Письма в партийные органы – весьма информативный, многогранный и интересный исторический источник. Научный анализ их тематических подборок даёт возможность установить актуальность, популярность, значимость для граждан какого-либо исторического явления или процесса, его эмоциональное восприятие, понимание и отношение к нему. Сравнительный анализ количественных данных помогает установить масштабы и вариативность темпов, тенденции в эволюции этого понимания. В нашем распоряжении имеются достаточно полные данные о количестве писем в партийные органы различного уровня, а также – их тематическое распределение. Такая информация позволила нам произвести анализ и сделать некоторые выводы по интересующим нас параметрам в рамках изучения отношения к курсу «перестройки» 1985 – 1991 гг. в Оренбургской области.
Итак, к концу 1985 г. размеры потока общественных настроений, по данным документации Оренбургского обкома КПСС, стали увеличиваться. Специалисты обкома внимательно анализировали спектр и вариативность тематики поступающих письменных обращений граждан, производили подсчёт количества писем, что было необходимо для решения актуальных вопросов и проблем, корректировки политических и идеологических заявлений секретарей обкома. Внимание к вопросам жизни жителей региона актуализировался в связи с новизной многих партийных мероприятий, что было обусловлено началом курса «перестройки» Генеральным секретарём КПСС М.С. Горбачёвым, что отчётливо прослеживается в архивных делах Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). В письмах в органы власти, партийные органы и периодику, по заявлению специалистов по мониторингу, на начальных этапах курса отражались безразличие людей к работе, вопросы по жилой площади и её благоустройству; о работе предприятий промышленности, транспорта и связи; замечания по работе руководящих кадров, партийных, советских и внутренних органов, вопросы трудоустройства и зарплаты, по работе общепита и торговли [1]. Касательно проводимой антиалкогольной политики также поступило несколько писем из Сорочинска, Бузулука и Новотроицка с просьбами о сокращении продажи спиртных напитков или о закрытии магазинов, находящихся вблизи школ и общественных мест [2]. Более половины всех писем, адресованных Оренбургскому горкому партии, также были связаны с жилищными вопросами [3]. Следовательно, на данном этапе оренбуржцев беспокоили типичные вопросы жизнеобеспечения и комфорта, но политические темы затрагивались опосредованно.
Похожая ситуация имела место и в районах области: в Абдулинский райком в 1986 г. пришло 140 писем, основное содержание которых касалось вопросов о жилье, трудовых споров, зарплаты, хищения государственной и кооперативной собственности, хулиганских действий. Полученные Кваркенским райкомом 65 писем содержали вопросы и жалобы о жилплощади и приобретении дефицитных товаров (автотранспорта, стиральных машин, холодильников, деревянных кроватей, электросепараторов и др.); 140 писем в Оренбургский райком отражали жилищные вопросы и злоупотребления в работе руководящих органов.
Поток писем в Шарлыкский райком на первом этапе «перестройки», по мнению аналитиков, увеличился: возрос процент «писем-одобрений» и «писем-предложений», что свидетельствовало о «повышении активности трудящихся, желании внести свою лепту в перестройку» [4]. За полгода (1987 г.) количество писем в Ташлинскую газету «Маяк» также увеличилось, составив 586 шт. [5]. В целом, для обращений в райкомы были характерны тенденции в содержании, подобные общим региональным: приоритет отдавался личным и бытовым моментам локального характера.
Пропагандистские мероприятия «перестройки» в районах области проходили достаточно успешно, что обусловливало их народную поддержку. В сборнике «Курсом созидания и мира», посвященном итогам XXVII съезда КПСС, было отмечено, что «оренбуржцы целиком и полностью поддерживают политику КПСС: солидарность с положениями доклада ЦК КПСС они высказали на многочисленных митингах, в письмах, на собраниях» [6] (например, собрались на митинг работники колхоза им. Димитрова Шарлыкского района). После XXVII съезда КПСС центральное внимание стало уделяться так называемой «перестройке во всех сферах жизни». Судя по мнению аналитиков обкома, в редакционной почте «Южного Урала» «она одобрялась исключительно всеми авторами писем», [7] хотя, разумеется, производился и их соответствующий отбор для публикации на полосах издания. На производстве и в сельском хозяйстве работники перевыполняли планы и добивались «новых производственных побед» – публикация именно об этих фактах и явлениях была идеологически обусловлена и носила массовый характер [8]. В аналитической документации обкома отмечено глубокое воздействие партийного съезда на коллективы предприятий, организаций и колхозов и принятие его решений «к неуклонному руководству и исполнению». На первом этапе «перестройки» продолжалось традиционное взаимодействие партии с печатными органами, учредителями которых они являлись.
