Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ НА КАВКАЗЕ

Кавказ – уникальный геополитический ареал расселения народов, имеющих долгую историю совместной жизни и обладающих самобытной культурой, устойчивыми традициями, собственным духовным, философским, религиозным мировоззрением. Культурное взаимодействие народов Кавказа развивалось на основе исторически формировавшихся общественно-политических и социально-экономических связей.

Кавказ – чувствительный регион, происходящие здесь исторические, политические, культурные события часто становятся знаковыми в мировом масштабе. Издавна отличавшийся богатством культурной палитры, Кавказ и сегодня представляет собой целый мир разных этносов и конфессий, которые живут все вместе и имеют общие, дающие позитивные результаты совместного добрососедского сосуществования, традиции. Здесь издревле мультикультурализм рассматривался не только как толерантность, но и как полноценная дружба народов. Мультикультурализм диктовался самими условиями выживания, сосуществования народов Кавказа.

Полинациональный состав населения Кавказа есть исторически сложившаяся реальность, сформировавшаяся в силу объективных и субъективных факторов под влиянием этно-демографических и этно-культурных процессов. Кавказские народы, прошедшие долгий и сложный путь своей истории через различные культурные и конфессиональные поглощения от язычества до наших дней, обогащались из поколения в поколение взаимопроникающей идентичностью без какой-либо существенной конфронтации.

Многочисленные народы, населявшие и населяющие Кавказский регион, имеют собственное прошлое, культурно-историческое наследие, каждый из них прошел свой путь развития от глубокой древности до наших дней. Вместе с тем, кавказцы – единая семья не только с позиций антропологии, археологии, этнографии, эпиграфики, лингвистики. Кавказской «семье» свойственны многие общие черты, отличающие ее от других мировых сообществ и делающие уникальной.

С самого начала возникшее как мультикультурное, кавказское сообщество представляло собой сосуществование народов с феодально-аристократической конституцией с народами патриархально-родовой демократии. Характерный для кавказского менталитета мультикультурализм, в отличие от концепции однополюсного мира (атлантизм), означает многофокусную, в то же время самодостаточную совокупность условий, продиктованных геополитическим положением, экономическими и культурными достижениями, предопределившими, в конечном счете, роль и место Кавказского региона в сложившейся системе государств и культур мира, в межцивилизационном диалоге.

В отношении психосоциального типа кавказских народов и их культурного развития многие мыслители прошлого и современности оставили свои письменные свидетельства, например, гениальный немецкий философ Ф.Гегель писал: «Только в кавказской расе Дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе» [3]. Ему вторит английский исследователь Ч.Реккертон: «Самый совершенный человеческий тип – арийский, точнее кавказский, имеет свою историю и заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в соприкосновение с другими племенами, как в Индии или Египте, развитие высшее, историческое начинается с кавказского человека» [8]. «Культура кавказских племен предшествовала многими веками культуре остальной Европы» [7].

Кавказ, будучи регионом интенсивных, обусловленных историческими условиями, контактов народов, всегда отличался значительной этномозаичностью. Постоянное и длительное взаимообщение этносов способствовало формированию культурной общности, во многом единой и целостной в формате историко-культурного региона.

Природно-географические, общественные, социальные условия составляют группу факторов, которые привели к конкретным культурным заимствованиям, постоянным этническим миграциям, возникновению многоязычия, появлению контактов в виде элементов или цельных комплексов образа жизни и хозяйствования, бытовой культуры.

Народы кавказского сообщества, исторически имевшие разные условия жизни и темпы развития, тем не менее, связаны многими нитями. Одни раньше, другие позже проходили схожие стадии историко-культурного, политического и экономического развития, перенимали опыт и достижения друг друга, ассимилировались либо временно дистанцировались.

Кардинальные изменения, произошедшие на политической карте мира в конце ХХ столетия, обретение национальной независимости многими государствами, способствовали объективному «выделению» историко-культурного наследия народов Кавказа из «всеобщего», унифицированного советского прошлого, знакомству мирового сообщества с его уникальными достижениями и особенностями. Сегодня кавказские народы имеют возможность, сохраняя преемственность исторически оправдавшей себя системы ценностей, максимально объективно и достоверно удовлетворять спрос мировой общественности на культурно-исторические знания и информацию о Кавказе, на выстраивание продуктивного, равноправного межкультурного диалога с другими цивилизациями.

Являющиеся ментально и культурно близкими, испокон веков имевшие собственную, специфическую цивилизацию, в течение многих столетий подвергавшиеся насильственному навязыванию чуждых ценностей, народы Кавказского региона живут и развиваются в едином, но вместе с тем, мультикультурном, пространстве со своей исторической памятью, философией, духовностью, традициями, обычаями.

Находясь на стыке частей света, являясь связующим звеном кардинально отличных друг от друга этнических культур и философий Востока и Запада, Юга и Севера, Кавказский регион и его народы в силу исторического традиционализма, самобытности культур, мировоззрения и ценностей составляют, тем не менее, единый организм, собственное, большое мультикультурное пространство.

