В настоящее время существует несколько трактовок понятия интеллигенция: философско-теологическая, социологическая, этико-политическая, этико-просветительская, социально-экономическая (советская), западная (выделяющая интеллектуалов) и этико-культурологическая.Интеллигенция – необходимая составная часть всякого интеллектуального слоя, допускающего свободное этическое самоопределение своих членов. Другая его часть – интеллектуалы, образованные и креативные люди, этически непросвещенные или имеющие искажённую (по сравнению с общепринятыми ценностями) этику. Соотношение интеллигенции и интеллектуалов варьируется, но полное вытеснение одних другими невозможно.
Реальная интеллигенция, благодаря своему полноценному духовному развитию, способна олицетворять и символизировать «дух народа», о котором говорит философско-теологическая трактовка понятия, а также представлять примеры «идеальных личностей», о которых говорит этико-культурологическая концепция. Феномен интеллигентности исторически детерминирован, и разные поколения интеллигенции существенно отличаются друг от друга.В XIX – XX вв. именно интеллигенция определяла те проблемы, которые считались социальными, культурными, идейно-политическими, а также типовые способы их решения и структуру ценностей,а также выступала одним из главных источников инноваций (что является особенно важным в условиях быстрых и глубоких общественных сдвигов).
Задачами интеллигенции является вербализация целей государства и общества в форме, которая была бы понятна и близка власти и народу. В таком качестве она должна представлять собой интеллектуальную элиту общества – иметь высокий уровень образования и работать в тех сферах, где не нужны значительные физические усилия. В связи с этим обстоятельством достаточно долгое время к интеллигенции относили работников умственного труда (понимаемого предельно широко) и делили интеллигенцию на техническую, творческую, научную и национальную. Сознательное или случайное забвение этической, мировоззренческой и поведенческой компоненты в понятии интеллигенции привело к возникновению «образованщины» (выражение А.И. Солженицина). Именно поэтому связь интеллигентности и духовности –один из главных вопросов, ответ на который определяет место и роль интеллигенции в современном обществе.
Современную интеллигенцию, если причислять к ней отдельных людей и целые группы по признакам образования и сферы занятий, отличает такое качество, как стремление монополизировать духовное производство, которое, на саамам деле, осуществляется силами гораздо более широкими, чем временная социальная элита, стремление «приватизировать» духовность.
Подлинной духовностью можно обладать вне жёсткой и прямой зависимости от уровня образования и вида трудовой деятельности.Основным критерием подлинной духовности является такая реализация свободы неповторимой индивидуальности, как самоценности, которая способствует (или, по крайней мере, не мешает) реализации других индивидуальностей и становлению целостности, к которой эти индивидуальности сопричастны. Подлинная духовность одновременно преумножает и свободу, и единство[1].
Таким образом, интеллигенция – не обязательно люди умственного труда, это люди, чьими основными ценностными ориентирами являются свобода и творчество. Интеллигентность проявляется во взаимосвязях человека со всеми формами культуры – философией, наукой, искусством и религией, в мировоззренческой позиции по основным проблемам бытия[2].
В отношении к религии, как к способу воплощения высших духовных ценностей, со стороны интеллигенции в течение ХХ века произошли значительные изменения. Если в XIX веке отличительной чертой русского интеллигента являлся антиклерикализм, свободомыслие, атеизм, то в начале ХХ века он сменился активным интересом к религиозным вопросам, стремлением возглавить религиозное обновление в целях обновления социального. На протяжении советского периода в России культивировался воинствующий атеизм в качестве официальной государственной идеологии и советская интеллигенция была настроена соответствующим образом, но в 70-80-х годах ХХ века именно представители научных и творческих работников возглавляют общественное движение за возвращение к национальной религии. В настоящее время российская интеллигенция проявляет многообразие мнений по вопросам религии, разнообразие мировоззренческих ориентаций[4].
В наши дни признаком свободомыслия интеллигенции стала вера в Бога. Конечно, при этом вера в Бога понимается предельно широко и разнообразно – от ортодоксальных и традиционных вероучений до самостоятельных оригинальных теорий. Социологии видят различия в содержании религиозности интеллигенции, исходя из внутреннего её разделения (по критерию принадлежности к сферам знания и производства).
