Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ В ДОСУГЕ, КУЛЬТУРЕ, ИСКУССТВЕ

Досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. В свободное время человек стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Однако, с другой стороны, увеличение количества свободного времени в структуре социального бытия и развитие научно-технического прогресса задали новый вектор развития досуга, при котором главной его функцией стала развлекательная, а сам он стал ассоциироваться исключительно с ничегонеделанием, развлечением, расслаблением, наслаждением, самореализация личности отошла на задний план[1]. Эта ситуация является губительной и требует усилий со стороны личности для ее преломления в лучшую сторону. Мы полагаем утверждение приоритета самореализации личности в рамках досуга, восстановление его полифункциональности, а также возвращение ему всей полноты и разнообразия должны стать первоочередными задачами современного общества [2].

Дело в том, что идеал досуга — это отражение общественно акцентируемых форм отношений, а реальный современный досуг довольно часто расходится с ним. Приведённые доводы приводит нас к пониманию того, что досуг — это не чётко определяемое и отграниченное от других сфер понятие, а то пространство жизнедеятельности, в котором наиболее ярко проявляются последствия трансформаций, происходящих в современном обществе, и которое позволяет представить совокупность факторов, определяющих объём, содержание и структуру досуга.

Индустрию досуга относят к основным составляющим массовой культуры. В свою очередь компонентами индустрии досуга являются фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры (виртуальные музеи, Ночь музеев, Велоночь, электронные библиотеки), представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

Исследователи выявили три уровня массовой культуры: кич, мид, арт. Мид-культура – один из трех уровней массовой культуры, обладающий некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающий в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Безусловно, благодаря этому общий уровень современной массовой культуры, продвигаемый индустрией досуга, возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Например, можно заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня [7]. Сейчас поменялись полюса —мейнстримом стали вещи, изготовленные «по чертежам инженеров», вещи воспевающие успех промышленности и мощь человеческого разума. Разум — не в моде (в моде — чувства), промышленность, как выяснилось, только загрязняет нам окружающую среду. А вот модной пикантной новинкой, указывающей на твою прогрессивность, стал как раз-таки тренд хендмейд — сделанные вручную, кустарным способом изделия.

Необходимо здесь оговориться, на базе новых информационных технологий начался новый виток развития мировой экономики, в т.ч. образования.

Среди основных направлений массовой культуры нашего времени исследователи выделяют:

Как видим, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Как видим, это — способ существования современной культуры и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Безусловно, трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности молодежи детерминированы: во-первых, изменениями, произошедшими в стране; во-вторых, технологическими и культурными изменениями, произошедшими в постиндустриальном обществе глобального масштаба, например: появление глобальной сети Интернет; в-третьих, трансформацией ценностного сознания молодежи.

Проведенные социологические исследования [3, 6, 9, 10, 11] позволяют говорить о том, что трансформации в сфере досуга молодежи произошли на содержательном уровне и в этом особенность молодежного досуга.

Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой в этом так же проявляется специфика молодежного досуга. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.

Необходимо отметить, что занятия, которым посвящают свой досуг современные молодые люди, формируют у них определенный тип досугового поведения, складывается определенная культура проведения досуга, которая в свою очередь является одной из детерминант, формирования молодежных субкультур носящих досуговый характер [1]. В ХХ веке происходила трансформация произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. В эпоху технической воcпроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности. Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста — многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними — то, что всегда было в компетенции культуры. Более того, когда начался отток производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, культурные индустрии выступили спасительным антикризисным средством.

Современная практика показывает, что опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, дали приют независимым творческим компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик европейских городов.

Данную тенденцию подтверждает и журнал «Business Week» где впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а в 2001 году вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика», возвестившая наступление постинформационной эпохи, для которой информация и знания — это ресурс, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество.

Творческие люди сегодня — это не только художники, писатели, артисты — представители творческих профессий. Творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни — в промышленности, в бизнесе, в управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальный активы. Дело в том, что человеческий, творческий капитал любой компании становится важной частью ее финансовой состоятельности. Тем более творческий, креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире. Следовательно, основной урок, преподанный культурой производству и бизнесу на рубеже веков — урок творчества.

В начале XXI века стала популярна новая концепция «креативного класса»[2]. Это понятие стало широко использоваться после появления бестселлера социолога Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [8]. В книге говорится о том, как представители творческих профессий формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте.

