Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

«Дао дэ цзин» в пословицах

Как увидит непредубежденный читатель, текст трактата насыщен пословицами настолько, что трудно различить пословицы, идущие из народа и вошедшие в быт из самого трактата. Далее приведены выдержки из перевода трактата (курсив) и близкие по смыслу пословицы [1-3]. Номера параграфов  соответствуют параграфам «Дао дэ цзин».

Один богатеет – три поселка разоряются.

Не спеши языком,  торопись делом.

Поэтому, имеют – благодаря чему и извлекают прибыль, не имеют – и по этой причине расходуются.  Избытку убожество ближний сосед.

Не столько впереди  божьих дней,  сколько барских затей.

Береженье лучше вороженья. Опасенье – половина спасенья.

Кто в чин вошел лисой, тот в чине будет волком.

Мать кормит дитя, как земля человека.

Кривого кривым не исправишь. Долг платежом красен,  а займы – отдачею. Счет да мера — безгрешная вера. Взял в долг – отдай,  нанес убыток – возмести.

На весь миp и солнышку не угреть.  Дождь не может идти весь год,  человек не может быть  бедным всю жизнь. Беспрерывных дождей и туч не бывает.

В старину на сходах решали дела в общине: если обсуждали – сообща обсуждали, если помогали – сообща помогали… Если сообща обсуждали – тогда обсуждали охотно…§27. Дружески заключенный союз не имеет правил и условий, а не распадается.  Полюбовного договора и патриарх не отнимет.

Сообща обсудят – ошибки не будет. Тучи соберутся – дождь,  люди соберутся – сила. Единомыслие горы валит. Где есть согласие,  там – сила.

Умной спеси не бывает. Самолюб всякому не люб.

недостатки и порицать. §79. Прямолинейно указывать – все равно что обвинять. Бить – бранить есть кому,  кормить некому. Не работы страшись,  а укоров. При добрых порядках не пускают в ход кнут. Духом кротости,  а не палкой по кости. Умелый – неумелому наставник, неумелый – умелому подспорье. Без ученья нет и уменья. Работнику – полтинник, мастеру – рубль. Обычаю следуют, примеру подражают.

Не дорого начало, а похвален конец. Конец делу венец. Скорого дела не хвалят. Что скоро, то и не споро. 202.  Цыплят по oceни считают.

 

Кто сам собою не управит, тот и других не наставит. Господин гневу своему – господин всему. Кто малым доволен, тот у бога не забыт.

безупречной.

Одной рукой собирай,  другою раздавай! Дающего рука не оскудеет. Потная рука торовата, сухая неподатлива. Всякое даяние благо.

Лыком по парче не шьют. Украшать лапти бисером.

Великие таланты зреют медленно.

Добрый человек надежнее каменного моста. Милость смиряет. Виноватых прощают,  а правых жалуют.

Один в поле не воин. Рука руку моет,  человек человеку помогает. Лучше дружбу хранить, чем сокровища копить.

Существам  либо  вредят,  и  тогда переполняется (чаша терпения), либо способствуют, и тогда (гнев) убывает.

Лучше пропасть, чем терпеть злую напасть. Разорить до конца – не будет венца. Не с добра волости встают. Сколько рабов,  столько врагов.

Неуклюж,  да  дюж. Не отесан кряж, да навес держит. Не ищи красоты, ищи доброты.  Слишком умный – брат безумному.

Скромность и  чистота  считаются  всеми  людьми безупречными.

Будь деньги за богачом,  оставался бы хлеб за нами. Праведен муж весь день ликует. Живи смирнее,  так всем будешь милее. Много – сытно,  мало – честно. Простота, чистота, правота – наилучшая лепота. Где просто, там ангелов со сто; где хитро (где мудрено),  там ни  одного. Тихо не лихо,  а смирнее прибыльнее.

День иноходит,  а два со двора не сходит (о лошади, негодной в работу).

Добрая слава далеко распространяется.

По кривой дороге вперед не видать. Слабый ум выбирает кривую дорогу.

Счастья искать – от него бежать. Ум за морем не купишь, коли его дома нет. Тяга к чужим местам – ногам в тягость. Родина – мать,  а чужбина – мачеха.

Бережливость  лучше  прибытка. Жмись в годы изобилия, чтобы и в голодные жилось хорошо.

Близ границы не строй светлицы. Если ты с луком, то я со щитом.

В сплоченности – прочность,  в разобщенности гибель. Дружное стадо волков не боится. В единстве сила. Единство народа – несокрушимая крепость.

Разлука тяжелее смерти. Разлученный со своим народом плачет всю жизнь. Переселение – разорение.

