Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы[3-7].Авторская концепция системы дизайна создается в первое десятилетие деятельности Нижегородского философского клуба (1969-1979 гг.) на стадии доминирования в исследовании эстетической проблематики [3]. Разработка концепции была детерминирована потребностью практики художественного проектирования и художественного конструирования, сложившейся в 60-70 гг. XXв. в промышленности. Доклад Л.А. Зеленова о шести принципах дизайна был положительно оценен на Международном конгрессе ИКСИД, проходившем в Москве в 1975 г. В 1976 г. по инициативе членов философского клуба (Зеленов Л.А., Фролов О.П., Шаповал А.В. и др.) создан двухгодичный Народный университет дизайна, подготовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности Горьковской/Нижегородской области. Университет был отмечен премией Министерства образования СССР [8].
Дизайн – теория и практика художественного конструирования техники и художественного проектирования среды.Художественное конструирование/проектирование – 1) творческая деятельность по созданию техники и среды 2)индустриальными способами в соответствии с 3) художественными и 4) утилитарными закономерностями. Дизайн как явление эстетического мира демонстрирует формирование принципов деятельности на основе обеспечения гармонии мер предметов и человека (рис.1).
Рисунок 1. Система принципов дизайна[2, с.18]
Эстетический принцип является интегральным, остальные раскладываются на факторы (табл.1)
Таблица 1.
Факторы, определяющие содержание принципов дизайна
Принципы дизайна | Факторы |
Экологический
|
1)литосфера,
2) гидросфера, 3) атмосфера, 4)флора, 5) фауна; |
Технический
|
6) функциональность,
7) надёжность, 8) долговечность, 9) полифункциональность 10) компактность, 11) простота, 12) материал, 13) техничность, 14) конструктивность, 15) технологичность; |
Эргономический:
|
16) анатомия,
17) биомеханика, 18) физиология, 19) психология; |
Социологический | 20) наличная потребность,
21) обоснованность, 22) перспективность, 23) массовость; |
Экономический | 24) потенциальный живой труд,
25) актуальный живой труд; 26) сырьевой потенциал, 27) энергетический потенциал, 28) орудийный потенциал. |
Экологический принцип – учёт закономерностей живых и неживых естественных систем с целью создания природоохранных предметов.
Технический (инженерный) принцип – учёт материалов, техники, технологии и конструкции с целью создания функционально совершенных предметов.
Эргономический принцип – учет анатомических, биомеханических, психологических и физиологических особенностей человека с целью создания удобных предметов.
Социологический принцип – учёт структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных предметов.
Экономический принцип – учёт затрат живого и овеществлённого труда с целью создания экономически целесообразных продуктов.
Эстетический принцип –учёт композиционных закономерностей с целью интеграции всех принципов для создания качественно совершенного, прекрасного предмета.
28 факторов определяют качество (совершенство) продукции и должны через шесть принципов дизайна войти в систему интегральной оценки качества промышленной продукции.
Значение экологического подхода к разработке промышленных изделий с каждым днём возрастает. Научно-технический прогресс привел к глобальному экологическому кризису. На современном этапе необходима стратегия щадящего отношения человека к природе, к естественной среде его обитания. Актуальным трендом в реализации такой стратегии являются зелёные технологии, тесно связанные с глобальной тенденцией перехода к новому типу экономики – ресурсоэффективному, безопасному для экосистемы планеты.Экологическое совершенство изделия измеряется его безопасностью для литосферы (почва), гидросферы (водоёмы), атмосферы, растительного (флора) и животного (фауна) мира (рис.2).
Рисунок 2. Факторы экологического совершенства [1]
Техническое (инженерное) обеспечение качества изделия ориентировано на создание функционально совершенного изделия. Техническое совершенство изделия можно представить как единство технико-производственного и технико-эксплуатационного качеств. Технико-производственное совершенство отражает интересы производителя и обеспечивается учётом четырёх параметров: материал, конструкция, технология, техника. Материал и конструкция – объекты работы, технология и техника – средства решения инженерной задачи. Технико-эксплуатационное совершенство обеспечивается, если изделие отвечает требованиям функциональности, надёжности, долговечности, компактности, простоты (рис.3).
