В условиях нарастающей глобализации и информатизации исторически сложившееся российское социокультурное пространство подверглось новым вызовам и испытаниям.
Многочисленные исследования свидетельствуют о сложных трансформациях, происходящих в духовной сфере российского общества. Именно здесь с необычайной скоростью нарастают деструктивные явления, проявляющиеся в расшатывании традиционной системы ценностей, в потере нравственных ориентиров, в проникновении в сознание людей сомнительных ценностей. Изменяются потребности, интересы, цели индивидов, характер социальных связей (нарастает индивидуализация), разрушается национальная идентичность.
Становится все более очевидным, что трансформирующееся российское общество переживает утрату целостности. В президентском послании к Федеральному собранию в декабре 2012 г. отмечалось: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились»[1].
Таким образом, первостепенное значение сегодня приобретает проблема сохранения духовных основ российского общества – тех корней, из которых произрастает национальный дух, национальное самосознание и национальная культура русских людей. В этой связи необходимо выявить те предпосылки, которые формировали русскую духовность, российскую ментальность.
Духовность – весьма сложное явление, но оно всегда выражает некое единство, целостность, характеризующее общество, народ, культуру. Русская духовность всегда выступала подлинным интегратором общества. На всех этапах социокультурного развития России она проявлялась как форма прогресса, ее результаты всегда были ориентированы на гуманистические идеалы и ценности.
Исследование динамики духовного процесса в России, выявление его истоков предполагает обращение к историческому материалу. В русской истории роль духовных основ традиционной культуры и ментальности выполняло православие, которое укоренило в русской душе и в характере народа идеалы человеколюбия и правдолюбия, формирующие нравственно-духовные установки обостренного чувства справедливости, сострадания, жертвенности и человеческого долга. Таким образом, сформированный идейными установками православия культурный образец в своей основе имел приоритетное развитие духовных ценностей.
Становление христианского мировоззрения в период средних веков пришлось на период тяжелейших испытаний русской истории. Междоусобные споры, феодальная раздробленность, отягощенные столкновениями с кочевниками, закрепляли в сознании русского человека чувство исторического пессимизма. Это способствовало формированию в русской ментальности таких установок, как 1) бесконечная терпимость; 2) самопожертвование ради блага целого; 3) смирение в отношении к произволу, страданию, нарушению свобод и прав личности.
Историческое развитие русской культуры – это бесконечная череда событий, основанных на героическом подвиге и терпеливой жертве. Известный отечественный мыслитель, академик А. М. Панченко в своем труде «Русская культура в канун петровских реформ» высказал мысль о том, что «Россия ставит героизм выше одоления, а самопожертвование и самоотречение выше силы. Именно поэтому в качестве символов избирались не легкие, а тяжелые, жертвенные победы: подвиг и жертва неразделимы» [2, с.201].
Еще одна особенность эволюции русской духовности – духовное подвижничество, в основе которого русская святость, переполненная различными испытаниями. Известный русский религиозный мыслитель Г. П. Федотов писал о «трагедии древнерусской святости», представленной в противостоянии «нестяжателей» и «иосифлян». Первый тип святости – «нестяжание» был представлен в образе и учении святого Нила Сорского [3]. Проявление такого рода святости было основано на любви, кротости и всепрощении. Духовная жизнь предполагала отрешенное созерцание, духовное самоуглубление и «умную» молитву. Идеалом «нестяжателей» было духовное подвижничество – собственную бедность они предпочитали милостыне и защищали духовную свободу независимую от материальных ценностей.
На наш взгляд, нестяжательство и является основой духовности. Это отсутствие стремления подчинять себе окружающий мир, делать его средством удовлетворения собственных потребностей. Это то качество, которое воспитывалось высокой культурой – религией и философией.
Представления русских о добре, истине-правде, справедливости позволяют более глубоко осмыслить природу нестяжательства. В русской культуре сложилось свое особое понимание добра. Еще Н. Бердяев, в работе «Смысл истории», отметил различие в представлениях о добре, существующих в античной и христианской культурах. Если для греков добро – это закономерное и необходимое свойство мира, следствие разумности, рациональности его устройства, то в христианстве оно есть результат усилий и упорного труда человеческого духа. Но для того, чтобы такую работу произвести, человеческий дух должен быть свободен, не ограничен в своей деятельности слишком настойчивыми требованиями организма. Бердяев пишет: «Христианская история освобождения человека от природы должна была привести к тому, что человек ушел во внутренний духовный мир, чтобы в нем совершить какую-то огромную героическую борьбу с природными стихиями, чтобы преодолеть эту подвластность человека низшей природе и выковать человеческий образ, выковать свободную человеческую личность. Это великое дело, центральное в судьбе человека, было сотворено христианскими святыми» [4, с.140-141].