Сытый волк смирнее ненасытного человека. Семь лет маку не   родило, а голоду не бывало. С поста не мрут,  а с обжорства мрут. Охоту держать – дом разорять.

Работные дети отцу хлебы. Тот не умирает, кто детей не покидает.

В мире жить – с миром жить. Безобычному человеку с людьми не жить.

Большие порядки доводят до больших беспорядков. Не бойся закона,  бойся судьи. Строгий закон виноватых творит. Не донимает порядок, не доняли бы порядки (т.е. новые  распоряжения).

 Чем повинности тягостнее, тем  больше  простые  люди проливают слез. Чем налогообложение дотошнее, тем больше в народе недоимок.

Один с сошкой (т.е. работник),  а семеро с ложкой. Белые ручки чужие труды любят.

Поживешь счастливо,  паши не лениво! Одной рукой жни, другою сей!

За один раз дерева не срубишь. Терпенье и труд все перетрут.

Сей  слезами, радостию пожнешь. Что посеешь,  то и пожнешь. Что пожнешь,  то и смолотишь. Не будет пахатника,  не станет и бархатника. Не земля родит, а нивка (т.е. обработанная). Кто рано встает, тому бог подает. Господь повелел от земли кормиться.  Трудовая рука не просит куска.  Крестьянин не будет стараться – весь мир с голоду умрет.

Рыба мелка, да уха сладка.  Из костлявой рыбки уха сладка.

Питер женится, Москва замуж идет.

Не похваля, не продашь; не похуля не купишь.

Здоровье всего дороже. Береги платье снову,  а здоровье смолоду.

Живи просто, выживешь лет со сто. Ешь мало — проживешь долго.

Пока еще не начали, как следует обдумывают. В обхват дерево вырастает из крохотного ростка.  Тысячеверстный поход начинается с шага.

Обрабатывай глину – пока она влажная. И маленькое дело делай, как большое. Туши пожар вовремя. И путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Не тот борец, что поборол,  а тот, что вывернулся.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.   Не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати.

Злой человек не проживет в добре век. На кнуте далеко не уедешь.

Угнетать тирана – дело справедливое. Слон сам посыпает себе голову пылью.

Обычно казнит тот, кто имеет чин ведающего казнями.

Зло злым исполнить.

Жилы рвутся от тяжести,  слезы льются от жалости. Худо овцам, где волк в пастухах. Зелен виноград не сладок,  а молод человек не крепок. Не работа сушит,  а забота. Надсажен конь недалеко везет. Волк не пастух,  а свинья не огородник. Тяжело нагребешь, –  домой не донесешь.

Пора придет,  и вода пойдет. Квашни крышкой не удержишь. И царь  воды не уймет. Большая вода и камень разбивает.

Беседы злые тлят обычаи благие. Где грозно, там и розно. Не суди других – не осудишься от них.

Заключение

Сочинение    «Дао дэ цзин»   древнекитайского мыслителя Лао цзы (V век до н. э.) входит в число наиболее известных философских произведений, составляющих сокровищницу мировой культуры. Перевод автора [1]  представляет «Дао дэ цзин» как целиком придерживающееся русла традиционной китайской литературы сочинение, посвященное обоснованию и описанию наилучшего устройства общества. Особенность данного перевода заключается в том, что выделен уровень, посвященный описанию жизни простых людей. «Дао дэ цзин» понимается как сочинение, в котором истинным путем жизни признается следование природе, естественность, а истоком  нравственности, показателем здоровья общества – сотрудничество и взаимопомощь.

 

Список литературы

  1. Саврухин А.П. Книга о естественных основах нравственности. Учебное пособие по курсу «Нравственные основы культуры». М.: МЛТИ, 1991.
  2. Саврухин А.П. «Дао дэ цзин» о первоначалах. Тезисы докладов ХХ науч. конф. «Общество и государство в Китае». М.: Наука. 1989. Ч. 1. С. 58-60.
  3. Саврухин А.П. Понятие ДАО и стилистика «Дао дэ цзина». Тезисы докладов Х1Х науч. конф. «Общество и государство в Китае». М.: Наука. 1988. Ч.1. С.[schema type=»book» name=»»Дао дэ цзин» в пословицах» description=»В статье исследуется социальная компонента трактата «Дао дэ цзин» древнекитайского мыслителя Лао цзы. Приводятся выдержки из трактата и соответствующие им народные пословицы. Кратко учение Лао цзы можно выразить в словах: земледелие – лучшее из занятий, община – основа общества и государства, сотрудничество – главное в общении, следование естественности – истинный путь. » author=»Саврухин Анатолий Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found