Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. 1 сентября 1943 г. Правительство СССР приняло Постановление «Об улучшении работы детских домов» и ввело единые нормы питания детей в этих учреждениях. Предписывалось создавать детские дома различных типов: дошкольные, школьные и смешанные. По новым нормам обеспечения педагогический персонал и воспитатели детских домов приравнивались к работникам промышленности и транспорта. Эти меры способствовали закреплению квалифицированных кадров воспитателей и педагогов в системе образования. Другое Постановление от 23 января 1942 г. СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», наметило методы решения проблемы беспризорности и безнадзорности детей в стране [3, с.17].
Важные меры по борьбе с детскими правонарушениями были обозначены в постановлении СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». В соответствии с ним на НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 11 до 16 лет.[4, с.16] Такой вид исправительного учреждения находился в Северной Осетии в районе Редант.
По Постановление СНК от 28 августа 1942 года «О привлечении на время войны инвалидов III группы, получающих пенсию по государственному социальному страхованию на работу в предприятия и учреждения» во многие отрасли производства привлекались инвалиды.
[4, с.15] Для ограниченно-трудоспособных граждан предусматривались определенные социальные льготы. Народные комиссариаты обеспечения были обязаны в 3-х месячный срок направить не работающего инвалида III группы на работу по месту жительства с соответствующим документом ВТЭК. Под эту статью попадали мужчины в возрасте до 55 лет, женщины до 45 лет. Инвалидам, уклонявшимся от общественных работ, пенсия не назначалась, а за работающими пенсионерами сохранялась полная пенсия независимо от размеров заработка
Во второй половине января 1943 года, Президиумом Верховного Совета СОАССР были заслушаны доклады наркомсобесов о ходе выполнения Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1941 года «О назначении и выплате пособий семьям военнослужащих по республике», а также, проживающих в городе Орджоникидзе.[1, с.1]
Для оказания помощи инвалидам, Отечественной войны, было принято решение о восстановлении подведомственных наркомату организаций — Всероссийского общества Глухонемых и Всероссийского общества Слепых. [1, с.2]
Острая нехватка таких социальных объектов как дом — инвалидов стала остро ощущаться на освобожденной территории в Северной Осетии. Дома инвалидов Отечественной войны, расположенные в г. Орджоникидзе были эвакуированы, а дом инвалидов в селении Карман-Синдзикау Дигорского района в момент временной оккупации был уничтожен фашистами.
Все имущество и ценности учреждения, вывезенные и разрушенные составили 7 062 000 рублей в момент оккупации с. Карман-Синдзикау. Среди них: три жилых корпуса дома, клуб, столовая, кухня, баня, прачечная, склады, гараж, контора и другие надворные постройки. [1, с.2]
После освобождения районов руководство дома-инвалидов принимало меры по обеспечению оставшихся без крова инвалидов труда жилыми помещением через районные организации.[1, с.2] Контингент инвалидов войны, оставшихся без крова составлял 200 человек и инвалидов труда — 50 человек.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 декабря 1942 г., существующие дома инвалидов Отечественной войны было решено реорганизовать в интернаты для инвалидов Отечественной войны.
В феврале и марте месяцах 1943 года Наркомсобес принял решение полностью трудоустроить инвалидов Отечественной войны, имеющих 3 — ю группу инвалидности, а в феврале организовать краткосрочные курсы по подготовке счетных работников из инвалидов Отечественной войны, проживающих в республике.
Отделу пенсионирования в феврале и марте 1943 года, в соответствии с новым положением врачебно-трудовой комиссии в 10 — ти — дневный срок было предписано организовать работу, совместно с наркоматом здравоохранения.
Для удобства передвижения инвалидам ВТЭК был переведен в центральную поликлинику.[1, с.3]
Народный комиссариат социального обеспечения Северной Осетии, руководствуясь постановлением СНК РСФСР и указанием Председателя Совнаркома СОАССР тов. Кулова К.Д. «О проработке вопроса об организации интерната», посчитал целесообразным, организовать в республике два интерната на 400 человек: один интернат трудовой общего типа на 250 койко-мест и второй — больничного типа на 150 койко-мест.
