Периодическая печать с момента ее появления имела самое серьезное влияние на общественную жизнь. В связи с этим закономерно, что и в системе исторических источников периодическая печать занимает важное место. В том числе, в рамках периодической печати, определенную ценность имеют иллюстрации в периодических изданиях, поскольку они являются предметом, неотделимым от своей эпохи, ее «слепком». В этом смысле газетные иллюстрации можно также включать в число исторических источников, например, по истории повседневности и быта, а также некоторых других направлений исторической науки.
Однако следует отметить, что освещение темы газетных иллюстраций с точки зрения источниковедения практически отсутствует в современной науке, независимо от исторического периода. Специальных исследований, посвященных теме настоящего исследования, нет.
Как один из видов печатных СМИ газета предназначена для оперативного информирования читателя о текущих событиях, поэтому считается, что спустя несколько дней газета уже безнадежно устаревает. Однако в последующие годы издание также остается востребованным читателями, спрос на него существенно снижается, но остается стабильным. С течением времени газета превращается из средства оперативной информации в ценный исторический источник. [1, с. 53] Можно говорить, что функция газеты меняется – из сугубо практической, бытовой и одноразовой вещи, она превращается в полезный в научно-исследовательском отношении предмет.
В настоящем исследовании к анализу привлекаются следующие советские периодические издания: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда».
Газета «Правда» была изданием, которое продолжительное время являлось основным ежедневным печатным СМИ правящей в СССР Коммунистической партии и наиболее влиятельным советским изданием, а по сути – главной газетой страны. «Правда» – а другие советские газеты делали это в меньшей степени – была уполномочены трактовать и разъяснять населению решения государственного и партийного руководства. Поэтому «Правда» была одним из органов контроля руководства страны над всеми остальными органами власти. Критические материалы в чей-либо адрес, опубликованные в газете, неизбежно вели к административным и судебным последствиям для «провинившихся».
Это периодическое издание имело передовицу, т.е. главную, передовую статью, в которой ставился основной вопрос дня и предлагались конкретные рекомендации. Тут же, как правило, находилась фотография – иногда рисунок – иллюстрирующий главную тему дня. Например, фотография канала Москва-Волга в июльской «Правде» 1937 года, рапортующей о завершении строительства этого канала. [2] Или фотография заводского митинга, на котором рабочие слушают выступающего, присутствующего на процессе по делу «право-троцкистского» блока. [3]
Представляется, подобный стиль оформления газеты был выбран неслучайно. По всей видимости, это связано с тем, что, с точки зрения восприятия газеты рядовым читателем, информация, «подкреплённая» фотоматериалом, воспринимается гораздо убедительнее. В подобном стиле были оформлены и менее важные материалы, размещенные на разворотах газеты. Но уже далеко не все из них обладали иллюстративным материалом. Довольно редко, в период с 1917-1945 гг., на одну страницу «Правды» приходилось более двух иллюстраций, в то время как число заметок, статей и других материалов в газете могло доходить до десятка. Если кто-либо из высших партийных или государственных руководителей выступал с докладом, текст которого был достаточно важным для его опубликования, то, как правило, в статье помещалась фотография деятеля, сделавшего этот доклад. [4] Тенденция перехода от рисунков и шаржей, иллюстрирующих статьи, к фотографиям, наблюдается приблизительно в середине 30-х гг. [5] Вместе с тем, некоторые фотографии содержат в себе достаточно отчетливые следы ретуширования.
В целом можно говорить о том, что иллюстрации в газете «Правда» в рассматриваемый период были достаточно скудны. Нужно отметить, что все эти материалы, помимо информационной (а точнее, «подкрепляющей» информацию функции), выполняли и пропагандистскую функцию: иллюстрации, особенно передовых статей, с первых секунд чтения создавали у читателей газеты определенное настроение. Чаще всего, применительно к 30-м гг. ХХ века, это было настроение тревоги и опасности, незащищенности, как отдельных людей в СССР перед «врагами народа», так и всего Советского Союза перед мировыми врагами. Это достаточно ясно на примере газет второй половины 30-х гг., когда в СССР шло активное разоблачение «троцкистско-зиновьевских бандитов» и других «врагов народа». Тексты газетных публикаций в это время (1936-1938 гг.) буквально пропитаны ненавистью и полны призывов к скорейшему вынесению и приведению в исполнение самых жестоких приговоров в отношении подсудимых по многочисленным процессам. В качестве иллюстраций к этим материалам прилагаются наглядные изображения широкой поддержки населения: рабочие читают газету на производстве, крестьяне читают газету в колхозе и т.п. Кроме того, приводились фотографии собрания рабочих, слушающих сообщения о террористической деятельности троцкистско-зиновьевской банды: лица у всех злы и напряжены. [6] В конечном итоге подобные публикации должны были создать у конечного читателя соответствующее настроение.