По данным областной ревизионной комиссии за апрель – август 1986 г., после XXVII съезда КПСС, резко возросло число писем в общий отдел, с которого начиналось их распределение секретарям обкома и по нужным инстанциям. В том числе, приходили письма из районов, большинство из которых свидетельствовали о «заинтересованности трудящихся в улучшении организации сельскохозяйственного производства, строительства, культурно-бытового и торгового обслуживания, искоренения бесхозяйственности и расточительства, пьянства и хулиганства»; много поступило и жалоб на отсутствие дефицитных товаров [9]. Судя из этого утверждения квартального аналитического отчёта, можно отметить созвучие актуальных для граждан вопросов с первыми знаковыми мероприятиями курса.
В 1986 г. областное радио получило 5100 писем преимущественно из центральных районов области и крупных городов, 2100 из которых были использованы в передачах. В различные ведомства для принятия мер было переправлено 425 писем-жалоб, основная тематика которых – неподготовленность к зиме жилого фонда; критика работы руководителей домоуправлений, коммунальных служб, транспорта, связи, торговли, бытового обслуживания, общественного питания [10]. Отметим таким образом, что граждане поддержали партийную установку «о критике и самокритике». Интересны также данные о письмах, поступивших на студию оренбургского телевидения, количество которых на I этапе «перестройки» увеличивалось: 1984 г. – 5424 шт., 1985 г. – 6864 шт., 1986 г. – 7252 шт. Что примечательно, большинство писем приходило из крупных городов и из близлежащих к Оренбургу районов, меньше – из отдалённых районов (например, Абдулино, Бугуруслан, Ясный, Гай и т.д.) [11]. Большая часть корреспонденции содержала вопросы юридического характера, требующие конкретных ответов; имели место просьбы «навести порядок» с очерёдностью на квартиры и жалобы на службы быта и коммунальные службы.
Отметим, что в 1985 – 1986 гг. жителей районов области интересовали преимущественно вопросы, непосредственно касающиеся качества их жизни, комфорта, соблюдения прав, удовлетворения культурных потребностей, разрешения возникших локальных проблем. Глобальные политические и экономические вопросы в обращениях почти не затрагивались.
В июне 1986 г. на III пленуме Оренбургского горкома КПСС первый секретарь ГК Ю. Д. Гаранькин отметил, что «после съезда всем стало присуще чувство нового, передового». «Вместе с тем, – сказал он, – в работе отраслей народного хозяйства, учреждений много недостатков, обусловленных тем, что мы не добились перестройки в психологии, мышлении людей – велика сила инерции, привычка работать по-старому» [12]. Позволим себе согласиться с его мнением.
В брошюре «Для делегатов Российской партийной конференции» (г. Москва) приведены количественные данные письменных и устных обращений жителей региона в ЦК КПСС за 1989 – нач. 1990 г.: 1989 г. – 1895 писем, январь – май 1990 г. – 796; за те же сроки в приёмной ЦК Компартии в Москве было принято 119 и 25 граждан соответственно [13]. Причём, Оренбургская область выделена в материале сборника «О некоторых особенностях региональной почты»: 6,4 % обращений из общего количества писем, поступивших с нашей территории в ЦК, затрагивало вопросы торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, а 5,8 % – «трудовые» вопросы [14]. Следовательно, при наличии информации об обращении жителей области в Центральный Комитет невозможно проследить динамику обращений. Схожая ситуация по письмам народным депутатам СССР и Н. Рыжкову с просьбами о разработке «более справедливых законов в социальной сфере» [15]. Следовательно, объективнее проанализировать динамику доверия общества к партии по обращениям в оренбургский обком, горкомы и райкомы КПСС.