[1, с.3]
Для организации этих интернатов, Наркомсобесу потребовалось два дома: один квадратурой 700 кв.м., второй в 2 250 кв.м. Площадь зданий была определена произвольно, с учетом не только жилых помещений, но и всех необходимых помещений для нужд учреждений — столовых, клубов, кухонь и других помещений.[1, с.3]
Приблизительная смета сумм по организации и содержанию указанных интернатов на 1943 — й год составила:
— по интернету общего типа…………2 091 000 рублей;
— по интернату больничного типа…..1 264 760 рублей.
Всего 3 355 760 рублей.
Об эффективности и качестве проделанной работы, в освобожденных районах, говорят следующие статистические данные. Подано 1760 заявлений об оказании помощи, рассмотрено — 1760,удовлетворено — 1760. Не было отказано ни одному инвалиду.
Всего на учете в СОАССР на 5 мая 1943 год состояло 1 814 инвалидов. [1:4] Сумма выплаченных пенсий в республике на 5 мая 1943 год составила 1 224 466 рублей. [1, с.5]
В рассматриваемый период в СОАССР было: всего получающих пенсии 1814 человек, из них:1 группы — 17; 2 группы — 830; 3 группы — 967. Работающих пенсионеров в промышленности было -138; в кооперации -50; надомник — 1; в сельском хозяйстве — 361; обучающихся — 40; работающих и обучающихся — 907: в т.ч. — 1 группы 189 и 2 группы — 718. Подлежали снятию с 3 группы – 249 человек. Работали на тот момент — 907; обследовано-285; в администрации работало — 159; торговле и общепите — 45; прочей квалификации — 370; в охране — 93. Всего — 867 человек, что составляло в % — ом соотношении 100% -ый охват инвалидов. [1, с.6]
Обучение на курсах прошли: бухгалтеров — 11 человек; нормировщиков — 2; проводников — 8; заготовителей — 2; прочих обучающихся новым профессиям — 17. Всего — 40 человек. [1, с.3]
По бытовому обслуживанию: выдано огородов по СОАССР — 451 инвалиду; белья инвалидам 1 группы — 9; 2 гр. — 159; 3 гр. — 168. Всего белье получили — 481 инвалид. Помощь обувью: 1 гр. — 3; 2 гр. — 39; 3 гр.- 45 человек. Всего был обут 91 житель. Квартиры получили 14 человек. Из поданных в собесы 122 жалобы, рассмотрены и решены все 122. Культурно-просветительской работой было охвачено 676 человек. [1, с.7]
Неграмотных инвалидов на 1943 год всего по СОАССР было — 156 человек; с 5-ти — класссным образованием — 1024; 7-ми классным — 336; 10- леткой — 160; с высшим — 11. Всего 1814 человек. Членов партии — 92; ВЛКСМ — 106; беспартийных — 1616. Инвалидов с диагнозом «общая контузия» было: 1 гр. — 1; 2 гр. — 6; 3 гр. — 64. Прочие ранения имели: 1 гр. — 34; 2 гр.- 115; 3 гр. –-1219человек; без рук — 114; без ног — 96; без рук и ног — 2. [1, с.8]
В протоколах общих собраний работников райсобесов с активом записано: «Оказать помощь районо в 100% охвате учебой всех детей школьного возраста. В весенний период после освобождения полей от военной техники и разминирования — выдать наряды на кукурузу и раздать семена в Алагире — 64 семьям. Обеспечить огородами всех семей. Обеспечить питанием остронуждающихся семей военнослужащих, а так же их трудоустроить».[2, с.3]
Важными документами и руководством к действию в восстановительный период явились: Постановление Совета народных комиссаров СОАССР от 7 сентября 1945 года «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания инвалидов Отечественной войны»; Постановление Совета Народных Комиссаров СОАССР от 21 сентября 1945 года № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих». Это постановление СНК Союза ССР, в частности, предусматривало:
- Сложение с хозяйств семей, потерявших на фронте Отечественной войны кормильца и с хозяйств инвалидов Отечественной войны I- II групп всех числящихся за ними недоимок прошлых лет по сельскохозяйственному налогу, по обязательному окладному страхованию, по обязательным поставкам сельскохозяйственных продуктов государству и штрафов (включая недоимки и штрафы, о взыскании которых имеются судебные решения, не приведенные в исполнение). [3, с.5]
- Продление до конца 1946 года действия Постановления СНК СССР от 4 июня 1943 г. № 632 «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны», которое предусматривало:
а) сохранение на все время войны за семьями военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, всех льгот, предоставляемых семьям военнослужащих, состоящих в Красной Армии, Военно-Морском флоте и войсках НКВД;
б) сохранение на все время войны за семьями военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, получающими пенсии, всех льгот, предоставляемых семьям военнослужащих, получающим государственное пособие согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года.
