В настоящее время в Российской Федерации реализуется ряд целевых программ, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие меры по государственной поддержке талантливой молодежи. Например, по объему финансирования мероприятий поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи Республика Татарстан входит в группу регионов – лидеров Российской Федерации[1].
В республике Татарстан успешно действуют творческие лаборатории «Салят» — «Талант»[2]. В декабре 2014 г. по инициативе Министерства образования и науки РТ, Республиканского общественного фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» прошла школа «Открытие талантов». Ключевая цель – системное организация и управление интеллектуальной, творческой среды. Управление талантами подразумевает и управление способностями, с тем, чтобы использовать их для достижения целей организации. Во-первых талант должен быть «вписан» в коллектив, иначе вместо «мотора» он может стать причиной разлада работы. Во-вторых, талантливые сотрудники отличаются рядом качеств, которые делают управление ими весьма непростой задачей.
Управление талантами по мнению коллег это попытка спрогнозировать, какие человеческие ресурсы понадобятся компании, и создать условия для их современного привлечения [2]. Управление талантами как и управление логистикой связано с постоянной борьбой с переменчивостью и неопределенностью. Силы движущие управлением талантами имеют два глубоких проявления: власть перешла от компании к персоналу, стоимость таланта растет («золотой парашют»). Во-вторых, умелое управление талантами стало ключевым источником конкурентного преимущества[3]. Управлять талантливыми людьми означает обеспечить их такими задачами, которые могут совпадать с их стремлениями.[4]
Талант — определённые или выдающиеся врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, одарённость.
Широко распространено мнение, что талант является следствием только врождённых, генетически обусловленных особенностей человека или даром, полученным от Бога. Многолетние экспериментально-педагогические исследования, проведённые в СССР в 50-е 60-е годы А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским, привели к версии, что каждый нормальный человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека[5].
Говоря о классификации таланта необходимо отметить, что современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
1.Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам); 2. Цифровой (характерен для математиков, программистов); 3.Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); 4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам); 5. Физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); 6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе); 7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами); 8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы); 9. Предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).
В этой связи С.А. Карташов и коллектив авторов рассматривая отдельные характеристики термина «талант», отмеченные А. Робертсоном и Г. Эбби, проясняют, что они означают [2].
- Стремление к личному росту: талантливые люди хотят работать с теми менеджерами, у которых могут учиться, которые с удовольствием направят их к другим профессионалам с целью научиться большему;
- Стремление к постоянному движению вперед: талантливые люди жаждут персонального роста не ради самого роста. Им нужен персональный рост для самих себя. Они также хотят иметь шанс использовать этот рост;
- Стремление везде успевать: талантливые люди не любят тратить время и не выносят, когда другие тратят их время. Они хотят работать и преуспевать. Пропасть между идеей и результатом возникает в среде, требующей напряжения и усилий, и талантливые люди не оставят проблему нерешенной, а погрузятся в нее. От других они ожидают того же. Талантливые люди могут выглядеть нетерпеливыми и требовательными, они такими и являются, но не без причины;
- Стремление к осмысленности и результату: талант стремится быть в движении не только ради движения;
- Стремление к действию и выбору: талантливым людям нужна свобода самовыражения;
- Стремление к чувству собственного достоинства: талантливый человек хочет, чтобы его считали личностью, а не одним из многих, чтобы его выслушали и услышали;
- Стремление к непринужденности: неординарные люди не особенно нуждаются в других — в большинстве случаев они стремятся к самодостаточности [2].
В нашем Отечестве обращение к таланту имеет давние корни. Историческим примером применения talent-менеджмента является опыт России петровских времен. Как известно, целью политики Петра I было превратить Россию в европейское государство. И он решал эту задачу классическими средствами управления талантами: поставил правильных людей на правильные должности в правильное время в соответствие со стратегическими целями. Но как он определил этих людей и где нашел? Петр I понимал: существующий государственный аппарат (менеджеры) не способен решать поставленные задачи и не обладает соответствующими управленческими и профессиональными компетенциями (навыками), а поэтому переучивать существующий аппарат (как военный, так чиновничий) неэффективно. Тогда Петр I сформировал резерв талантов из числа молодых соотечественников (hiqh potential, сокращенно HiPo). Средой, из которой отбирались таланты (talent), стала дворянская молодежь. Причиной такого выбора было наличие у молодого дворянства: желания учиться (способность к обучению); стремления сделать карьеру (лидерские качества); потребности изменить положение дел в стране (способность к инновациям); патриотизма (наличие системы ценностей); преданности Петру (лояльность).
В мире началась новая волна кадрового кризиса. Если раньше компании в процессе привлечения кандидатов были нацелены на всю студенческую аудиторию, то сейчас все больший интерес вызывает прослойка «золотой молодежи», «звездочек», которые являются в будущем перспективами кандидатами для развития среднего и топ-менеджмента. Борьба за таланты создает новую реальность делового мира[6].