Весьма показательным является анализ количества писем, отправленных оренбуржцами в партийные комитеты области различных уровней.
Таблица 3.3.
Количество письменных и устных обращений граждан в обком, горкомы и райкомы КПСС Оренбургской области за 1985 – 1990 гг.
|
Источники: ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 72. Л. 1.; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 793. Л. 2.; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 1037. Л. 4.
Данные таблицы позволяют проследить, что максимальное количество обращений граждан в партийные и административные органы наблюдается в 1986 г. С 1988 г. количество письменных обращений снижается, но растёт число устных обращений граждан – оренбуржцы предпочитают оперативно разъяснить свои вопросы на местах. С 1989 г. наблюдается поступательное снижение количества писем и обращений в парторганизации области всех уровней – ежегодно более чем на 1000. В 1990 г. численные показатели таких обращений падают вдвое: воодушевление курсом «перестройки» сменяется настроениями разочарования и бессмысленности вести диалог с компартией на данном этапе. Схожая тенденция в динамике обращения в горкомы и райкомы КПСС Оренбургской области: их количественный «пик» приходится на 1986 г., связанный с XXVII съездом КПСС и верой в успех курса «перестройки», затем происходит поступательное снижение количества писем
Таблица 4.
Письма, поступившие в горкомы КПСС в 1985 – 1990 гг.
(жирным шрифтом выделено максимальное их количество за изучаемый период) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Источники: ЦДНИОО. Ф. 371. Оп 97. Д. 803. Л. 79.; ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 64. Д. 4. Л.106.
Ещё с 1 июля 1987 г., ввиду признания важного «политического значения работы с обращениями трудящихся в обком КПСС», был регламентирован её порядок в отделах парторганизаций. Комитетам КПСС всех уровней рекомендовалось «внимательно изучать содержащиеся в письмах предложения и замечания, в оперативном порядке принимать по ним необходимые меры, а в случае необходимости вносить соответствующие предложения в вышестоящий партийный комитет» [16]. Регламентировался каждый шаг прохождения писем, поступивших в обком КПСС: общий отдел, затем – специалисты, распределявшие их между 1-м секретарём обкома и остальными секретарями, после чего письма граждан направлялись секретарями обкома в городские и районные комитеты партии, в другие организации. После выполнения просьб и решения вопросов, они снимались с контроля и возвращались в общий отдел обкома КПСС.
ЦК КПСС были отмечены некоторые специфические черты в плане содержания и характера почты за 1989 – нач. 1990 г.: сокращение количества писем на бытовые темы, связанные с повседневностью; усиление уровня политизации в их содержании, общественная направленность. Отмечался также рост в общем объёме почты доли обращений, посвящённых деятельности партийных органов, вопросам идеологической работы, демократизации общества, межнациональным отношениям: в 1985 г. – 10 % писем, в 1990 г. – 33,3% (каждое третье письмо) [17]. В целом по РСФСР актуальными были вопросы о жилье, продовольствии, товарах народного потребления, бытовых услугах, выражалась озабоченность состоянием науки, культуры, образования [18; 19].
Проанализировав аналитическую документацию обкома КПСС по информационной составляющей писем в Оренбургский обком за 1987 – 1989 гг., была составлена таблица по данной специфике. Знаками « + » и « – » была показана количественная составляющая: на сколько увеличилось, либо уменьшилось число писем по данной тематике.
Таблица 5.
Информация о содержании писем оренбуржцев, поступивших
в Оренбургский обком КПСС за 1987, 1988 и 1989 гг., разница в их количестве (шт.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Источник: ЦДНИОО. Ф. 371. Оп 97. Д. 803. Л. 56, 74.