- Освобождение от сельскохозяйственного налога и обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству следующих хозяйств инвалидов Отечественной войны I — II групп:
а) хозяйств, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны I груп-
пы, при наличии в семье только одного трудоспособного;
б) хозяйств, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны II
группы, если в семье при одном трудоспособном имеются дети в возрасте до 8 лет;
в) хозяйств, имеющих в своем составе инвалидов Отечественной войны I-II группы и двух трудоспособных членов семьи, при наличии 5 и более детей в возрасте до 16 лет, в том числе детей до 8 лет. [3, с.5]
В документе указано, что все права, предусмотренные в этом Постановлении для семей погибших воинов, распространяются и на семьи погибших партизан.
По профессиональному обучению инвалидов по плану на 2-е полугодие 1945 года обучение прошли 302 человека — инвалида на предприятиях города Дзауджикау — «Электроцинке», вагоноремонтном, консервном, кожаном заводах и Бесланском маисовом комбинате. [3, с.4]
Из заявки НКСО в 1945 году на приобретения инвентаря для организации протезной мастерской находим: столы конторские — 5; стулья — 25; кушетки или диван-1, рукомойники — 2, шкафы — 2, табуреток — 20 шт.; тумбочек — 5 шт., столов специальных 5 шт., вешалок настенных — 8 штук и т. д. [3, с.4.]
В заявке имеются 89 наименований, среди которых, колеса рантовые, плоскогубцы, поворотные ключи (гаечные), лопатки металлические, топоры плотничьи, рубанки и т.д.
По постановлению СОАССР от 7 сентября 1945 г. в интернат инвалидов Отечественной войны для организации животноводческой фермы и подсобного хозяйства было выделено: коров — 3,телок — 6,поросят — 14. [3,с.4]
По распоряжению Министерства Социального обеспечения для организации летнего отдыха детей — пенсионеров 30 июня 1954 года заведующим районными и городскими отделами социального обеспечения СОАССР было предписано охватить детей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и труда всеобщим обязательным обучением. [4,с.5]
В 1953-1954 учебном году более широко, чем в прошлые годы была развернута работа по организации интернатов при школах, с преимущественным правом помещения в них детей — пенсионеров. Нуждающимся школьникам — детям пенсионеров было выдано 384 пар обуви, 204 предметов одежды, 94 метра мануфактуры и свыше 9-ти тысяч рублей денег. Была усилена работа среди родителей по вовлечению в вечерние группы переростков, окончивших 4-5 классов, что позволило вновь охватить обучением большое число детей пенсионеров.
Наряду с этим в работе районных и городских отделов народного образования и социального обеспечения Северо-Осетинской АССР по охвату детей пенсионеров всеобщим обучением и по предупреждению их отсева из школ имелись серьезные недостатки. В Коста-Хетагуровском, Пригородном, Ирафском, Дигорском и др. районах республики не был организован в должной мере учет детей, не все дети были охвачены обучением и не были приняты меры к возвращению детей в школы, отсеявшихся в течение года.
Слабо проводилась разъяснительная работа среди родителей этих детей.