Сущность эргономического принципа выражается понятием «удобство», т.е. приспособленность изделия, технической системы к человеку, его анатомическим, биомеханическим, психологическим и физиологическим особенностям (рис. 4). Эргономика – это наука о морфофункциональных особенностях работающего человека. Эргономика – междисциплинарная наука,
Рисунок 3. Факторы технического совершенства[1]
включающая в себя технические и прикладные знания из области анатомии, антропометрии, биомеханики, физиологии труда, психологии и инженерной психологии. Задача эргономического принципа разработки изделия – достижение эффекта антропологизации техники и производства: приспособление техники к человеку, а не человека к технике, устранение причин профессиональных заболеваний и производственного травматизма, снятия утомляемости, улучшение условий труда. При разработке промышленного изделия дизайнер должен учитывать четыре группы эргономических факторов: 1) анатомические особенности человека, такие как телосложение, рост, фигура, вес и другие сомато-графические антропометрические характеристики; 2) биомеханические особенности человека, такие как динамика тела, мускульные усилия, траектории движения человеческого тела и его элементов и т.д.; 3) физиологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) в системах «человек-машина-среда»; 4) психологические особенности человека, такие как память, внимание, мышление, воображение, воля, темперамент, характер и др.Исходя из морфофункциональных особенностей человека, дизайнер должен: а) максимально приспособить изделие к человеку, сделать его удобным и б) через конструктивные композиционные решения обеспечить максимальное развитие, совершенствование анатомических, биомеханических, физиологических и психологических характеристик человека. Иначе говоря, эргономический принцип в системе дизайна выполняет две функции: коррективную (приспособить вещь к человеку) и проективную (развитие человека в процессе функционирования с вещью). Если коррективная эргономика ориентирована на реального человека, то проективная – на идеального, с точки зрения меры человека.
Рисунок 4. Факторы эргономического совершенства[1]
Сущность социологического принципа дизайна –ориентированность на социальные потребности. Прежде чем начать проектировать изделие, дизайнер должен составить чёткое представление о наличии общественной потребности в данном изделии. Какие параметры потребности представляют интерес для дизайнера? Социологическое совершенство изделия измеряется наличием на него общественного реального перспективного массового спроса (рис.5).Наличная потребность/спрос выявляется методами конкретно-социологического исследования. Разумность, обоснованность, реальность потребности/спроса выявляется методами социально-психологического исследования. Перспективность потребности/спроса выявляется методами теоретико-прогностического исследования. Массовость потребности/спроса выявляется методами демографического исследования.
Рисунок 5. Факторы социологического совершенства[1]
Экономическое совершенство изделия достигается при учёте затрат живого и овеществлённого труда на всех стадиях жизненного цикла изделия: проектирование, опытное производство, серийное производство, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация.Эффективное с экономической точки зрения решение промышленного изделия должно учитывать снижение пяти видов затрат (рис.6). Необходимо экономить потенциальный живой труд, учитывать возможные затраты на повышение квалификации, подготовку, переподготовку или замену кадров при разработке, внедрении и реализации проекта. Необходимо экономить живой актуальный труд, снижать трудоёмкость операций при проектировании, разработке, внедрении проекта. Дизайнер должен предлагать обществу проекты, которые бы экономили энергию, снижали её затраты, сберегали энергетический потенциал. Экономика сырья, материалов за счёт рационального проектирования изделий, ориентация на безотходность – важное направление повышения экономической эффективности общественного производства. То же следует сказать и об экономии орудийного потенциала, техники, снижении амортизационных расходов.
