В данной статье, во-первых, мы обращаемся к цвету как феномену субъективного восприятия человека, цвету-перцепту, чувственному образу; во-вторых, трактуем цвет как феномен, наделенный определенным смыслом, значением для человеческого бытия.
Вслед за И. Иттеном [13], можно определить, что в общем виде цвет в современной философско-искуствоведческой практике рассматривается в трех различных, но тесно взаимосвязанных семиотически-функциональных аспектах: импрессивном (воздействие цвета на человека), экспрессивном (выражение человеком посредством цвета своего внутреннего мира) и символическом (ценностно-смысловая наполненность феномена цвета в культуре).
К вопросу об истории смены различных научных обоснований направленных на изучение природы цвета: если основателем естественнонаучной теории познания цвета является И. Ньютон, то основоположником гуманитарной теории постижения цвета может быть назван Й. В. Гёте. Великий немецкий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную, в центре которой поставил идею «чувственно-нравственного действия цвета». Гёте считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие… на душевное настроение» [2]. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Согласно этим положениям, Гёте ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека
Своим учением о чувственно-нравственном действии цвета Й. В. Гёте заложил основу для понимания и исследования импрессивной функции цвета – эффектов разнообразного воздействия цвета на человека. Основная идея, «красной нитью» прослеживаемая здесь у разных исследователей – это интерпретация цвета в качестве субъекта воздействия, т.е. как активного, воздействующего начала, обладающего собственной силой, энергетикой, некой «волей», независимой от сознания человека. «Цвет, излучаемая им сила, энергия, действуют на нас положительно или отрицательно, независимо от того, сознаем мы это или нет», – говорит И. Иттен [5, с. 17]. Видимые цвета, по мнению Н. В. Серова, «воздействуют на нас, нередко минуя зрение. Воздействуют так, что порой мы и не догадываемся об этом» [9, с. 8]. «Что же в Цвете, – задает П. В. Яньшин вопросы, очерчивающие область познания психосемантики цвета, – обращено к нашему пониманию? На каком языке и о чем он нам сообщает? К чему побуждает? Что нас объединяет с Цветом?» [12].
Интерпретация импрессивного значения цветов в гуманитарной теории в целом происходит в двух взаимосвязанных контекстах: физиологическом (телесном) и психологическом (эмоционально-душевном).
В психофизиологическом контексте значение цвета интерпретируется в «терминах» физиологических реакций организма человека на цветовое воздействие; здесь происходит выявление закономерных связей между восприятием цвета и неосознаваемой физиологической реакцией нервной системы организма. «Вопрос о цветах, – пишут современные исследователи В. Ю. Ирхин и М. И. Кацнельсон, – далеко выходит за пределы естественнонаучной тематики. Даже физиологическое действие цветов гораздо сложнее тривиальных физических предсказаний, основанных на вычислении длины волны и энергии световых квантов. Желто-оранжевые цвета кажутся теплыми, а фиолетово-синие – холодными; зеленый цвет успокаивает, а красный возбуждает» [4, с. 364]. В психологическом (эмоционально-душевном) контексте исследуется «аффективная ценность» или «коннотативная значимость» цвета, закономерности воздействия различных цветов на эмоциональное состояние человека, В зависимости от этих характеристик цвета могут «нравиться» либо «не нравиться»: еще Платон отводил цветам и краскам почетное место в учении о несмешанном, беспримесном источнике наслаждения [8, с. 51]. Феномен эмоционального предпочтения цветов относится к одному из центральных в области цветовой психосемантики. Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, и столь же загадочен.
В большинстве исследований, основными психологическими характеристиками, влияющими на эмоциональное отношение (предпочтения) человека к цветовому воздействию называются традиционные характеристики цветоразличения: тон, насыщенность и светлота (яркость) являющиеся основными параметрами цветоразличения. Вместе с тем, в многочисленных экспериментальных исследованиях «аффективной ценности» цвета по традиционным параметрам цветоразличения были обнаружены различные, порой несовместимые, зависимости в системе «цвет – эмоциональный аффект» [12, с. 24], что свидетельствует о том, что эмоциональное отношение к цвету является следствием разных психологических факторов и не исчерпывается только тремя классическими психологическими характеристиками цветового восприятия.
Важным аспектом гуманитарных исследований цвета является эксперессивная функция цвета в жизни человека – использование цветов как средств выражения отношения и самоотношения, т.е. как отображения, «визуализации», опредмечивания эмоций в сознании. Основная идея экспрессивной функции цвета состоит в том, что предпочитаемые человеком цвета могут свидетельствовать о его внутреннем душевном мире, отражают поведение и сущность человека, свидетельствуют о психоэмоциональном состоянии человека.
