Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Современный мир и его влияние на ценностные основания российского профессионального образования

Процессы, связанные с глобализацией современного мира, такие как: разрушение Западом суверенитета отдельных стран и создание на их территории состояния хаоса, обнищания, голода и, как следствие, массовое переселение проживавших там граждан в пределы почти всех благополучных европейских государств, свели представителей различных культур максимально близко, обострив тем самым проблемы их взаимопонимания и общежития.

Известно, что сегодня западная цивилизация, являясь «законодателем мировой культуры», предлагает современному обществу набор новых ценностей. Запад трансформирует существовавшие столетия «устои» отказываясь от прежнего трактования «постулатов» изложенных в т.ч. и в религиозных писаниях. И здесь уместно вспомнить то, что в период средневековья католическая церковь и её  «инквизиция», отстаивающая религиозные ценности, отправляла на «костер» или жестоко преследовала тех людей, которые отвергали «истину» изложенную в священных канонах и писаниях. Тем не менее, сегодня мы видим, что некоторые религиозные лидеры стран Запада сами стоят во главе создания и утверждения «новой европейской культуры», благословляя однополые браки и поощряя поведение граждан далёкое от образа «доброго самаритянина».

Указанное выше, не во всём коррелируется с ценностным мировоззрением представителей стран остального мира, в первую очередь, Востока и Центральной Азии. Поскольку Восток неизменно следует традиционным ценностям, основные из которых изложены в религиозных концепциях, можно прийти к выводу, что в условиях массового переселения иноземцев в Европу, активной деятельности группировки ИГИЛ и других радикальных организаций (а представители ИГИЛ уже есть в Европе), Запад, его ценностную систему, в обозримом будущем, ждут серьёзные испытания.

На Валдайском форуме В.В. Путин констатировал, что всему международному сообществу пора, наконец, понять, с чем мы имеем дело. По сути, с врагом цивилизации, человечества и мировой культуры, который несёт идеологию ненависти и варварства, попирает мораль, ценности мировых религий, в том числе и ислама, компрометируя его. Нужно чётко провести грань между истинным исламом, ценности которого – это мир, семья, благие дела, помощь ближнему, уважение к традициям, и той ложью, ненавистью, которую сеют боевики, прикрываясь исламом[1].

Учитывая вышеизложенное, перед Россией также стоит важнейшая задача по определению своего места и роли в этом процессе. С одной стороны, государству необходимо сосредоточиться на решении внутренних социально-экономических проблем, поскольку экономика страны испытывает сегодня последствия европейских санкций – падение цен на традиционные товары нашего экспорта, и др.

С другой стороны, наша страна, являясь евразийской державой, уже в силу своего геополитического положения, вынуждена, а порой и просто обязана, влиять на происходящие вокруг неё политические процессы. Акцентируя внимание мировой общественности на соблюдение норм международного права, ценностей гуманизма и толерантности, Россия должна участвовать в конструировании и установлении «нового мирового порядка».

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил, Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией[2].

Говоря о важности происходящих явлений мы отдаем себе отчет, в том, что решение указанных проблем потребует не только больших материальных затрат, но и человеческих усилий, ресурсов связанных с высоко подготовленным человеческим потенциалом нашего государства, а данная проблема решается образованием граждан.

Необходимо отметить, что глобализация в профессиональном образовании оказывает влияние на трансформацию его ценностных оснований. Образование в современных условиях выступает в качестве международного института, что теоретически сделало его получение более доступным в любой стране мира; образование вышло за рамки государства и приобрело такие черты как прагматизация и коммерциализация; возросла потребность в специалистах нового формата, максимально адаптированных к условиям единого мирового экономического пространства, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно выявлять и решать различные проблемы, связанные общественным развитием; новые информационные технологии активно внедряются в науку и образование, происходит увеличение мобильности студентов и преподавателей (стажировки, обмены и т. п.); открываются дополнительные возможности для участия страны в международных образовательных проектах и т. д[3]. Всё указанное положительно влияет на подготовку современных специалистов. Тем не менее, с точки зрения социально-философского анализа, необходимо обратить внимание на ярко выраженную отрицательную сторону процесса глобализации в сфере образования, а именно откровенное навязывание Евросоюзом неких «универсальных» ценностей европейского образовательного пространства, что нивелирует национальную идентичность россиян.