Следующее издание, на которое нужно обратить внимание – газета «Известия». Как и «Правда», эта газета являлась официальным органом руководящих органов Советской власти – Верховного Совета СССР.
В 20-30 гг. в «Известиях» широкое хождение имела политическая карикатура. Автором, чье имя стояло под большей частью рисунков, являлся крупный художник-карикатурист Б. Ефимов. Он принимал активное участие во всех политических кампаниях того времени: борьбе с «социал-фашистами» (социал-демократическими партиями на Западе), с троцкистами-бухаринцами, космополитами, генетиками, а позднее – с «врачами-убийцами», маршалом Тито и «вражескими голосами». Анализируя карикатуру того времени, необходимо учитывать возросший интерес масс к событиям политической и международной жизни, достаточно характерный для 20-30-х годов. Тот образ мира, и в первую очередь Запада, который представал перед значительной частью советского общества, приобретал явно выраженные карикатурные, гротескные черты. [7] Следует отметить, что в карикатурах Запад выглядел, как правило, крайне непривлекательно. Он представлялся в виде толстых обрюзгших лиц с уродливыми, непропорциональными формами, милитаристскими атрибутами (ножи, шпаги) в военной форме или «буржуйском костюме» (костюм с галстуком или фрак, пальто, цилиндр или шляпа-котелок). Таким же образом изображались не только капиталисты, но и враги СССР из числа бывших союзников – Троцкий, Бухарин и другие. Конечно, это в полной мере осознавалось и использовалось теми, кто занимался формированием у советских людей соответствующей картины восприятия мира. Именно гротескность не только ситуаций, но и персонажей стала признаваться одной из отличительных черт советской политической карикатуры.
В «Известиях», как и в любой газете, публиковались иллюстративные материалы к материалам. Однако, в отличие от «Правды», они часто – особенно на раннем этапе – были не фотографиями, а рисунками, карандашными зарисовками или шаржами. См. например статьи о допросе подсудимых в ноябре 1930 года; портрет Молотова в статье, посвященной IV съезду Советов; речь участника съезда Н. Шатунова. [8] К середине 30-х гг. фотографии, по большей части, вытесняют рисунки в «Известиях». [9]
Интересно, что, в отличие от «Правды», материалы по политическим процессам 30-х гг. иллюстрациями практически не снабжались. В это время зачастую несколько разворотов газеты могло быть вообще без иллюстраций.
К 40-м гг. политические карикатуры из «Известий» практически полностью исчезают. Основным иллюстративным материалом становятся официальные портреты лиц, постановочные фотографии и т.п. [10] В этот период в газете всюду виднеются счастливые лица рабочих, крестьянок; рапортуется о небывалых урожаях и еще более высоких обязательствах, которые берут на себя колхозники и рабочие, о небывалом успехе государственных займов и др. Не обходилось без портретов вождя: И. В. Сталин появлялся на передовицах газеты с завидной регулярностью. Даже в июне 1941 года, когда официальное обращение о начале войны с Германией делал В. М. Молотов, на передовице «Известий» – равно как и многих других газет – всё равно изображен портрет Сталина. [11]
И последняя одна газета, которая была проанализирована – «Комсомольская правда». Первоначально эта газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную аудиторию. Ситуация здесь, по большей части, схожа с «Известиями». 20-е годы и начало 30х гг. – это время расцвета политической карикатуры в газете. Карикатуры здесь публиковались до самого конца 30-х гг., то есть, немного дольше, чем в «Известиях». [12] В рубрике «За рубежом» читатели информировались о военных действиях в Европе, главным образом – о ходе гражданской войны Испании. Тут же приводились наглядные карты военных операций республиканцев и националистов. [13]
В 30-40-е гг. «Комсомольская правда» была одним из наиболее насыщенных в иллюстративном отношении периодических изданий из числа тех, которые рассматриваемы нами в рамках настоящего исследования. Почти на каждой странице здесь встречается по 3-4 иллюстрации (как правило, фотографии), в том или ином ключе иллюстрирующие ключевые статьи.
Любопытно, что кроме материалов собственных корреспондентов, газета перепечатывала фотографии из других газеты и журналов, а также из агентства Союзфото. [14] В редких случаях материалы перепечатывались даже из иностранной прессы. [15] Но, само собой разумеется, заимствование материалов у иностранных СМИ имело место только в тех случаях, когда советскому изданию это было выгодно в пропагандистском отношении. Иллюстрации в «Комсомольской правде» обычно имели небольшой размер и, как правило, умещались в одной-двух колонках соответствующего материала.