В каждом регионе, например Германии, эксперты провели мониторинг креативных индустрий, по итогам которого были разработаны рекомендации для политиков и городских администраций. Обычно разработчики рекомендаций рассматривают три ключевых аспекта: сетевые взаимодействия, маркетинг и имидж региона, возможности институционализации и сотрудничества.

В частности, 2004 г. в отчете, посвященном креативным индустриям Лондона, креативность впервые была названа самым важным из факторов производства и необходимым условием городского развития. В свою очередь культура является почвой для рождения и роста креативности. Город с развитой культурой (логистикой) притягивает больше креативных людей. Таким образом, время дало свой ответ в многолетних спорах вокруг коммерциализации искусства и культуры. Раньше многие полагали, что сферы культуры и экономики несовместимы друг с другом. Теперь же, по мнению известного социолога Ричарда Флориды, они сближаются.

Сегодня можно сказать, в культуре, наполненной какафонией, все отчетливее ощущается потребность в молчании, которое порой определяется как то единственное, чего еще не хватает «для пополнения золотого фонда культурных ценностей человечества» [5]. Постепенно «молчание» приводит к успокоенности, восстанавливаются сожженные некогда мосты к традиционной культуре, вновь возникают в обогащенном современностью виде ценности, добытые, развитые культурами прежних эпох. Распавшаяся связь времен восстанавливается, и в который уже раз выявляется, что «рукописи не горят».

Современная постмодернистская культура — это культуpa, мучительно, но неуклонно преодолевающая пропасть между старым и новым, созданным и создаваемым. Ее ткань насыщена «знаками», символами культуры, в ней вырабатывается «консенсус» стремлений сберечь традицию и не отстать от времени.

Наконец, последняя из выделяемых тенденций эволюции культуры на современном этапе отражает процесс изменения личности как субъекта культуры. Многообразие культуры из внешнего личности становится внутренним, превращается в важнейшую характеристику ее внутренней жизни.

Мы полагаем, созидание личностью современной культуры предполагает удаленность ее как от попыток отказаться от стремления к целостности, так и от фальшивой имитации цельности. Внутреннее противоречие и стремление его разрешать — естественное состояние духовной жизни личности как субъекта культуры. На смену одномерному человеку приходит личность, воспринимающая противоречие не как трагедию, но как стимул для разворачивания творческого процесса.

Список литературы:

  1. Батнасунов А.С. Трансформации молодежного досуга в современном российском социуме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1863
  2. Ермилов А.В. Современные социокультурные тенденции развития досуга[Электронный ресурс]. Режим доступа:
  3. Зборовский Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи //Социс.-2006.-№12.
  4. Как мы отдыхаем? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  5. Касатенко А.Н. История и теория реституции культурных ценностей // Вестник Таганрогского института управления и экономики.-2013.-№1.
  6. Лисаускене М. В. Поколение next — прагматичные перфекционисты или романтики потребления //Социс.-2006.-№4.
  7. Массовая культура [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  8. Ричард Флорида Креативный класс: люди, которые меняют будущее /пер. с англ.-М.: Изд. дом «Классика — XXI», 2007.-421с.
  9. Седова Н. Досуговая активность граждан //Социс.-2009.-№12.-с.56-68
  10. Суровицкая А. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики //Власть.-2010.-№1.-С.70-73
  11. Ядова М. А. Поведенческие установки постсоветского поколения //Социс.-2006.-№10

[1] Ценностное воздействие массовой культуры на современный досуг происходит через массофикацию последнего. Это процесс, на который ориентируются профессионалы массовой культуры и досуга, доносящие определенные культурные коды до повседневных структур. В процессе массофикации досуга трансформируются в сторону упрощения его функциональные характеристики. Под влиянием массовой культуры в досуговой сфере, несмотря на ее многофункциональность, в большей мере реализуются такие функции как рекреационная и адаптационная, что негативно отражается на ценностном потенциале досуговой сферы (А.С. Двуреченская); Как выяснили специалисты ФОМ, для большей части населения время – ресурс не особо дефицитный. На вопрос: «чего больше не хватает – денег или свободного времени?» 50% ответили – денег. 11% заявили о катастрофической нехватке времени, 27% — ни времени, ни денег, 10% — хватает всего, 2% ответить затруднились (2007 г.) Режим доступа: .

[2] В XIX веке Карл Маркс рассматривал в своих трудах всемирно-историческую роль пролетариата.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ В ДОСУГЕ, КУЛЬТУРЕ, ИСКУССТВЕ» author=»Калимуллин Диловар Диловарович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found