Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИЙ ОСНОВНЫХ СФЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы[4, 5].Концепция функций деятельностив системе социума начала разрабатываться с 1976 года как ответ на запрос практики проектирования в различных сферах человеческой  деятельности на основе системодеятельностного подхода[2, с. 55-64].

Социальные функции деятельности – это процессуальный компонент каждой деятельности, выражающий специфику данной деятельности и включающий в себя конкретную систему операций. Согласно разработанной концепции функции родов деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Функции восьми родов деятельности

Род деятельности Функции деятельности
Экономическая деятельность Производство
Обмен
Распределение
Потребление
Экологическая деятельность Природосохранение
Природовосстановление
Природосовершенствование
Защита населения от негативного воздействия природной среды
Утилизация отходов человеческой деятельности
Педагогическая деятельность Воспитание
Образование
Обучение
Управленческая деятельность Планирование
Организация
Руководство
Контроль
Регулирование
Научная деятельность Фундаментальные исследования
Прикладные исследования и разработки
Художественная деятельность Образное отражение
Образное преображение
Медицинская деятельность Диагностика
Профилактика
Лечение
Физкультурная деятельность Массовая физическая культура
Спорт высоких достижений

Данные функции являются: 1) константными для социума; 2) базовыми для операций; 3)микродеятельностями с восьмью компонентами [2, с. 56].

  1. Функции экономической деятельности:
    • Производство – это процесс создания материальных благ в качестве натуральной/товарной продукции с потребительной и меновой стоимостью.
    • Обмен – это процесс движения товаров в системе купли-продажи.
    • Распределение – это процесс определения социального движения произведенных продуктов/товаров.
    • Потребление — это процесс использования продуктовой/товарной массы в социуме.
  2. Функции экологической деятельности:
    • Природосохранение – это процесс сохранения природной среды.
    • Природовосстановление – это процесс восстановления природной среды.
    • Природосовершенствование – это процесс совершенствования природной среды.
    • Защита населения от негативного воздействия природной среды – это процесс предотвращения опасных природных явлений для жизни и здоровья населения.
    • Утилизация отходов человеческой деятельности – это процесс использования отходов производства и потребления на разных этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
  3. Функции педагогической деятельности [2, с. 61]:
    • Воспитание – это процесс передачи аксиологического опыта человечества (ценностные ориентации) со стороны общества новым поколениям.
    • Образование – это процесс передачи информационного опыта человечества (знаний) со стороны общества новым поколениям.
    • Обучение – это процесс передачи праксиологического опыта человечества (умений) со стороны общества новым поколениям.
  4. Функции управленческой деятельности[2, с. 61-62]:
    • Планирование – это процесс формирования программы управленческой деятельности.
    • Организация – это процесс формирования системы управления.
    • Руководство – это процесс принятия управленческих решений (команд).
    • Контроль – это процесс осуществления обратной связи субъекта управления с субъектом исполнения.
    • Регулирование — это процесс внесения корректив, изменений в систему управления по результатам контроля.
  5. Функции научной деятельности[2, с.59]:
    • Фундаментальные исследования – это процесс познания свойств и закономерностей объективных явлений в любой форме их существования (материальной и духовной, явной и скрытой, реальной и виртуальной).
    • Прикладные исследования и разработки – это процесс познавательного построения моделей (конструкты), ориентированных на практическое применение.
  6. Функции художественной деятельности[2, с. 60]:
    • Образное отражение – это процесс субъективно трансформированного воспроизведения реальности в образах искусства («чистого» искусства): музыки, литературы, графики, скульптуры, живописи, хореографии, театра, кино, декоративной орнаментации.
    • Образное преображение- это процесс субъективно трансформированного изменения реальности в образах прикладного искусства: архитектура, дизайн, арттерапия, декоративная хирургия, фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, культуризм и другие архитектонические виды.
  7. Функции медицинской деятельности[2, с. 62-63]:
    • Диагностика – это процесс распознавания состояний жизнеспособности всех систем человеческого организма.
    • Профилактика – это процесс сохранения нормальной жизнеспособности всех систем человеческого организма.
    • Лечение – это процесс восстановления нормальной жизнеспособности всех систем человеческого организма в случае их заболевания.
  8. Функции физкультурной деятельности[2, с.63]:
    • Физкультурная функция – это процесс оптимального развития всех систем человеческого организма.
    • Спортивная функция – это процесс достижения конкурирующего результата (рекорда), максимального развития систем человеческого организма в соревновательной борьбе.