Уже сегодня дистанционные технологии получили широкое распространение в образовательном пространстве. В этой связи мы бы хотели обозначить неоднозначность, скажем только положительное, названной технологий. На наш взгляд необходимо учесть те опыты, которые наработаны как в мировой, так и в российской практике. Так, в результате масштабного эксперимента был создан образовательный консорциум (платформа EDx, созданная в 2012 г. двумя университетами Harvard и MIT). Проект нацелен на создание «университета для миллиарда» с интеллектуальной специализированной экосистемой, позволяющей проводить анализ работы каждого студента[7]. В результате участники консорциума EDx смогут идентифицировать и отбирать студентов, продемонстрировавших лучшие результаты в открытых онлайн-курсах, приглашая их на собственные кампусы для очного обучения. Другой проект кооперации в образовании – Minerva Schools – программа международного бакалавриата нового типа[8]. Партнеры программы предоставляют выпускникам пожизненную карьерную поддержку: мир глобален и все лучшее возникает на пересечении разных знаний и технологий, все должно быть прочувствовано на практике.
Бытует мнение, что попытка создания равных благоприятных условий для большинства, инклюзивности образования и воспитания обернулась культурной гомогенностью общества и унификацией личности. Таким образом, наука, как результат деятельности талантливых личностей, пытаясь помочь выжить как можно большему количеству людей, отняла у меньшинства прерогативу быть единственными субъектами создания реальности и дала возможность создать единую, общедоступную массовую культуру большинства [3].
Более того, ученый, от результатов научного творчества которого буквально зависела судьба всего человечества, А. Эйнштейн писал, что «настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности», чем еще раз подтвердил необходимость постоянного соразмерения возможностей технического развития и его последствий с общечеловеческими ценностями.
Сегодня личность не всегда успевает освоить новые реалии, происходит личностное отторжение вследствие того, что не произошла инкультурация в собственную культуру [9].
Опыт и научные изыскания исследователей показывают что, все духовные и материальные блага современного общества представляют собой результат сложного взаимодействия талантливых личностей на протяжении всего существования человеческого рода. С большой долей условности процесс формирования современного мира можно представить как трансформацию представлений человека о себе и окружающем мире. Двигателем этого процесса была талантливая личность, яркая индивидуальность, которая, реализуя себя, изменяла мир вокруг.
Говоря о деятелях искусства, т. е. тех, чей талант реализуется в духовно-эмоциональной сфере через создание образов, следует заметить, что субъекты художественного творчества не менее детерминированы моралью, чем субъекты научного творчества. Искусство как результат художественного творчества, несмотря на то, что реализуется в материальных формах, ценно тем, как смысл, идея, нашедшие самое «правильное» с точки зрения человека воплощение. Как исключение выступают крупные архитектурные формы и произведения ювелирного искусства, т. е. виды искусства, где ценность имеет сам материал, цена шедевра живописи как материального предмета, лишенного всех характеристик культурного блага. Следовательно, в данном случае смысл наделяет произведение искусства ценой культурного блага; не сумма, затраченная на кисти и краски, составляет цену, а глубина раскрытия заложенной идеи [3].
Необходимо оговориться, что искусство ориентировано на духовный мир человека тотально, ведь лишенное темпоральной ограниченности искусство моделирует ситуации, требующие морального выбора и этического осмысления. Личность как реципиент искусства проживает не одну биологическую жизнь, решая поставленные искусством проблемы, присваивает себе моральный опыт, выходящий за границы своего собственного существования. Примеры разрешения моральных коллизий представляют собой образцы поведения, которые могут быть применимы в дальнейшем в качестве априорного морального знания. Еще Аристотель подчеркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти.
Более того, в обыденном сознании закрепилась функциональная связь искусства и воспитания — «воспитывались на сказках Пушкина. Так как это было одним из средств социализации ребенка. Т.е. в ребенке формировали социально приемлемые ценности. Сюда можно отнести классическую музыку, военно- патриотические фильмы.
Оговоримся искусство — это прежде всего субъективное осмысление мира. В свое время Г. Гегель называл искусство низшей формой познания истины. Г.Гегель объяснял такое недоверие к познавательным возможностям искусства тем, что в нем не существует четких и однозначных критериев художественной ценности, в отличии от науки, где имеется совокупность критериев научности. Следовательно, идеи, утверждаемые художественным творчеством, проходят субъективный моральный контроль и потому наиболее подвержены искажению.
Безусловно, талантливая личность — это прежде всего живой человек, которому ничто человеческое ни чуждо. Мораль как приобретенная совокупность понятий, не являясь абсолютным знанием, может подвергнуться любым искажениям и субъективным интерпретациям. Какими бы выдающимися интеллектуальными качествами не обладала личность, внешнее воздействие, в конечном счете, определит моральный вектор ее развития.
Как видим талант — природная одаренность и выдающиеся способности к какой-либо деятельности (научной, политической, художественной и т. д.). Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое выявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в дошкольном возрасте. Своевременное распознавание таланта всемерно помогает его становлению. Развитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюбия. Лень, малодушие подрывают талант, он теряет блеск, затухает. Лучшее средство развития таланта — систематический, напряженный труд. Он превращает талант в реальную творческую силу.