Социологические исследования показали, что специалисты, работающие в сфере естественных наук, по отношению к религии делятся на два типа: 1) учёные с материалистическо-атеистическим мировоззрением; 2) учёные с религиозным мировоззрением. Вторая группа уверена, что можно соединить науку и религию, особенно если речь идёт о нравственной ответственности науки[5]. Кроме того, в составе этого условного слоя есть группа людей, признающих, что религия эффективно выполняет функцию утешения и смыслообразования, что делает её «полезной»[3]. Специалисты, работающие в области техники и технологии, по отношению к религии делятся на три группы: 1) ИТР с научным атеистическим мировоззрением; 2) ИТР с традиционным для России религиозным мировоззрением; 3) ИТР с ориентацией на нетрадиционную религиозность[6].
Работники научной и технической сферы, занимающие материалистическую позицию, являются наиболее последовательными в своих позициях атеизма, пропаганды научных знаний и методов в решении социальных проблем. А вот работники культуры и гуманитарной сферы знания являются главным слоем, в котором идет распространение религиозности, они и образуют «религиозную субкультуру». Поскольку именно эта, творческая по сути, группа в советское время подвергалась наибольшему идеологическому нажиму, современные её представители зачастую выбирают принадлежность к религии как форму продолжающегося противостояния прежней власти, которого они не смогли осуществить при её жизни.
Художественно-творческая интеллигенция включает в себя особенно много людей, положительно относящихся к религии. Водораздел атеистического и религиозного мировоззрения в этой среде социологи вплоть до конца ХХ века отождествляли по оси – славянофилы (патриоты, почвенники, государственники, русофилы, традиционалисты – как их только не называют) и западники (их именуют либералами, демократами, реформаторами и.т.п.).
С изменениями в содержательной стороне массовой религиозности, активизацией деятельности и ростом популярности традиционных и нетрадиционных для России религиозных организаций, среди сторонников религиозного возрождения и государственного укрепления оказались не только русофилы, но сторонники ислама, буддизма, иудаизма. Среди западников, в свою очередь, наряду с прагматиками и скептиками появились сторонники нетрадиционных для России религиозных объединений.
Нет сомнений, что именно интеллигенция способна оказать самое глубокое эмоциональное воздействие на нравственное сознание и поведение людей через создание научно-популярных и художественных произведений, через активное участие в общественной деятельности, через выработку и распространение идей и убеждений. Особенностью современного этапа общественного развития является зависимость распространенности культурных достижений от информационных сетей и коммуникаций, определяющих своей технической спецификой набор жанров и произведений, выбранных для широкой трансляции. Индустрия развлечений значительно потеснила возможности пропаганды знаний и убеждений в иной, кроме как в легковесной, форме.
Особенностью современного этапа является также то, что основными авторитетами для широкой публики в плане популяризации мировоззренческих идей стали не те люди, кто эти идеи генерирует (учёные, исследователи, аналитики, писатели, поэты, драматурги), а те, кто эти идеи репродуцирует – актёры и артисты всех жанров и видов искусства. У этой социально-профессиональной прослойки свои характерные черты, откладывающие определённый отпечаток на способы и степень выражения их отношения к религии.
Другой особенностью сегодняшней культурной ситуацииявляется замкнутость и обособленность того слоя людей, которые занимаются проблемами естественно-научной и технической сферы. Корпоративность, элитарность таких социальных и профессиональных групп, продиктованная объективными условиями (значимость и сложность знания и организации производства), усиливается в настоящее время как ответ на потерю общественного интереса к развитию фундаментальной науки. В этих условиях возможности их воздействия на нравственное состояние общества сводятся к минимуму.
В этих условиях всё более возрастает роль работников системы народного образования всех уровней как носителей и пропагандистов системы нравственных гуманистических ценностей. Но здесь свои проблемы – работники образования в настоящее время лишены того авторитета в процессе воспитания и образования личности, которым они обладали некоторое время назад. Утрата авторитета произошла по многим причинам, в том числе и объективным (ослабление внимания государства к системе образования, снижение качества подготовки педагогов, ухудшение условий их работы и жизни), которые вызвали появление в педагогической среде людей не просто необразованных, но злых и порочных. Меры, которые предпринимает сегодня государство для повышения престижа профессии и труда педагога, через некоторое время приведут в школы молодых и талантливых людей, но ничего не смогут поделать с качеством кадров, которые пришли в школу в последние 15-20 лет и которые будут работать в ней ещё достаточно долго.