Кавказ как самодостаточный «полюс» не является восточным или западным, как отдельно взятый регион он представляет собой центр особой цивилизации на евразийском континенте. Основными политическими акторами региона, составляющими ядро региональных интеграционных процессов, являются независимые государства Южного Кавказа и национальные образования Северного Кавказа, входящие в Российскую Федерацию. При всей кажущейся раздробленности Кавказа по этнотерриториальному признаку, историко-культурный потенциал населяющих его народов, система их взаимоотношений, характер и специфика совместимости естественным образом поддерживают сформировавшееся в течение тысячелетий единство этоса Кавказского геополитического «анклава». В определенном смысле Кавказ представляет собой «замкнутую систему» со своей политической, экономической, этнокультурной и национально-идеологической взаимосвязанностью.

Вместе с тем, региональная система Кавказа, «кавказская цивилизация» открыта для взаимодействия с сопредельными мировыми культурами, народами, государствами. Народы кавказского геополитического пространства осознают значимость региональной интеграции и межэтнического, межгосударственного сотрудничества.

В современном социально-политическом контексте проявление исторической терпимости и многообразия народов Кавказа со свойственными им устойчивыми традициями, духовном, философским, религиозным мировоззрением, имеющими глубокие корни в регионе, стало еще большей потребностью.

«Ничто столько не делает впечатление о народе, как отношение к чужеземцам, их породе и обычаям. Спокойствие в этом отношении кавказских народов, терпимость и уважение к пришельцам усиливают доверие к их мудрости и покоряют разумы силой удивления», – так высказался русский генерал В.Зубов в своем донесении царю [9].

Одной из главных особенностей самобытной культуры народов Кавказа являются ее устойчивый традиционализм и духовность. Обычаи, составляющие основу жизненной философии и бытия кавказских этносов – это гостеприимство, почтение к старшим, патриотизм, смелость и бесстрашие, а также «страх лишиться вольности, чуткость к неподкупности и справедливости» [1].

Какими бы сложными и тяжелыми ни были политические условия и обстоятельства, связи между государственными объединениями и образованиями, между племенами и этническими группами были во все времена тесными и взаимовыгодными. Экономика, торговля, культура перенимались из народа в народ, из общины в общину. Исторический процесс и развитие народов шли своим естественным ходом, то замедляясь из-за агрессивных происков, то ускоряясь в промежуточные периоды относительной стабильности.

Важным фактором развития мультикультурализма на Кавказе была не только внешняя (Великий шелковый путь, северные торговые и водные пути и др.), но и, в силу определенной замкнутости региона, внутренняя торговля, чему еще в большей степени способствовали куначеские, побратимские и аталыческие связи.

Кавказ не изменил свой хозяйственно-культурный тип, не растерял своей идентичности. Именно в устойчивости культурных традиций таился ключ, препятствовавший поглощению культуры народов Кавказа чуждой ментальностью, духовностью, нравственностью, отличных от местных этнических ценностей. Кавказ не стал тем «продуваемым со всех сторон сараем, через щели которого ветер разносит ценности хозяев» [2], либо «коридором», через который проезжие пользуются богатствами национального достояния.

Население Кавказа – не «островной анклав», замкнувшийся в моноэтничности. Взаимопроникновение культур, образ и уклада жизни, мировоззрения, отношения к ценностям нравственности и морали являются сильным аргументом и мотивом для идейной основы мультикультурализма. Феномен языково/культурно/конфессиональной модели многообразия и толерантности в формате сохранения этносов опирается на таких факторах и духовных ценностях, как традиции, генетический и психо-социальный аспект, фактор культурной совместимости, бытовой и межрелигиозный фактор.

При объективном наличии исторических конфликтогенных факторов, нередких территориальных взаимопретензий и принудительных ассимиляций кавказским народам всегда были свойственны черты желания и умения слышать и понимать «другого», признания права на «инакость», «другость» [11]. С древних времен и по сей день Кавказ известен как край, открытый всему миру с приоритетной обстановкой высокой толерантности.

Реальность глобализирующегося мира показывает, что межкультурный диалог вышел из собственно культурологических рамок и стал вопросом большой политики. Граждане разных стран являются одновременно членами общего пространства – человечества. Обозначенная сегодня европейскими политиками и идеологами несостоятельность и даже крах мультикультурализма опровергается современными позитивными трендами реализации этой идеи именно на Кавказе.

Процесс наращивания суверенитетов и укрепления независимости кавказских государств реально способствует росту качества свободы народов. Сегодняшние реалии в регионе противостоят политике отстранения Кавказа, характерной для тоталитарных режимов, господствовавших здесь в разное время, и создают условия для активного вовлечения региона в глобальные процессы. Мультикультурализм, как наднациональная система, в то же время определяется национальным самосознанием, обычаями, нормативами поведения, уважения своих истоков, отношением к общемировым ценностям.