Например, декларируемое и навязываемое мнение о «преимуществе» западного образования на мировом рынке труда направлено на формирование общего мнения о неспособности России к самостоятельному развитию, на полное стирание в сознании людей, в первую очередь самих россиян, образа величия российского государства как сверхдержавы[4].

Осуществляется попытка переориентации молодежи на ценности массовой культуры и общества потребления, происходит экспансия западных начал организации социального пространства.

Сегодня налицо конкуренция технологий, «мозгов» и человеческих ценностей. А они создаются, культивируются и усваиваются субъектами, в первую очередь, в научно-образовательных организациях государства. Соответственно, в указанных учреждениях, в ходе образовательного процесса, необходимо разъяснять обучающимся важность сохранения сложившейся традиционной мировой культуры и базовых ценностных оснований для дальнейшего развития современного мирового сообщества. В.А. Алексеенко считает, что, подготовка специалиста нового формата, максимально адаптированного к условиям глобализации, должна решаться на уровне мировых стандартов через дальнейшее совершенствование содержания, методов и средств обучения[5].

В условиях современного мира, навязыванию некоторых несовместимых с национальным менталитетом россиян западных ценностей, государство и общество должно противопоставить свой собственный духовно-нравственный потенциал, свою многовековую систему духовно-нравственных идеалов и мировоззренческих установок. И образовательным организациям профессионального образования в этом смысле отводится важнейшая роль. Поскольку именно там готовятся, воспитываются и формируются новые граждане России.

В нашей стране более 180 наций и народностей, и пять мировых религий.

Россияне, за свою тысячелетнюю историю, научились жить в дружбе и согласии, находясь «под одной крышей», в многонациональном и многоконфессиональном государстве, ценить и укреплять характерные ему традиции и уклад жизни многочисленных народов России. Более того современное российское общество, через участие в работе международных организаций, готово поделиться этим опытом с другими, в т.ч. европейскими странами, что будет способствовать формированию нового гармоничного мирового сообщества, основанного на толерантности, взаимоуважении и справедливости.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. gazeta.ru/politics/2015/10/22_a_7836545.shtml
  2. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 12.12. 2012. – www.rg.ru
  3. Котухов А.Н. Ценностные основания образовательной деятельности в образовательных учреждениях ФСБ России пограничного профиля: дис. … канд. фил. наук. М.: 2013. С.78.
  4. Котухов А. Н. Тенденции изменения и основные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в условиях глобализации / А. Н. Котухов // Молодой ученый. – – №3. – С. 1093-1098.
  5. Алексеенко В.А. Система управления качеством высшего образования: содержание, моделирование, оптимизация: автореф. дис. … д-ра. фил. наук. М.: 2010.

[1] www.gazeta.ru/politics/2015/10/22_a_7836545.shtml

[2] Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 12.12. 2012. – www.rg.ru

[3] Котухов А.Н. Ценностные основания образовательной деятельности в образовательных учреждениях ФСБ России пограничного профиля: дис. … канд. фил. наук. М.: 2013. С.78.

[4] Котухов А. Н. Тенденции изменения и основные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в условиях глобализации / А. Н. Котухов // Молодой ученый. –  2014. – №3. – С. 1093-1098.

[5] Алексеенко В.А. Система управления качеством высшего образования: содержание, моделирование, оптимизация: автореф. дис. … д-ра. фил. наук. М.: 2010.[schema type=»book» name=»Современный мир и его влияние на ценностные основания российского профессионального образования» author=»Котухов Александр Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found