Мы не знаем, что будет впереди, и мы не знаем, что делать. Поэтому мы не можем помочь нашим детям, а они должны быть максимально самостоятельными, ранее говорил в интервью KazanFirst начальник управления образования и инноваций Центросоюза, один из разработчиков программы «Стратегическое развитие молодежи России» Сергей Гиль. Самое лучшее, что мы можем сделать для них — прокачать в них все, что возможно, с позиции знаний, умений, навыков, ценностей, а затем отпустить. Такая прокачка предполагает несколько вещей: нужно точно определиться с конкретными компетенциями и умениями детей, нужно этим умениями дать площадки, чтобы у молодых людей была возможность заниматься с участием менторов, специалистов. И нужно дать ситуацию, когда они при помощи своих умений начнут делать свои собственные продукты. Нас не интересуют намерения, нас интересуют результаты. В Татарстане создана блестящая инфраструктура развития потенциала молодежи. Но где этот потенциал затем применяется? Здесь нужно заточить всю систему, чтобы она не просто развивала намерения детей, а чтобы она сосредотачивалась и на продуктивности, и на результативности. Это изменение педагогического отношения к самому вопросу занятости.
Высшее образование – это вершина социально-культурной структуры, и оно наиболее плотно связано с потребностями общества, чем все остальные элементы системы образования. От того как оно будет выстраивать стратегию и тактику в образовательном процессе, зависят содержание, методы и формы образования в низших звеньях и в дополнительном образовании. Формирование ценностных установок личности в высшем образовании зависит от позиции ценностных изменений в институциональных функциях, так и от принципов отбора знаний в предметно-сущностных функциях образования.
Скорее всего, к 2030 году система высшего образования станет финансовым рынком со всеми существующими в финансовом секторе инструментами – долгосрочными кредитами, страхованием, институтами венчурного рынка, бизнес-инкубаторами.
Список литературы:
- Карташов С.А. Управление талантами как PR-технология /А.С. Карташов, Ю.Г. Одегов, Д.В. Шаталов //Вестник Омского ун-та. Сер. Экономика.-2013.-№1.
- Слепцова А.О. Моральная ответственность в научном и художественном творчестве /А.О. Слепцова // Социально-экономические явления и процессы.-2012.-№10.
- Слепцова А.О. Феномен талантливой личности как полифункциональное проявление дарований //Аналитика культурологии.-2010.-№16.
- Талант [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wikipedia.ru
- Что заставляет талантливых людей развиваться? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Шалаева М.В. Гений и талант: соотношение понятий //Изв. Рос. гос. пед. ун-та им.А.И. Герцена.-2008.-№54.
[1] Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы (выдержки из проекта программы).
[2] Татарский республиканский молодежный общественный фонд
[3] Благодаря рекрутерам компания готова взять специалиста подумывающего о смене работы и под него открывает позицию. Происходит формирование «пула талантов».
[4] Результаты мониторинга ситуации на российском рынке труда компании Axes Management показали, что в 2010 г. российские работодатели тратили на обучение сотрудников почти вдвое меньше, чем в докризисном 2008 г. А показатели текучести кадров хотя и сопоставимы, но увольнения по собственному желанию происходят в два раза чаще, чем по инициативе работодателя.
[5] www.wikipedia.ru Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
[6] Компаниям нужны люди; конкурентное преимущество – талантливые сотрудники; более талантливые работники имеют огромное значение; дефицит талантливых людей; люди склонны к смене компаний, а их обязательства краткосрочны; люди требуют гораздо больше. Персонал – ресурс.
[7] Целевой аудиторией являются студенты в возрасте 20-35 лет со всего мира, большая часть которых к 2020 году будет обладать connected devices – смартфонами, планшетами, компьютерами с постоянным доступом в Интернет (умные интернациональные толпы). Это один из самых успешных проектов кооперации в образовании предлагающий бесплатно лучшие образовательные курсы в онлайн-формате.
[8] Отбор студентов носит также глобальный характер, а выпускники должны стать лидерами завтрашнего дня для глобального мира («Education Tomorrow’s Leaders and Innovators»).
[9] Социологи из Колумбийского университета опубликовали отчет под названием «Доклад о мировом счастье», в котором был составлен рейтинг стран по «уровню счастья». Первые позиции данного рейтинга заняли страны Западной Европы, самыми «несчастными» были респонденты из Западной и Центральной Африки, что свидетельствует о прямо пропорциональной зависимости между научно-техническим прогрессом и комфортом, который, по сути, и является если не счастьем, то его основой. Данный вывод далеко не нов, пирамида потребностей по А. Маслоу не предполагает «прыжка через ступени», т. е. без удовлетворения базовых потребностей о самореализации как единственном пути к счастью говорить невозможно.[schema type=»book» name=»ТАЛАНТ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ» author=»Калимуллин Диловар Диловарович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]