Процесс деятельности – структурообразующий компонент системы деятельности; это совокупность взаимодействий системы деятельности[5, с. 45]. Каждая функция как процессуальное образование рассмотрено в системе родовой деятельности, как её компонент. Но функция одновременно может рассматриваться как самостоятельная деятельность, содержащая все восемь компонентов: субъект, объект, средство, процесс, условия, результат, система деятельности, среда [5]. Системообразующим компонентом деятельности является конечный полезный результат[1]. Поэтому конечный полезный результат – ключ к определению любой деятельности (табл.2).

Таблица 2.

Конечный полезный результат функции

как самостоятельной деятельности

Функция как деятельность Результат деятельности
1.1.Производство материальные блага в качестве натуральной/товарной продукции с потребительной и меновой стоимостью произведены
1.2.Обмен купля-продажа осуществлена
1.3.Распределение произведенные продукты/товары распределены в социуме
1.4.Потребление продуктовая/товарная масса в социуме потреблена
2.1. Природосохранение природная среда  сохранена
2.2. Природовосстановление природная среда восстановлена
2.3.Природосовершенствование качество природной среды  улучшены
2.4.Защита населения от разрушительного воздействия природы опасные для жизни и здоровья населения природные явления предотвращены
2.5.Утилизация отходов жизнедеятельности отходы производства и потребленияутилизированы
3.1.Воспитание аксиологический опыт  учеником усвоен
3.2.Образование гносеологический опыт учеником усвоен
3.3.Обучение праксиологический опыт учеником усвоен
4.1. Планирование программа управленческой деятельности сформирована
4.2. Организация система управленческой деятельности сформирована
4.3. Руководство управленческое решение принято, команда сделана
4.4. Контроль обратная связь субъекта управления с субъектом исполнения осуществлена
4.5. Регулирование корректировка  в системе управления по результатам контроля произведена
5.1. Фундаментальные исследования свойства и закономерности объективных явлений познаны
5.2. Прикладные исследования и разработки познавательные  модели (конструкты), ориентированные на практическое применение построены
6.1. Образное отражение произведение «чистого» искусства создано
6.2. Образное преображение произведение прикладного искусства создано
7.1. Диагностика состояние жизнеспособности всех систем человеческого организма определено
7.2. Профилактика нормальная жизнеспособность всех систем человеческого организма обеспечена
7.3. Лечение выздоровление  (нормальная жизнеспособность всех систем человеческого организма после заболевания полностью восстановлена)
8.1. Физкультурная функция все системы человеческого организма оптимально развиты
8.2. Спортивная функция рекорд установлен за счёт максимального развития систем человеческого организма

Субъект деятельности — это индивид или сообщество людей, осуществляющих процесс деятельности [5, с. 46]. Субъекты деятельности, соотнесённые с функциями как деятельностями, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Субъекты деятельности

Функция как деятельность Субъект деятельности
1.1.Производство производители материальных благ в отраслях материального производства: промышленность, строительство, сельское, лесное,  рыбное хозяйство и др.
1.2.Обмен продавцы и покупатели: брокер, аукционист, биржевой маклер, дилер, оценщик, агент коммерческий, агент по закупкам, агент по продаже недвижимости, агент рекламный, агент торговый, коммивояжер и др.
1.3.Распределение распределители: специалист по распределению готовой продукции, специалист по распределению товарных запасов, специалист по распределению жилья, специалист по распределению работ, специалист по распределению платежей и др.
1.4.Потребление потребители товаров и услуг
2.1. Природо-

сохранение

 экологи: агроэколог,  биоэколог, геоэколог, гидроэколог, эколог,  эколог-аудитор,  эколог-инспектор, эколог-природопользователь,

инженер по охране окружающей среды (эколог), эколог градостроительства, эксперт-эколог градостроительства и др.