Названные факторы должны учитываться на всех этапах существования проекта: предпроизводственном, производственном и послепроизводственном. Понятно, что общество не может рассматривать как экономически совершенное то дизайнерское решение, которое дёшево обойдётся с точки зрения производства, но дорого с точки зрения проектирования или ремонта. Дизайнер должен мыслить экономически в масштабах общественного воспроизводства и при необходимости и возможности участвовать в решении задач на проектирование или ремонт, транспортировку или обслуживание, продажу или утилизацию изделий.
Рисунок 6. Факторы экономического совершенства[1]
Эстетический принцип выражается гармонизацией предметной и человеческой меры в промышленном изделии. Красота – это производная от всех качеств, это интегративная характеристика вещи, квинтэссенция общего и целостного совершенства изделия. Историческая модификация (особый тип изменения с сохранением инвариантных, родовых качеств) меры предмета и меры человека объясняет и историческое изменение красоты. Задача дизайнера – понять или интуитивно уловить эти модификации и отразить их в создаваемых им предметах.Эстетический принцип как интегральный синтезирует в себе поиски оптимального решения в границах каждого из пяти принципов, сам он не подразделяется, как другие, на конкретные конечные составляющие (рис.7). Не стайлинг, не косметизация, не красивое оформление изделия – задача дизайнера, а интеграция композиционными средствами в едином целостном предмете всех его свойств, параметров, факторов,детерминирующих его совершенство. Эстетический принцип деятельности дизайнера требует с его стороны готовности на основе целостного, системного мышления создавать гармоничные предметы, гармоничный предметный мир, т.е. обеспечивать гармонию всех качеств в изделии, композиционно их связывать.
Рисунок 7. Принципы качества продукции и оптимального (совершенного) решения предметной задачи[1]
Ближайшими основаниями эстетического совершенства изделия являются две меры: мера предмета и мера человека. Мера предмета – это система общих, родовых качеств данного типа изделия. Мера человека – это система общих родовых качеств человеческого рода. Специфика родовых качеств состоит в том, что они изменяются способом модификации, а не утраты. Эстетическая оценка изделия производится по следующей формуле:
Эп/б = OP = Ф [(П +/- Мп) +/- Мч],
где: Э – эстетическое значение: п — прекрасное, б – безобразное; OP- оптимум;
Ф – функция, отношение; П – предмет; Мп – мера предмета, Мч – мера человека, «+/-» — знак отношения; «+» — знак соответствия, «-» — знак несоответствия.
Изделие прекрасно (Эп), если соответствует родовой мере предмета (Мп) и родовой мере человека (Мч). Изделие безобразно, если не соответствует родовой мере предмета (Мп) и родовой мере человека (Мч). Например, автомобиль прекрасен, если соответствует высоким показателям качества естественной и искусственной предметной среды, и обеспечивает их (Мп) и соответствует высоким показателям биопсихических и социальных качеств человека, и обеспечивает их (Мч) (рис. 7).
Концепция дизайна была успешно апробирована теоретически на международных форумах, защите серии кандидатских и докторских диссертаций [3], а также практически в деятельности нижегородских дизайнеров [6].
Список литературы:
- Зеленов, Л.А. Принципы дизайна / Л.А. Зеленов, О.П. Фролов. – Горький: ГИСИ, 1978. – 30 с.
- Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL:
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 6 (15), Часть 5. – С. 72-76 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 7 (16), Часть 3. – С. 139-143 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171.pdf#page=1
- Поднебеснов С.А. Феномен развития промышленного дизайна в Нижегородском регионе //Дизайн Ревю, 2008. № 1 [Электронный ресурс].Режим доступа:https://design-review.net/index.php?show=article&id=217&year=2008&number=1.[schema type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ДИЗАЙНА» description=»Цель статьи – изложить концепцию дизайна, разработанную Нижегородской методологической школой. Системапринциповдизайнапостроенаметодомполяризации. Выделены шесть принципов дизайна и двадцать восемь факторов, определяющих их содержание. Авторскаяконцепциядизайнаапробированавдеятельностинижегородскихдизайнеров.» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]