Итак, основой жизни, важнейшими ценностями в христианской культуре выступают аскетизм и воздержание. Всякое наслаждение в православии рассматривалось как грех, потому что наслаждение усиливает индивидуализм, уводит человека к себе самому, отрывает от других, чем и разрушается гармония целого. Гармония же поддерживается исключительно посредством воздержания и самоотказа. В православии сформировано глубокое убеждение, что мир существует и правильно движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. К. Касьянова считает, что это очень разумная и правильная точка зрения на мир. В спокойное время она уходит в нашем сознании на второй план, зато в период испытания, когда незащищенность и мимолетность нашего существования становится очевидной, мы возвращаемся к ней, и она стабилизирует наше мироощущение и дает силы переносить непереносимое [5, с.121].
Христианство сохранило древнее отношение человека к миру и к самому себе. Мир не нами создан, это наше временное пристанище и к нему надо относиться с уважением и терпением. Ощущение временности существования человека в мире отодвигает на второй план всякую деятельность, связанную с обеспечением материального благосостояния, устройства в этом мире. Этим определяется важная черта русского национального характера: отсутствие стремления что-либо менять без крайней необходимости. Всякие изменения обычно спровоцированы у нас внешними обстоятельствами, давлением внешних факторов и сводятся к поверхностным изменениям, не затрагивающим внутреннего слоя.
В ходе свершения исторических трансформаций, после революции 1917 г. традиционные христианские ценности и добродетели были заменены общечеловеческими установками гуманизма.
В 90-е годы – принцип уважения старших и ценность совместно-коллективного труда отменены культом частной собственности и развитием независимой эгоистической личности; нравственность оказалась поглощена абсолютной вседозволенностью, а любовь, милосердие и самопожертвование нивелированы западно-европейской психологией самоутверждения; западные модели потребления и культурные образцы стали постепенно вытеснять собственные культурно-исторические традиции и образцы поведения.
Исторический опыт России, связанный с духовным кризисом современного российского общества свидетельствует о необходимости возвращения России к нравственным, духовным истокам – к русским традициям. Именно представления о добре и зле делают народ единым целым, являются одной из важнейших составляющих в структуре идентичности. В нашей культуре существует убеждение, что добро – это взаимопомощь. Добро создается самоограничением, самоотречением ради других. Так говорит нам наше моральное чувство. И занятый устройством только своих дел человек ощущает, что живет «неправильно». У нас пока еще сохраняется чувство единства, ощущение «Мы», которое заставляет нас соучаствовать в делах другого [6, с.122].
В заключение отметим, что первостепенная задача современного российского общества – сохранение целостности. Это требует выработки русской национальной идеи, способной возродить идеи патриотизма и чувство гордости за свое Отечество. Президент РФ, В. В. Путин в послании к Федеральному собранию в декабре 2012 г. отметил, что «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [1].
Список литературы:
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138990
- Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л.: Наука, 1984. – 205 с.
- Федотов Г. П. Русская религиозность. Часть 2. XIV. Трагедия древнерусской святости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
- Бердяев Н.А. Смысл истории. – Париж: ИМКА-Пресс, 1969.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: ИНМЭ. 1994.
- Низовцева Л.В. Русский национальный характер: прошлое и настоящее. Вестник ЮРГТУ (НПИ). Сер. Соц.-экон. науки. — 2013. — № 4.[schema type=»book» name=»СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА» description=»Статья посвящена проблеме социокультурной трансформации российского общества. Активные процессы глобализации, радикальный разрыв с традиционной системой ценностей привели российское социокультурное пространство к глубокому кризису. Исторический опыт России свидетельствует о необходимости возвращения России к нравственным, духовным истокам – к русским традициям.» author=»Низовцева Лариса Владимировна, Говорова Кристина Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]