Появившаяся в конце 60-х годов ХХ столетия идеология мультикультурализма отрицает культурную унификацию и единый культурный стандарт. Его лозунг: интеграции – да, единообразию – нет. В мультикультурном обществе, каким является Кавказское сообщество государств и народов, нет господствующей культуры, а этнические культуры являются равноправными составляющими всей социально-политической структуры региона.

В последние годы в научных кругах активно обсуждается американская этническая идея «плавильного котла», которая вызывает неоднозначное к ней отношение. Кавказе длительное время был классическим примером перемалывания культурных различий через общий котел.

Сегодня народы Кавказа, ценой больших усилий добившиеся национальной независимости либо суверенитета, справедливо полагают, что имеют право не ощущать прессинга чуждых идеологий и объективно воспринимать свою историю и историю своих предков, а также распространять культуру и исторические знания о Кавказе в мировом сообществе.

В последние годы доктрина мультикультурности рассматривается некоторыми идеологами в том аспекте, что человек составляет совокупность населения, но не народа. Между тем развитие исторических процессов, культуры, традиций свидетельствует: государства создаются именно разными народами.

Совершенно очевидно, что толерантности много не бывает. Сегодня многие страны, причисляющие себя к «суперцивилизованным» и к «золотому миллиарду», проповедующие цель растворения малочисленных наций в титульной, потерпели крах в идеологии мультикультурализма. Считая, что явление мультикультурализма «является процессом похорон европейских национальных государств», они отказались «участвовать в собственных похоронах», тем самым признав свою несостоятельность в вопросах поддержания мультикультурных традиций. Последние события, происходящие в мире и, конкретно в Европе (активизация террористической деятельности – И.Г.), вынуждают западную политическую элиту говорить о «тоталитарности толерантности» – явлении, когда «излишняя», как они считают, политкорректность, терпимость к этническим меньшинствам приводит к нарушению установленных ими же, навязываемых правил. Критики концепции мультикультурализма видят в нем опасную толерантность по отношению к недемократическим (на их взгляд) представлениям ценностей культур, которые не соответствуют западноевропейским (12).

В этой связи следует отметить, что навязываемая некоторыми несостоявшимися западными стратегиями утопичности мультикультурализма, направленная на подавление законных интересов этнических меньшинств и являющаяся антидемократичной и разрушительной, полностью опровергается кавказским опытом, о чем говорят многие специалисты по международным этническим проблемам.

Сегодня человеческая цивилизация достигла большого прогресса во многих сферах. Глобализация никоим образом не означает, что национальные традиции будут преданы забвению. В настоящее время Кавказ – это регион, поддерживающий свою национально-государственную и социокультурную идентичность. Безусловно, никакого уподобления Западу, либо Востоку, либо другим цивилизациям, не ожидается и не произойдет – государства и обществ Кавказа не смогут «сбежать от географии и истории» [10] и, добавим, мультикультуры.

 

Литература

 

  1. Барановский Д. Причины разбоев, грабежей и других беспорядков в Закавказье и способы к их искоренению, 1903 г. // Россия и Кавказ: сквозь два столетия. Санкт-Петербург, 2001.
  2. Бухрашвили П. Русское колониальное сознание и закавказская этнополитическая реальность. // История и идентичность. Финляндия, 2010.
  3. Гегель Ф. Философия духа. Москва, 1977.
  4. Гусейнова И. История народов Кавказа. Баку, 2006.
  5. Гусейнова И. Влияние историко-культурного многообразия Кавказа на политико-межцивилизационные, социально-общественные процессы. // Материалы Международной конференции «Правовые аспекты по предотвращению преступного насилия и конфликтов». Тбилиси, 2013.
  6. Гусейнова И. Наше богатое историческое наследие ждет своих профессиональных исследователей. // «Бакинский рабочий». Февраль, 2013.
  7. Дабо В. Язык – этнос – археологическая культура. Несколько мыслей по поводу индоевропейской проблемы. // «Глобализация – этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы». В 2-х кн. Кн.1. Москва, 2006.
  8. Духовная история. Киев, 1996.
  9. Кавказ и Российская империя. Санкт-Петербург, 2005.
  10. Маркедонов С. Постсоветский Кавказ: традиционализм плюс модернизация. // Прогнозис. №1, 2007.
  11. Ульянова М. «ультикультурализм: социокультурная политика и практика» Москва, 2008.
  12. Ян Э. Спорные политические вопросы с точки зрения современной истории. Москва, 2014.[schema type=»book» name=» МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ НА КАВКАЗЕ» description=»Мультикультурализм, присущий кавказским народам, формировался тысячелетиями. Этому способствовали самобытная культура, устойчивый традиционализм. Здесь издревле мультикультурализм рассматривался не только как толерантность, но и как полноценная дружба народов. Сегодня события, происходящие на Кавказе, являются знаковыми для мирового сообщества.» author=»Гусейнова Ирада Мехтикули кызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-09″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found