2.2. Природо-восстановление специалисты по восстановлению природы: специалист по рекультивации земель, специалист по очистке водоёмов, специалист по очистке воздуха, специалисты по восстановлению численности и разнообразия пострадавших от техногенной деятельности видов флоры и фауны
2.3. Природо-совершенствование специалисты по совершенствованию природы:  селекционер, специалист садово-паркового и ланшафтного строительства, специалист по благоустройству и озеленению территории
2.4.Защита населения от негативного воздействия природной среды спасатели: работники служб предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера: специалисты госметеослужбы, специалисты санэпидслужбы, специалисты геофизической службы, работники МЧС, специалисты по возведению и эксплуатации инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов
2.5.Утилизация отходов жизнедеятельности утилизаторы: специалист по охране окружающей среды и утилизации отходов, специалист по обращению с отходами, специалист по утилизации, менеджер по обращению с твердыми бытовыми отходами, уборщик твердых бытовых отходов
3.1.Воспитание воспитатель
3.2.Образование работники образования: учитель, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, тьютор и др.
3.3.Обучение учебный мастер, мастер производственного обучения, инструктор по труду и др.
4.1. Планирование планировщики: экономист по планированию, техник по планированию, разработчик программы управления и др.
4.2. Организация организаторы: организатор, инженер по организации труда, инженер по организации управления производством и др.
4.3. Руководство руководители: руководитель, директор, управляющий, начальник, заведующий, бригадир и др.
4.4. Контроль контролёры: контролер, аудитор, бухгалтер-ревизор, диспетчер, инспектор по контролю за исполнением поручений и др.
4.5. Регулирование регулировщики: диспетчер, специалист по техническому регулированию и стандартизации, специалист по регулированию имущественных отношений, специалист по регулированию земельных отношений и др.
5.1.Фундаментальные исследования научные сотрудники: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник, эксперт и др.
5.2. Прикладные исследования и

разработки

специалисты НИОКР
6.1. Образное отражение художники: художник, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник по свету, скульптор, артист, чтец- мастер художественного слова, кинорежиссер, кинооператор и др.
6.2. Образное преображение специалисты художественно-прикладной сферы деятельности: художник-конструктор (дизайнер), архитектор, ландшафтный архитектор, художник-модельер, градостроитель, художник декоративно-прикладного искусства, художник народных художественных промыслов  и др.
7.1. Диагностика специалисты по медицинской диагностике: функциональный диагност, ультразвуковой диагност, рентгенолог, врач-эндоскопист и др.
7.2. Профилактика специалисты медико-профилактического дела: врач по общей гигиене, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиене питания, врач по гигиене труда, врач по гигиеническому воспитанию, санитарный врач, врач по коммунальной гигиене, врач по радиационной гигиене, врач-эпидемолог (паразитолог), врач-дезинфектолог, врач-вирусолог, врач-бактериолог, инструктор по санитарному просвещению, санитарный фельдшер и др.
7.3. Лечение врачи и медицинские сёстры  лечебных учреждений
8.1. Физкультурная функция физкультурники, тренеры, методисты по физической культуре и др.
8.2. Спортивная функция спортсмены, спортсмены-инструкторы, тренеры, инструкторы по спорту, спортивные судьи и др.

 

Наряду с субъектом и результатом деятельности также проектируются все остальные компоненты деятельности, формирующие ту или иную из вышеназванных функций. К таким компонентам относятся следующие:

 соответствующие функциисредство, объект, процесс, условие, система деятельности и среда [5].

Концепция функций основных сфер человеческой деятельности апробирована теоретически на ежегодных международных академических симпозиумах, организованных Нижегородским философским клубом и Общероссийской академией человековедения с 1976 г. по 2015 г.,  и практически в серии  внедрений [3].

Подводя итог вышеизложенному,  можно утверждать, что концепция функций деятельности, разработанная Нижегородской методологической школой,  имеет важное значение для социального исследования и проектирования всех сфер человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.: Наука, 1973. – 316 c.[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  2. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
  3. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  4. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал.  – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL:https://issuu.com/euroasiascience/docs/evro_13_p13.
  5. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИЙ ОСНОВНЫХ СФЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»Цель статьи – изложить концепцию функций основных сфер человеческой деятельности, разработанную Нижегородской методологической школой. Концепция создана на основе системодеятельностного подхода. Восемь родов деятельности представлены двадцатью шестью функциями. Проведен компонентный анализ функций. Концепция ориентирована на социальное исследование и проектирование основных сфер человеческой деятельности.» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found