Обращая внимание на экспрессивную функцию цвета, Н. В. Серов говорит о том, что «в нашем стремлении лучше приспособиться (к партнеру, к семье, к коллективу) цвет играет роль опредмеченных эмоций. То есть Словами можно передать «осознанное, цветами – неосознаваемое» [9, c. 22]. Н. В. Серов говорит о внутреннем цвете» души или «хромопортрете» человека. По мнению И. Иттена, «субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, … одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии… Тот, кто хочет интерпретировать субъективные цветовые проявления, не должен останавливаться на оценке только различных цветовых характеристик и их самостоятельной выразительности» [5, с. 23].
Экспрессивная функция цвета лежит в основе знаменитой методики цветовой психодиагностики М. Люшера [14], «функцией» профессор Люшер обозначил «субъективную позицию относительно цвета» [7, c. 19], которая различна у различных людей (по принципу, «приятный – отвратительный).
Особое значение импрессивная и экспрессивная функции цвета занимают в искусстве живописи, где цвет рассматривается в аспекте создания художественного образа произведения, в котором «опредмечиваются» переживания художника-творца. В импрессивно-экспессивном аспекте художественный подход к феномену цвета направлен на постижение эстетической стороны воздействия цвета, определённых сочетаний цветов – цветовых гармоний – для раскрытия создаваемого художественного образа. Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в душе человека. Оптические, душевно-эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве живописи неразрывно взаимосвязаны.
Вопрос о существовании у цветов значений и смыслов наиболее ярко обнаруживается в символической функции цвета.; происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.
Является общепризнанным, что цвета выполняют важную символическую функцию в самых различных мифологических системах. Пожалуй, именно символическая функция – первая “профессия” цвета, если судить по наскальным росписям и ритуальным захоронениям каменного века. Наиболее ранние способы использования цветов были связаны с их символической функцией – в ритуальной практике [3]. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности. Наивысшим достижением в овладении Цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета [6].
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р. М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» [11].
Б. А. Базыма выделяет три основных типа цветовой символики [1]. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа – символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
В изобразительном искусстве используются наглядно-чувственные, визуальные формы цветового символа.
В культурологии предметом специального исследования становятся символические формы, наделенные цветом, который несет определенную смысловую нагрузку, поскольку чтобы проникнуть в другую культуру, понять ее, надо научиться правильно интерпретировать значения, заложенные в символических формах и цветовых гаммах. «Цвет, – пишет М. О. Сурина, – является формой (естественного) языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные доктрины… Сведения о цветовой символике различных культур весьма важны для более глубокого понимания произведений искусства, которые, безусловно, отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи» [10, с. 8].
Разработанные в рамках гуманитарной теории методики цветового анализа и конструирования цвета, открыли возможность создания множества гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно гуманитарные знания о цвете стали использоваться в дизайне, рекламе, архитектуре, в экспериментах с новыми материалами, технологиями, несомненно, повлияв на цветовую культуру современного телевидения, компьютерной графики и полиграфии. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов обеспечивающих увеличение производительности труда и, способствующих активному и наиболее полноценному отдыху.
Список литературы:
- Базыма, Б. А. Цветовая символика и психодиагностика / Б. А. Базыма // Вестник Харьковского университета. – Серия «Психология». – 2002. – № 576. – С. 21-25.
- Гёте И. В. Трактат о цвете / Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957. – С. 112-185.
- Заан, Д. Белый, красный и черный: цветной символизм в черной Африке / Д. Заан // Психология цвета. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. – С. 47-78.
- Ирхин, В. Ю. Уставы Небес. 16 глав о науке и вере / В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон. – Екатеринбург : Изд-во У-Фактория, 2000. – 516 с.
- Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. с немец. – 2-е изд.; предисловие Л. Монаховой – М. : Издатель Д. Аронов, 2001. – 96 с.
- Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. – Л. : Фонд «Ленинградская галерея», 1990. – 65 с.
- Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2005. – 192 с.
- Платон. Филеб // Собр. соч. : в 4 т.; пер. Н. В. Самсонова – М. : Мысль, 1994. – Т. 3. – С. 11–72.
- Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – интеллект / Н. В. Серов. – СПб. : Речь, 2001. – 256 с.
- Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Изд. центр «МарТ», 2003. – 288 с.
- Фрумкина, P. M. Цвет. Смысл. Сходство / P. M. Фрумкина. – М. : Наука, 1984. – 175 с.
- Яньшин, П. В. Введение в психосемантику цвета / П. В. Яньшин. – Самара : СамГПУ, 2001. – 277 с.
- Itten, J. The elements of color / J. Itten. – N.Y., 1970. – 95 p.
- Luscher, M. Colour test / М. Luscher. – London, 1969. – 268 р.[schema type=»book» name=»ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАНИЯ ТЕОРИИ ЦВЕТА» author=»Исаев Александр Аркадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]