Итак, в современной ситуации в результате значительных социально-экономических изменений произошла серьёзная деформация и даже некоторая деградация качеств интеллектуального слоя общества, занятого приращением, применением и передачей знания и информации. В составе интеллектуального слоя, то есть людей, занятых преимущественно умственным трудом, возросла роль и численность ретрансляторов информации и работников сферы развлечений. На качественное состояние интеллектуального слоя повлияла его широкая вовлечённость в индустрию «массовой культуры». Сократилась численность социально-профессиональных групп, занятых в фундаментальной и прикладной науке, в аналитической и научно-популярной журналистике, в гуманитарных областях знания и творчества в целом. В противовес этому возросло число занятых в сфере досуговых СМИ, бизнесе развлечений и т.п.
Разделение интеллектуального слоя, бывшее реальностью всегда, окончательно закрепилось по критериям не только сферы, но и уровня образования, не только от связанности с этическими принципами, но и от полной свободы от них. В настоящее время есть возможность говорить о том, что интеллектуальный слой общества разделяется на интеллектуалов (внутри этой группы можно увидеть разделение по культуро-цивилизационным основаниям на западников и русистов; по мировоззренческим и вероисповедным основаниям на атеистов, нейтралов-прагматиков, традиционалистов и сторонников нетрадиционных религий) и интеллигентов (внутри этой группы можно увидеть разделение на западников и русистов, на атеистов, традиционалистов и сторонников нетрадиционных религий). Интеллектуалов отличает то, что приоритетное значение они отводят практическим знаниям и умениям. Интеллигенцию отличает то, что приоритетное значение они отводят этическим ценностям, на основании которых осуществляется практическая деятельность.
Среди обеих групп встречаются квази-образования. Квази-интеллектуалы подменяют общественно значимые критерии практической важности знаний и умений своими личными представлениями о значимости и необходимой глубины имеющихся у него знаний. Квази-интеллигенты подменяют общезначимые критерии этических ценностей собственными представлениями о добре и зле, намерениях и способностях их реализовать в собственной жизни. Особенность современного этапа в том, что квази-интеллектуалов и квази-интеллигентов не просто больше, но они обладают высотами материального и нематериального престижа. Интеллигенция, обладающая действительными характеристиками этого социального слоя (этически выверенной социальной позицией), представлена отдельными сегментами в различных сферах общественного производства и знания, не обладает прежней совокупной силой воздействия на нравственное состояние общества.
Т.о. российская интеллигенция в настоящее время способна влиять на процесс нравственного и религиозного возрождения только частично, в основном, за счёт личного воздействия на конкретных представителей власти и за счёт личного участия в политической деятельности и законодательном творчестве (что совсем не присуще интеллигенции как вечному оппозиционеру, да и специалисту совершенно в иных областях жизни).
Список литературы:
- Вовченко В.А. К вопросу определения понятия «духовность» // Общество & человек = Soc. & man. – М., 2010. – № 1. – С.144-151.
- Меликов И.М. Единство и различие атеистического и религиозного толкования конца истории // Социальная политика и социология. – М., 2011. – № 5. – С.182-190.
- Мелихов А. «Утешать могут только иллюзии» // Газета «Культура», № 17, 4-7.05.2006.
- Перова Е.Ю. Особенности светского и религиозного мировосприятия // Вестник Московского государственного лингвистического университета = Vestnik of Moscow state ling.univ. – М., 2012. – Вып. 11 (590). – С.180-190.
- Хохлова С.В. От веры к знанию. – СПб., 2012. – 111 с.
- Элбакян Е.С. Религия и интеллигенция. // Религии народов современной России: словарь. – М.: Республика, 2002. – С.412-415.[schema type=»book» name=»РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» description=»Интеллигенция – это составная часть интеллектуального слоя, одной из задач которой является определение иерархии духовных ценностей общества. Отношение интеллигенции к религии детерминировано функциями, которые она исполняет, и исторической ситуацией. » author=»Лобазова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]