Наряду с общим сокращением количества писем по вопросам получения и ремонта жилья, здравоохранения, образования, работе руководителей, в 1987 – 1989 гг. возросло их число о деятельности колхозов, предприятий и агитационно-пропагандистской работе. В соответствии с заявлением первого секретаря обкома А.Ф. Колиниченко на мартовском пленуме (1991 г.) [20], «настроения недовольства» охватывали новые слои трудящихся, вера которых в способности власти и партии «навести порядок» всё более иссякала.
Подводя итоги статьи, необходимо сделать общие выводы по количественной и тематической составляющим писем граждан в партийные органы Оренбургской области. Их количественный «пик» приходится на 1986 г. В целом, наибольшее число обращений зафиксировано с 1985 г. по 1987 г. включительно, что было вызвано интересом к новому общественно-политическому курсу под названием «перестройка», проведением XXVII съезда КПСС. С признанием коммунистической партией важности «человеческого фактора», а также – учёта и систематизации всех видов «обратной связи», работе с письмами граждан стало уделяться ощутимо больше внимания и времени. Поток писем в 1985 – 1986 гг. в связи с закономерными инерционными процессами, как в проведении политического курса, так и его осознании жителями области, был схож по тематике с предыдущими годами, но увеличивалась его критическая составляющая, что также соответствовало содержанию начавшихся процессов. Для корреспонденции в парторганы, датированной 1989 – 1990 гг., характерно как общее снижение её потока, так и сокращение количества писем на бытовые темы, усиление политизации в их содержании, общественная направленность. Все указанные тенденции указывают на большое внимание оренбуржцев к политике «перестройки», прямую зависимость количественных и качественных характеристик всех видов обращений в партийные органы; от заинтересованности новым курсом, внимания к нему и, в конечном итоге, – от успеха или поражения как отдельных его мероприятий, так и общего хода реформ М.С. Горбачёва в целом. Анализ приведённых данных позволил также обогатить информацию и сформулировать общие выводы в рамках изучения отношения к данному периоду.
Список источников и литературы:
- Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 267. Оп. 62. Д. 6. Л. 107.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 88. Д. 168. Л. 1 – 5, 20 – 22.
- ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 64. Д. 1. Л. 27.
- ЦДНИОО. Ф.371. Оп.91. Д. 184. Л. 62, 74, 80.
- На новые рубежи. 1987. 17 окт. № 124; Маяк. 1987. 13 июня. № 70.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 91. Д. 199. Л. 1 – 11.; Д. 237.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 91. Д. 184. Л. 135 – 136.
- Маяк. 1986. №26, 27, 30. 1, 4, 11 марта; На новые рубежи. 1986. №9. 11, 24, 26, 29, 30. 23, 25 января, 25 февраля, 1, 8, 11 марта и т.д.; За коммунистический труд. 1986. №21, 24, 26 – 28. 18, 25 февраля, 1, 4, 6 марта и т.д.; Ленинское знамя. 1986. №24, 25, 27, 31, 32, 34. 25, 27 февр., 1, 4, 6, 8, 13, 15 марта, 31 мая и т.д.; Ленинец. 1986. №78. 1 июля; Под знаменем Ленина. 1986. № 31, 32, 37, 50, 87. 22, 25 февраля, 5, 28 марта, 3 ноября.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 91. Д. 237. Л. 14, 46 – 51.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 91. Д. 184. Л. 141 – 142.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп.91. Д. 184. Л. 143 – 144.
- ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 64. Д. 1. Л. 129 – 130.
- Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 91. Оп.1. Д. 59. Л. 39 — 40.
- РГАНИ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 58. Л. 18 об.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9553. Оп. 1. Д. 5160, 5266.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 97. Д. 74. Л. 24.
- РГАНИ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 58. Л. 23.
- РГАНИ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 58. Л. 26 – 76.
- Ещенко Ю.Г. Политика государства по отношению к учащейся молодежи в 1985 – 1991 гг. (на материалах Нижнего Поволжья) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2011. № 71. С. 735 – 746.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 160. Д. 719. Л. 4.[schema type=»book» name=»ПИСЬМА ГРАЖДАН В ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНЫ В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ» 1985 – 1991 гг.: ДИНАМИКА И ТЕМАТИКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)» author=»Мишучкова Анна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]