С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, большое число писем с фронта и на фронт, было организовано несколько десятков редакций с выездом на самые важные участки фронта. Под рубрикой «фотописьма» публиковались фотографии с рассказами, полученные от авторов, не числящихся штатными корреспондентами газеты. [16] В 1944 году на передовице газеты был опубликован портрет Н. С. Хрущева в связи с награждением его орденом Ленина. [17] Этот факт является довольно любопытным, т.к. до этого чести публикации крупного портрета на передовице газеты с массовым тиражом удостаивались лишь первые лица в государстве – Молотов, Сталин, Калинин и т.д., а также умершие крупные деятели большевистского движения.
Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, можно говорить о следующем.
Тема газетных иллюстраций является практически неосвещенной в современной историографии. На основании рассмотренных нами материалов было выяснено, что иллюстративные источники в советской периодической печати являлись достаточно разнообразными и служили разным целям. Некоторые из них выполняли чисто информационную функцию – таковы были фотографии, рисунки. Подобные материалы использовались практически в любой советской периодике с того самого момента как публикация фотоснимков в газете стала технически доступной. Иллюстрации служили и пропагандистским и агитационным задачам – сюда можно отнести шаржи, политические карикатуры. Эти иллюстрации должны были вызывать у читателей в первую очередь определенный эмоциональный отклик, т.е. реакцию – негативную или позитивную. Расцвет карикатурных иллюстраций приходится на 20-30-е гг., затем их популярность постепенно сходит на нет. Все газеты, из рассматриваемых нами, в той или иной степени содержали политические карикатуры. К третьей из условных групп иллюстративного материала в газетах можно отнести рекламно-развлекательные иллюстрации. В рассматриваемый период только-только происходит становление советской графической рекламы в периодических изданиях. К этой же группе развлекательных иллюстраций можно отнести шахматные и шашечные задачи.
По интенсивности использования различных иллюстративных материалов советская периодика не была едина. С другой стороны, к завершению рассматриваемого периода (1917-1945 гг.) наблюдается постепенная унификация различных изданий и переход их к единому образцу.
Список источников и литературы:
- Сапожников А. И. Газетные публикации как исторический источник // Библиотековедение. Журнал Российской государственной библиотеки. № 2. 2009.
- Замечательное сооружение сталинской эпохи // Правда. 1937. 5 июля.
- Священная ненависть народа // Правда. 1938. 5 марта.
- О мерах по улучшению семян зерновых культур. Доклад тов. Яковлева Я. А. на Пленуме ЦК ВКП(б) 28 июня 1937 г. // Правда. 1937. 5 июля; Речь тов. М. М. Литвинова // Правда. 1937. 15 июля; Прения по докладу о Государственном бюджете СССР на 1944 год. Речь депутата Н. Ундасынова (Казахская ССР) // Правда. 1944. 13 февраля.
- См. например: Агенты французского империализма и «торгпрома» перед пролетарским судом. Дело промышленной партии // Правда. 1930. 30 ноября; Миллионные массы трудящихся требуют расстрела троцкистско-зановьевских бандитов – заклятых врагов народа // Правда. 1938. 21 августа.
- Рабочие вагоноремонтного завода им. Войтовича (Москва) требуют скорейшего суда над врагами и предателями // Правда. 1938. 21 августа.
- Известия. 1930. 7 ноября; Известия. 1930. 1 декабря.
- Известия. 1930 11 ноября; Известия. 1931. 6 марта. Известия. 1931. 9 марта.
- Известия. 1934. 5 марта. Известия. 1934. 11 мая.
- IV сессия Верховного Совета РСФСР // Известия. 1941. 2 апреля; Металлурги реализуют свои обязательства // Известия. 1941. 18 мая; Образцово произвести сев на Востоке // Известия. 1941. 8 мая.
- Известия. 1941. 24 июня.
- Комсомольская правда. 1937. 14 апреля; Комсомольская правда. 1937. 20 апреля.
- Комсомольская правда. 1937. 23 апреля.
- Комсомольская правда. 1937. 11 мая.
- Миллионная антивоенная демонстрация в США // Комсомольская правда. 1937. 8 мая.
- Комсомольская правда. 1944. 10 мая.
- Комсомольская правда. 1944. 18 апреля.[schema type=»book» name=»ГАЗЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (НА МАТЕРИАЛАХ СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)» description=»Целью исследования было изучение иллюстративного материала газетной периодики советского периода, ограниченного хронологическими рамками 1917-1945 гг. На материале основных партийных и государственных газет этого времени показывается разнообразное содержание, формы и характер иллюстративного материала в советской периодической печати.» author=»Евдокимов Артём Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]