В соответствии с совместным письмом министерства Просвещения и Социального обеспечения РСФСР от 10 июля 1954 года №5-801/93-М, районным и городским отделам народного образования и социального обеспечения было предложено: усилить связь районных и городских отделов народного образования и социального обеспечения; силами работников отделов, учителей и общественного актива проверить материально — бытовое положение каждой семьи погибших воинов и инвалидов, имеющих детей школьного возраста; установить нуждаемость этих детей в одежде, обуви, учебных пособиях и принять меры к оказанию нуждающимся необходимой помощи; учесть всех школьников — детей пенсионеров, которые прекратили до окончания начальной школы учебу, организовать среди их родителей массово — разъяснительную работу в 1954-1955 учебном году вовлечение этих детей в школы и вечерние группы для переростков; взять под контроль работу школьных буфетов и организацию горячих завтраков, обратив внимание на обеспечение ими нуждающихся детей погибших воинов и инвалидов. [4,с.6]
При распределении путевок учитывалось материальное состояние семьи ребенка, его здоровье, количество детей. Из общего количества путевок 10 % бесплатно выделялось для детей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны, круглых сирот, многодетных родителей.
По данным на 1947 год было трудоустроено в промышленность и сельское хозяйство Северной Осетии 97,7 % инвалидов Отечественной войны 3 группы, профессиональным обучением охвачено 530 инвалидов Отечественной войны и 973 членов семей военнослужащих, из которых в 1946 году окончило учебу 269 инвалида Отечественной войны и 522 члена семей военнослужащих. Обеспечено индивидуальными огородами — 24 120 семей военнослужащих, инвалидов войны и труда. Они получили семена картофеля и других культур в размере 114, 4 тонн. В этом же году было предоставлено и отремонтировано квартир — 2 492 семьям, выдано долгосрочных ссуд на индивидуальное жилищное строительство — 1 422 000 руб., создано денежных фондов для оказания помощи семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны на сумму более 250 тыс. рублей, а также оказана большая помощь в продуктах питания и обеспечения одеждой и обувью, топливом и т. д. [6,с.24]
Меры по улучшению материального обеспечения и стимулированию труда, были предусмотрены для преподавателей, директоров и заместителей директоров по учебной части техникумов, средних медицинских и правовых школ, художественных, музыкальных, театральных и хореографических училищ и рабфаков [7,с.20], зоотехнических и ветеринарных работников в виде повышения заработной платы и введено премирование. [8,с.26]
Таким образом, во время Великой Отечественной войны и период восстановительного созидательного строительства приоритетное место в деле помощи и поддержки отводилось участникам войны и их родственникам, инвалидам войны, детям-сиротам. Государство, несмотря на столь тяжелое время, выделяло средства на пособия нуждающимся слоям населения.
Анализ материала позволил сделать вывод о том, что в мировой истории не было государства, способного сочетать ведение войны с быстрым восстановлением разоренных врагом районов. Только советское государство смогло приступить в военное время без помощи извне к ликвидации последствий навязанной ему войны и осуществлению грандиозного плана восстановительного строительства.
Литература:
- Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания. Ф.379.Оп.1.Д.3.
- ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.5.
- ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.4.
- ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.36.
- ЦГА РСО-А. Ф.379.Оп.1.Д.37.
- ЦГА РСО-А. Ф.379.Оп.1.Д.10.
Literature:
- CSА RNO-Alania. F. 379. 1 C.5.
- CSА RNO-Alania. F. 1379. 1 C.4.
- CSА RNO-Alania. F.379. 1 C.36.
- CSА RNO-Alania. F. 379. 1 C.37.
- CSА RNO-Alania. F. 379. 1 C.10[schema type=»book» name=»Из опыта социального обеспечения и социальной защиты населения в освобожденных от оккупации районах Северной Осетии в период Великой Отечественной войны» description=»В статье рассматриваются меры, принятые советским правительством по социальному обеспечению и социальной защите населения, проводимые в годы Великой Отечественной войны. Целью исследования являются конкретные постановления и указы, а также формы и методы социальной поддержки населения, которые бы могли с успехом применяться в современное время.» author=»Салказанов Заур Георгиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]