Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

П.Д. ЮРКЕВИЧ О ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФСКО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ XIX В.

В философском наследии П.Д. Юркевича значима антропологическая проблематика, в частности, идея о сопряжении материального и идеального начал мира в едином центре – человеке. Мыслитель акцентировал возможность примирения науки и религии в нравственном и интеллектуально-смысловом центре личности —  сердце. «Кардиогносия» (= познание сердцем) стала отправной точкой его философско – психологической системы. Проблему человека он предлагал решать с позиции антропологического монизма: единого понимания духовно-символической и реально-телесной сущности сердца, что стало принципиально новым для психологического знания XIX века.

Предметом исследования психологии П.Д. Юркевич признавал душевные явления и деятельность человека во внешнем мире. В структуре психологического знания мыслитель выделял направления: материалистическое, идеалистическое, эмпирическое. Дифференцируя сферы психологии, он признавал за: 1) материализмом — объяснение душевных явлений из движения и сочетания атомов (внешний мир); 2) идеализмом — внутренний опыт, чувства, стремления, мысли так, как они есть (внутренний мир); 3) эмпиризмом – переход внешних ощущений во внутреннее качество (= содержательную стороны) человеческой души. Отличие данных направлений психологии мыслитель полагал  в различном понимании задач, методов исследования.

Задачу материалистической психологии П.Д. Юркевич видел в «поиске непосредственного перехода, превращения явлений физиологических в явления психологические» [1, с. 209]. Решение он полагал с помощью методов эмпиризма с опорой на физические законы. Данное положение основывается на факте, что явление психическое (= изъясняемое), отличается от явления физиологического (= изъясняющего), большей сложностью составляющих элементов. Мыслитель критиковал материализм за признание зависимости душевных движений от органических. Он полагал, что данную зависимость можно проследить, когда наблюдаемый предмет сам становится наблюдателем и сообщает последнему обо всех изменениях, происходящих в нем. Но невозможно установить, где отправная точка, когда предмет и его наблюдатель сливались бы в единое целое. Ученый только будет наблюдать изменения, процессы, движения, происходящие в нервных волокнах, по никогда не сможет увидеть мысли, чувства, самого себя. Психология может указать связи между органическими и душевными явлениями, но никак не «генетический вывод одного из другого» [1, с. 207].

Идеалистическое направление психологии призвано показать, каким образом из общей идеи мира выходит разумность и необходимость тех явлений, совокупность которых человек называет душевной жизнью, а также как они относятся к идеальному содержанию мира явлений. П.Д. Юркевич акцентировал изменчивость душевной жизни людей, различную реакцию на впечатления внешнего мира, так называемое — метафизическое, «кардиогностическое» начало в человеке. Он обозначил подходы к рассмотрению сердца как органу религиозного восприятия, отличая его от души, ума и сознания. В работах «Идея» (1859),  «Из психологии. Характеристика внутреннего опыта» (1859)  он акцентировал позитивное и активное «сердечное» начало, концентрирующее все импульсы жизни. В гносеологической перспективе человека им выделены три формы познания: представление, понятие, идея. С помощью последней П.Д. Юркевич пытался отстоять тезис о первостепенном значении внутреннего опыта в жизни человека. Внутренний опыт мыслитель считал одним из составляющих душевных переживаний и реальных чувств человека. Метафизика сердца в философии П.Д. Юркевича являлась источником познания и залогом нравственного развития личности. Он не ставил целью сделать сердце принципом и основанием научного познания и теоретической философии, но полагал, что оно в состоянии определить пути познания, предписанные нравственным долгом. Познание как окружающей действительности, так и сверхчувственных образов осуществляется сердцем в соответствии с душевными устремлениями и идеалами, проникая в наше сознание как внутреннее состояние. Мышлением же не исчерпывается вся полнота жизни. Напротив, в процессе познания истины сердце всегда опережает разум. П.Д. Юркевич исходил из того, что в минуты особых душевных затруднений приходится больше полагаться на интуитивизм сердца, чем на рационализм мышления.

П.Д. Юркевич много сделал для развития опытной (эмпирической) психологии, согласно которой психические явления принадлежат миру, лишенному всех определений, свойственных физическим телам, и познаваемы в своей сущности только субъектом, который непосредственно их переживает. Категория «опыт» давала возможность утверждать, что психологическое знание, использующее внутренний опыт, является эмпирической областью исследования и, обретает определенную научную самостоятельность. Так, эмпирическая психология направлена на осмысление внешних ощущений во внутреннем содержании человека и наоборот. По П.Д. Юркевичу, процесс познания продуктивен, когда основой выступает не чистый разум, а «внешний и внутренний опыт при свете разума». Внутренний опыт дает возможность человеку выйти за границы чисто человеческого существования и приблизиться к существованию безусловному, вплоть до постижения Абсолюта. Так, познание Абсолюта возможно только вследствие внутреннего опыта, а точнее вследствие его нравственной сущности.

В философии П.Д. Юркевича сердце — исток психики, сообщающий человеку личностные, неповторимые особенности, индивидуальность. Сердце – основа того, что представления, чувствования и поступки человека получают особенность, в которой выражается душа. Отмечая различия в восприятии человеком внешних и внутренних впечатлений, П.Д. Юркевич в работе «Чтения о воспитании» обосновал типологию темпераментов: сангвинический, меланхолический, флегматический,  холерический. Мыслитель ассоциировал природный темперамент с первоначальным геологическим пластом, на котором постепенно оседает другой пласт, содержащий разнообразные элементы внешнего и внутреннего восприятия. Выведение психических явлений из природных начал и подведение под них физиологической основы служило верным ориентиром и указанием для перехода психологии к точным, экспериментальным методам исследования.

Философское наследие П.Д. Юркевича представляет особую ценность для развития психологической науки XIX века, когда вопрос о ее дисциплинарном статусе и научной самостоятельности был открыт. П.Д. Юркевич определил психологию как самостоятельную сферу знания с ряду прочих дисциплин, обозначил ее предмет, цель и задачи. Мыслитель стоял у истоков зарождения экспериментальной психологии и сумел выявить главное отличие  психологических явлений от физиологических в субъективности проявлений психики человека.

Список литературы:

  1. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе – В кн.: Юркевич П.Д. Философские произведения под ред. В.С. Степина и др. – М., Правда, 1990. – 316 с.[schema type=»book» name=»П.Д. ЮРКЕВИЧ О ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФСКО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ XIX В.» description=»П.Д. Юркевич много сделал для развития психологии как самостоятельной отрасли знания: определил предмет, цель, задачи, выделил основные течения (материализм, идеализм, эмпиризм), показал важность связи внутреннего опыта и внешних впечатлений человека и т.д. Особое место в философско – психологической системе мыслителя имела метафизика сердца (= кардиогнисия) как центр всей психической жизни человека. » author=»Шарова Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found