Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФОРМА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ

В самом общем приближении субъект познания — тот, кто осуществляет исследование. Классический рационализм предполагает, что всеобщность и необходимость истинного знания полностью исключает элементы субъективности, привносимые, в том числе личностными особенностями человека.

В данном случае субъект познания, проходя через «горнило» объективистской рациональности, вступает на новую стадию осознания себя в качестве активного, созидающего, структурообразующего начала познавательного процесса.

Принципиально иной подход – это исследование личностных характеристик процесса познания как области эмоциально-психологических факторов познавательной  деятельности. Субъективные характеристики знания определяются не только социальными формами, социокультурным уровнем, но также индивидуальным уровнем его бытия, тем, что носителем знания является отдельный человек. Создание нового, усвоение готового знания и его применение требуют личностного участия в познавательном процессе. Различение индивидуального и надиндивидуального уровней знания связано с проблемой личностного знания. Принадлежность знания отдельному человеку делает такое знание личным. Рассмотрению вопроса о личностном знании специальное внимание уделяет Н.М. Смирнова [1. C. 128-138]. Личностное знание — это знание, ставшее для индивида «внутренним» (независимо от того, каким путем оно приобрело этот статус) [1. C. 128-138]. Личное знание, на наш взгляд, можно определить как индивидуальную форму общезначимого знания, связанную с носителем знания – индивидуальным субъектом.

Познавательный интерес как проблема философии познания касается характеристики субъектной стороны познавательной деятельности. В традиционной гносеологии под субъектом понимался, как правило, познающий человек с уже сформированными когнитивными способностями.

К числу субъективных аспектов познания относятся такие, как цель познания, направленность познания, избирательность познания.

Познавательный интерес, помимо того, что он выражает способ существования ценностей в знании, есть еще и форма личностного неявного знания. Такая трактовка познавательного интереса отвечает потребности найти корректные и эффективные логико-методологические средства включения субъекта, форм его присутствия в анализ структуры и содержания знания, и при этом и по-новому осмыслить само содержание категории «субъект познания». На методологическом уровне предлагается ввести специальный параметр, фиксирующий присутствие субъекта (индивидуального или коллективного) в знании и в познавательной деятельности, — система его неявных ценностных ориентации [2. C. 228].

Сама возможность воз­никновения и существования неявных компонентов в научном знании есть объективный и необходимый фактор познания. Он тесно связан с социальной природой сознания субъекта, а также с его социальным бытием: включенностью в кулътурно-исторические условия в целом. Как считает Л.Н. Микешина, принцип социально-исторической обусловленности должен обрести реальное методологическое содержание. Прежде всего, имеется в виду введение в абстракцию «субъект познания» таких параметров, как его социокультурная и ценностная обусловленность, включенность в предметно-практическую деятельность.

Субъект проявляет свою общественную природу уже на уровне чувственного отражения, поскольку влияние социокультурных факторов и предшествующего опыта, практической деятельности с необходимостью осуществляется в таких формах, как перцептивная установка и категоризация, или отнесение к перцептивным эталонам (объект-гипотезам) [2. C. 229]. Л.Н. Микешина поясняет, что представляют собой эти формы. Перцептивная установка, предрасположенность к определенной деятельности и параметрам внешнего мира — своего рода модель ожидаемых сенсорных событий — является концентрированным выражением инвариантов предшествующего опыта субъекта. Категоризация, или отнесение объекта к тому или иному классу вещей, событий, выдвижение своего рода объект-гипотез, осуществляется на основе сенсорных данных в процессе практической деятель­ности, обучения и общения, то есть под воздействием социокультурных факторов. Это одна из форм социальной обусловленности чувственного познания субъекта. Таким образом, в основе неявных элементов знания на индивидуально-личностном уровне (к формам которого мы относим и познавательный интерес) лежат, как полагает Л.А. Микешина, инварианты предшествующего опыта субъекта и воздействие социокультурных факторов.

