Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В 1960-2010 ГГ.

Преобладающее большинство народов Российской Федерации на протяжении веков сложилось как этнические общности и является коренным народом, сыгравшим историческую роль в формировании российского государства. Они обладают уникальной материальной и духовной культурой.

Важное место, среди народов, проживающих в Российской Федерации, занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, права которых гарантируются ст. 69 Конституции Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [1]. По данным Всероссийской переписи 2010 г. в Российской Федерации проживают представители 194 этнических общностей. В том числе среди них выделяется 40 коренных малочисленных народов [5].

Советская государственная национальная политика охватывала практически все сферы жизни коренных народов. Была создана экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у 26 коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры.

На территориях традиционного проживания туземного населения шли процессы превращения доиндустриальной экономики и культуры в новое их состояние, характерное для социалистического государства.

За годы советской власти произошли положительные изменения в развитии коренных малочисленных народов, которые связаны с пробуждением их персонифицированного самосознания, с пониманием необходимости экономической поддержки, сохранения и возрождения ценностей, образцов материальной и духовной культуры.

Например, Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера содержало комплексную программу дальнейшего экономического и социального прогресса районов проживания северных народностей [8]. Рассчитана она была на срок до 1990 г. и предусматривала развитие отраслей промышленности, оленеводческо-промысловых хозяйств, национальных художественных промыслов, клеточного звероводства,  животноводства и птицеводства, тепличного овощеводства, комплексную застройку населенных пунктов, улучшение медицинского и культурно-бытового обслуживания народностей советского Севера. Соответствующим ведомствам и министерствам определялись задания, обеспечивающие выполнение программы.

В результате последовательного осуществления национальной политики народности Севера достигали значительных успехов в развитии своей экономики и культуры. Развитие получало оленеводство, охотничий, зверобойный промыслы, являющиеся основным занятием коренного населения Севера. Например, в Красноярском крае на Енисее было оборудовано 10 площадок для добычи диких оленей и первичной обработки туш, построено 5 мерзлотников объемом 250 тонн мяса каждый (3 оборудованы морозильными камерами принудительного охлаждения), что сыграло важную роль в увеличении производства оленьего мяса в совхозах Минсельхоза РСФСР Таймырского автономного округа, повысился рост занятости коренных народностей и рост доходов хозяйств их работников [7].

Была создана сеть школ и культурно-просветительских учреждений. Так в Таймырском и Эвенкийском автономных округах и Туруханском районе Красноярского края в учебные заведения культуры Федерацией направлено 120 человек: Таймырский АО – 78, Эвенкийский АО – 42. Поступило в высшие учебные заведения на дневное отделение – 22 человека. В среднеспециальные – 60, заочно: в ВУЗы – 3, СУЗы – 2. Окончили ВУЗ – 9, СУЗ – 14 [6].

Таким образом, повышение материального и культурного уровня жизни, улучшение медицинского обслуживания населения и осуществление других мероприятий, направленных на улучшение благосостояния трудящихся, приводило к увеличению численности населения Севера.

Но в эти годы были и допущены серьёзные ошибки — перевод кочевого населения на оседлый образ жизни, коренная ломка хозяйственного и бытового уклада, нарушение системы традиционного воспитания детей, преобразование индивидуальных хозяйств в совхозы и переселение коренных народов в более крупные населенные пункты.

Вследствие недостаточного развития материально-технической базы оленеводческо-промысловых хозяйств и заготовительных организаций и серьезных недостатков в организации и проведении заготовок продукции оленеводства имели место значительные потери и снижение качества этой продукции. Проекты жилых домов разрабатывались без учета особенностей уклада и условий жизни коренного населения [3, c. 124].

Переход к рыночной экономике привел к активизации негативных процессов в социально-экономическом развитии этих народов, разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни. Для устранения данной проблемы были созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов. В 1993 году права коренных малочисленных народов были зафиксированы в Конституции Российской Федерации — государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69) [1]. В 1996 году принят закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» [9]. В 1999 г. принят федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [10], в 2000 г. — федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» [11] и в 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [12],  которые дополнили правовую базу статуса коренных малочисленных народов. Несмотря на это, работа данных законодательных актов проблематично осуществляется на практике.

Ориентиром в решении проблем коренных малочисленных народов  для государственной национальной политики является принятая в 1996 г. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [2]. Её основной целью является укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов, как на основе целевой поддержки государства, так и путем мобилизации внутренних ресурсов самих народов.

Для совершенствования господдержки коренных народов и улучшения условий их жизнедеятельности необходимо корректировать существующие или принимать новые законодательные акты, механизмы их реализации, регулирующих условия жизнеобеспечения и социально-экономического развития, обеспечение самобытного культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования, общественно значимых форм самоорганизации этих народов [4, C. 89].

В условиях постоянно меняющейся экономики необходимо находить новые подходы и приоритеты в решении нависших проблем.

В настоящее время коренные малочисленные народы Сибири нуждаются в помощи. Коренные малочисленные народы объективно выступают, борясь за свое существование, главным защитником хрупкой природы своих исконных территорий перед лицом агрессивного наступления индустриальной цивилизации, которое может привести к необратимым последствиям в мире. Поэтому человечество должно быть заинтересовано в здоровом и сильном этносе коренных малочисленных народов, который только в таком состоянии способен противостоять надвигающейся экологической катастрофе.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] : [сайт]. — Режим доступа – URL : https://www.garant.ru/doc/constitution/, (дата обращения 16.09.2013).
  2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL : /information /legal/law/up/909/2051/, (дата обращения: 15.05.2014).
  3. Кудашкин В.А., Янюшкин С.А. Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края во второй половине 1950-х-1991 гг. Братск : Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Братский гос. ун-т», 2009.
  4. Кудашкин В.А., Бояринова М.М. Государственная политика и проблема адаптации эвенков Прибайкалья в ХХI в. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 88-91.
  5. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс] // Всероссийская перепись населения – 2010: [сайт]. URL : free_doc/new_site /perepis2010/croc /perepis_ itogi161 2.htm, (дата обращения: 25.09.2014).
  6. О подготовке и использования кадров культпросветучреждений из коренных народностей в Таймырском и Эвенкийском автономных округах и Туруханском районе. – ГАКК. Ф.Р. 1386. Оп.1 Д. 5424. Л. 1.
  7. О ходе выполнения постановления Совета министров РСФСР от 14 апреля 1978г. №188 «О плане закупок мяса диких оленей в совхозах Министерства сельского хозяйства РСФСР в Таймырском (Долгано-ненецком) автономном округе Красноярского края». – ГАКК. Ф.Р. 1386. Оп. 1. Д. 6186. Л. 5-6
  8. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Издательство политической литературы, 1981. Т.13. С.568
  9. Федеральный закон N 78-ФЗот 19 июня 1996 года (в ред. Федерального закона N 30-ФЗот 02.01.2000) «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» [Электронный ресурс] //  Российское объединение исследователей религии:  [сайт]. URL : .ru/06articles /zakon /fed/64/, (дата обращения: 14.04.2014).
  10. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации: [сайт]. URL : https://constitution.garant.ru/act/right/180406/, (дата обращения: 2.05.2014).
  11. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // Гарант – информационно-правовой портал: [сайт]. URL : .ru /18 2356/#ixzz3EsSaL0vV, (дата обращения: 5.12.2014).
  12. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант – информационно-правовой портал: [сайт]. URL : https://base.garant.ru/12122856/#ixzz3EsSqFCNA, (дата обращения: 13.10.2014).[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В 1960-2010 ГГ.» author=»М.М. Бояринова» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found