 17, л. 63].

Важным направлением деятельности государственных и общественных организаций по налаживанию системы народного образования являлась их забота об обеспечении школ кадрами учителей, развертывании работы комсомольских организаций. Отметим, что особенно усилилось внимание республиканских, областных, а также первичных комсомольских организаций в этом отношении после постановления ЦК ВЛКСМ от 4 апреля 1942 года «О крупных недостатках в руководстве Калининским обкомом ВЛКСМ работы комсомольских организаций районов, освобождённых от немецких оккупантов» [10, д. 14, л. 49].

Во многих республиках и областях при городских и районных комитетах комсомола были созданы школьные комиссии, улучшился подбор секретарей школьных комсомольских организаций, старших пионервожатых, обеспечивался своевременный учет детей, подлежащих обучению. Многообразнее и эффективнее становилась с каждым годом культурно-воспитательная работа комсомольских организаций среди учащихся, которая, кстати говоря, также недостаточно освещена в исторической литературе, и может, с нашей точки зрения, вполне быть объектом специального исследования.

Следует отметить активное участие государственных и общественных организаций в восстановлении культурно-просветительных учреждений и развертывании их работы, а также в налаживании системы народного образования в освобождённых районах. Все это способствовало преодолению морально-политических и психологических последствий фашистской оккупации.

Деятельность комсомольских организаций в рассматриваемом направлении способствовала развертыванию массово-политической работы среди пострадавшего населения. Необходимо отметить, что в решении этой важной идеологической проблемы видная роль принадлежала ВЛКСМ. На протяжении всей Великой Отечественной войны он уделял внимание политическому воспитанию молодёжи освобождённых районов. Этот аспект деятельности комсомола постоянно обсуждался на различных совещаниях, находил широкое отражение в печати, радиовещании, работе бюро и пленумов партийных и комсомольских органов.

Многообразием форм и широким размахом характеризовалась деятельность комсомольских организаций по подготовке и переподготовке идеологических кадров. Заметим, что типичным в этом отношении, так же как и для районов глубокого тыла, были семинары, совещания, различные школы, инструктажи.

Таким образом, в исследуемый период комсомольские организации делали все возможное, чтобы организовать проведение идеологической работы на советской территории, подвергавшейся вражеской оккупации. Проводимые комсомольскими организациями в этом направлении мероприятия явились важным фактором, обусловившим широкий размах и высокую эффективность политической пропаганды и агитации среди молодёжи освобождённых районов. Формы и методы её, с нашей точки зрения, в основном были такими же, как и в глубоком тылу.

Список литературы:

  1. Орловская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. док. и материалов. Орел, 1960. – 495 с.
  2. Преступные цели, преступные средства. Сб. док. М.: Политиздат, 1963. – 324 с.
  3. Пропагандист (журнал). – 1944. — №15-16.
  4. Пропагандист (журнал). – 1945. — №16.
  5. Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП (б). М., 1947. – 592 с.
  6. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.1. Оп.1.
  7. РГАСПИ. Ф.17. Оп.43.
  8. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп.2.
  9. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп.3.
  10. РГАСПИ. Ф. М-7. Оп.2.
  11. Спутник агитатора (журнал). – 1943. — №10.
  12. 12. Труды МИНХ им. Г.В. Плеханова. Вып. 67. М., 1969. – 253 с.
  13. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированных районов СССР (1941–1944 гг.): автореф. дис. … докт. ист. наук. М., 1969. – 23 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРЫ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Македонская Вера Александровна, Дубинина Светлана Александровна, Швец Татьяна Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found