Эти формы социальной обусловленности чувственного отражения прямо указывают на высокую степень активности субъекта уже на этом уровне. Однако установка и категоризация обычно ускользают от внимания специалиста-гносеолога и не только потому, что от этих «пара­метров» субъекта необоснованно стремятся отвлечься как от сугубо психологических, но и потому, что они существуют в перцепции неосознанно, а сама деятельность по построению предметного образа редуцирована и сокращена. Однако именно эти, неосознаваемые, не-вербализованные компоненты являются фундаментальными в общей структуре личностного неявного знания, существенно дополняющего представление о субъекте познания.

Заметим, что предлагаемая Микешиной трактовка неявных элементов знания на индивидуально-личностном уровне, по существу, редуцирует их к социокультурным факторам. Таким образом, личностный уровень не означает у нее специфического личностного характера такого знания, а личность есть лишь трансформация и воплощение социокультурных условий.

Механизм формирования предпочтений, или направленности, выражением которых, на наш взгляд, выступает познавательный интерес, может быть представлен в рамках когнитивной науки следующим образом [3. C. 115-127]. Информационные отношения различных физиологических процессов в организмах оцениваются субъективно с помощью эмоций. Эмоции характеризуют отношение субъектов к себе, к внутренним потребностям и к окружающим живым организмам и неживым предметам. При отклонении полезного для метаболизма результата деятельности той или иной функциональной системы от уровня, обеспечивающего оптимальный для организма метаболизм, в организме формируется информационный сигнал потребности — отрицательная эмоция. При удовлетворении потребности формируются положительные эмоции. По мере неоднократного удовлетворения потребностей положительные эмоции подкрепления включаются в архитектонику акцепторов результатов действия и под влиянием доминирующей мотивации начинают опере­жающе предвидеться.

По мнению П.К. Анохина, эмоции выступают в качестве своеобразных пеленгов, быстро без детализации оценивающих потребности живых существ и их удовлетворение и действие разнообразных внешних факторов на организм, разделяя их на полезные и вредные. Эти процессы, по мнению К.В. Судакова, составляют основу «эмоцио­нального сознания». Благодаря эмоциям внешний мир превращается во внутрен­нее переживание личности. Чувственное переживание, в свою очередь, отражается в сознании и процессах мышления.

Эмоциональное сознание выступает в качестве первоосновы на ранних стадиях развития личности человека, на которой строится словесное сознание, которое затем сопровождает всю жизнь различные его формы деятельности. В процессе реализации врожденных мотиваций и знакомства с внешним миром, с факторами, удовлетворяющими и не удовлетворяющими исходные потребности, субъекты формируют эмоциональное отношение к предметам и субъектам окружаю­щего мира. На этой основе строятся эмоциональные стереотипы. Предвидение положительных эмоций формирует целеустремленные личности. На основе эмоций формируются процессы воспоминания.

Как предполагает Л.А. Микешина, при анализе имплицитных компонентов чувственного отражения также существует необходимость различать бессознательное и неосознанное, поскольку «безмолвие индивидуального опыта» как бессознательное сменяется неосознанным процессом отнесения перцептивных сигналов к категориям, к некоторому классу вещей и явлений, в результате чего эти сигналы приобретают свое значение и, в конечном счете, вербализуются [2. C.230].

В итоге проведенного анализа познавательного интереса можно выделить несколько аспектов его сущности. Во-первых, познавательный интерес есть форма личностного, во-вторых, форма неявного знания.

Список литературы:

  1. Смирнова Н.М. Личностное знание // Диалектика познания. Под редакцией А.С. Кармина. Л., 1988. С. 128-138.
  2. Микешина Л.Н. Эпистемология ценностей. М., 2007. С. 228-230.
  3. Судаков К.В. Субъективная сторона жизнедеятельности // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 115-127.[schema type=»book» name=»ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФОРМА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ» author=»Алпатов Александр Сергеевич, Романенко Наталья Леонидовна,Шипитько Андрей Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found